Бремя психических расстройств оказывает заметное влияние на системы здравоохранения и экономики всех стран мира, поскольку психические болезни часто приводят к нетрудоспособности и ивалидности относительно молодных людей. В этом отношении шизофрения является одним из самых тяжелых психических расстройств [1].
Современные подходы к лечению шизофрении предусматривают сочетание медикаментозного лечения и психосоциальной помощи, которая должна оказываться больному уже на ранней стадии заболевания [2]. В этом случае больные могут вести продуктивную и качественную жизнь, а также интегрироваться в общество [3, 4]. Речь идет о психиатрической реабилитации, которая представляет собой постоянный и непрерывный процесс, состоящий из комплекса лечебных, психокоррекционных, воспитательных, профессиональных и социально-экономических мер [5]. В этом комплексе воздействий психообразовательная работа с пациентами и их близким окружением является относительно новым методом [6].
J. Authier [7] рассматривает психообразование не только в сфере болезни, но и как обучение социальным навыкам. S. Zandsverk и C. Kane [8] подчеркивают, что психообразование позволяет защищать основные права пациента, в частности право на получение информации о собственном психическом расстройстве. В середине 80-х годов психообразование в немецкоязычных странах стало независимым педагогическо-психотерапевтическим направлением, основанным на связи предоставления информации с когнитивно-поведенческим подходом. Такое направление объединяло в себе тренинги в виде индивидуальной поведенческой коррекции, развития у больного повышения уверенности в себе, обучения способам решения различных вопросов и коммуникации и проведение групповой семейной терапии [9—11].
В настоящее время под психообразованием принято понимать поэтапный процесс получения и расширения знаний пациентов в области психических заболеваний и методах оказания психиатрической помощи, что позволяет им более правильно оценивать имеющиеся психические расстройства и соответствующим образом корригировать собственное поведение по отношению к лечебным мероприятиям и окружающим [12]. Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, тесно связанные между собой. Первая задача — само «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании для правильного понимания своего состояния и контроля болезненных проявлений и симптомов. Вторая задача — обеспечение «психосоциальной поддержки». Если психообразовательная программа проводится в виде групповых занятий, то сама группа пациентов является для больного источником поддержки и терапевтической средой. В данном случае пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения и реакции, общения и совладания со сложными ситуациями. Посредством участия в группе удовлетворяются потребности пациента в общении. В психообразовательных программах для близких или родственников пациента большое значение придается развенчанию ложных мифов о шизофрении и борьбе со стигмой [13].
Таким образом, психообразование рассматривается как одна из составляющих комплексного лечения шизофрении и вид психосоциального вмешательства, помогающий больному преодолеть болезнь и адаптироваться к окружающей социальной среде.
Цель настоящего исследования — оценка эффективности программы психообразования при шизофрении.
Материал и методы
В проспективное исследование были включены 30 пациентов с подтвержденным диагнозом шизофрении, 23 женщины и 7 мужчин, преимущественно в возрасте от 18 до 40 лет (см. таблицу).
25 больных наблюдались в период стационарного лечения и 5 — являлись амбулаторными пациентами.
Программа психообразования проводилась в форме беседы с группой пациентов — 12 сессий, каждая из которых длилась около 1,5 ч. Сессии велись специально подготовленным психиатром. Сессии проводились по следующим темам: 1) встреча, взаимное знакомство; 2) введение в проблему; 3) симптомы шизофрении; 4) диагноз шизофрении; 5) причины шизофрении; 6) лекарственные препараты: эффекты и побочные эффекты; 7) симптомы рецидива, значение друзей и семьи; 8) кризисное планирование; 9) принципы восстановления; 10) обращение с наркотиками и алкоголем; 11) взаимоотношения с окружающими и сексуальность; 12) подведение итогов.
Эффективность программы оценивали путем сравнения частоты госпитализаций в течение 12 мес до и после проведения программ, а также их средней продолжительности.
Программа психообразования была проведена с декабря 2013 г. по октябрь 2014 г. на базе Центра психического здоровья Алматы.
Статистический анализ: для сравнения наличия госпитализации в течение 12 мес до и после проведения программы психообразования использовали тест МакНемара [14]. Частота и средняя продолжительность госпитализации были сравнены с использованием критерия Уилкоксона [15].
Результаты и обсуждение
Приведенная в таблице социально-демографическая характеристика участников программы показывает, что почти 80% составили женщины, 2/3 участников были в возрасте до 30 лет, но лишь 17% — имели работу и 1/3 — проживали в собственном жилище.
Все 30 пациентов полностью выполнили программу, что говорит о ее применимости для больных шизофренией, проживающих в городских условиях.
Все 30 больных в течение предшествующих программе 12 мес повторно госпитализировались в связи с обострением заболевания. После проведения программы психообразования у 5 участников в течение 1 года не было ни одной госпитализации (χ2 МакНемара равен 3,2, p=0,0736). Среднее число госпитализаций в течение 12 мес до программы было равно 4,9, после программы — 3,8. Частота госпитализаций в течение 1 года у 10 участников осталась без изменений.
Что касается длительности стационирования, то число койко-дней в стационаре прошедших психообразование пациентов после программы составило 35 дней по сравнению с 67 днями до ее прохождения (p<0,05). Важно отметить, что 20 больных из психообразовательных групп после изменения психического состояния самостоятельно обратились к лечащим врачам с целью уточнения поддерживающей терапии, хотя ранее часто нарушали режим лечения либо полностью от него отказывались, проявляя явное недоверие.
Проведенное исследование показало, что программы психообразования могут быть внедрены в практику психиатрических служб. Они необходимы не только пациентам, но и врачам. На основании результатов после проведения программы в виде снижения повторных рецидивов психических расстройств, требующих стационарного лечения, снижения проведенных дней на стационарном лечении можно сделать вывод о потенциальной эффективности программ психообразования.
Вместе с тем проведенное исследование имеет ряд ограничений, связанных с малочисленностью выборки, отсутствием соответствующих контрольных групп и сведений о результатах влияния психообразовательной программы на родственников и близких больных. Это делает необходимым оценить полученные результаты как предварительные, нуждающиеся в расширении и подтверждении.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.