Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Немкова С.А.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Современные возможности применения препарата гопантеновой кислоты (Пантокальцин) при лечении заболеваний нервной системы у детей

Авторы:

Немкова С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 8949

Загрузок: 176


Как цитировать:

Немкова С.А. Современные возможности применения препарата гопантеновой кислоты (Пантокальцин) при лечении заболеваний нервной системы у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(5):69‑77.
Nemkova SA. Modern application possibilities hopanthenic acid (Pantocalcin) in treatmentdiseases of the nervous system in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(5):69‑77. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212205169

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ло­гия лег­ких у де­тей при дли­тель­но те­ку­щей но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(1):36-43
Од­но­мо­мен­тная гер­ни­оп­лас­ти­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­то­да PIRS при ла­па­рос­ко­пи­чес­кой ап­пен­дэк­то­мии у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(1):55-59
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная экстра­ве­зи­каль­ная ре­им­план­та­ция мо­че­точ­ни­ка при пу­зыр­но-мо­че­точ­ни­ко­вом реф­люк­се. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(1):60-66
Ка­чес­тво ока­за­ния не­от­лож­ной по­мо­щи де­тям с трав­ма­ми пос­то­ян­ных зу­бов по дан­ным ана­ли­за до­ку­мен­та­ции от­де­ле­ния не­от­лож­ной по­мо­щи го­род­ской сто­ма­то­ло­ги­чес­кой по­лик­ли­ни­ки. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):41-47
При­ме­не­ние уз­ко­по­лос­но­го оп­ти­чес­ко­го из­лу­че­ния с дли­ной вол­ны 650 нм в ком­плексном ле­че­нии де­тей с за­дер­жкой ре­че­во­го раз­ви­тия. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):5-12
При­ме­не­ние транскра­ни­аль­ной мик­ро­по­ля­ри­за­ции в ос­тром пе­ри­оде тя­же­лой че­реп­но-моз­го­вой трав­мы у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):13-21
Ис­то­ри­чес­кие ас­пек­ты фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия дет­ской ку­рор­тной ме­ди­ци­ны в Са­мар­ском ре­ги­оне. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):62-69
Срав­ни­тель­ный ана­лиз субъек­тив­ных и объек­тив­ных ме­то­дов ди­аг­нос­ти­ки син­дро­ма обструк­тив­но­го ап­ноэ сна у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):11-15
Осо­бен­нос­ти му­та­ций в ге­нах у де­тей с вы­со­кой бли­зо­ру­кос­тью, со­че­та­ющей­ся с пе­ри­фе­ри­чес­ки­ми вит­ре­охо­ри­оре­ти­наль­ны­ми дис­тро­фи­ями. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):19-24
Дли­тель­ная спи­наль­ная и сак­раль­ная ней­рос­ти­му­ля­ция у де­тей при на­ру­ше­ни­ях фун­кции та­зо­вых ор­га­нов: пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(2):31-38

В настоящее время, по данным Росстата, в РФ зарегистрированы 745 тыс. детей и 141 тыс. подростков с заболеваниями нервной системы [1]. Психическими расстройствами и расстройствами поведения страдают 184 тыс. детей и 66 тыс. подростков [1]. Рост числа детей-инвалидов с неврологической патологией за последние 15 лет составил 26% [1], что определяет высокую актуальность разработки эффективных методов восстановительного лечения, в том числе с применением широкого спектра медикаментозных средств. Клинические рекомендации (КР) по лечению заболеваний центральной нервной системы (ЦНС) у детей предусматривают использование ноотропов и нейропротекторов, средств для улучшения церебрального кровообращения, процессов метаболизма в ЦНС, снижения внутричерепной гипертензии, регуляторов мышечного тонуса, противоэпилептических препаратов [2, 3].

Ноотропные средства играют ведущую роль в лечении патологии ЦНС у детей ввиду широкого спектра положительных фармакологических эффектов и хорошего профиля безопасности. Ноотропы — это средства, оказывающие активирующее действие на когнитивные функции, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии и токсическим воздействиям [2, 3]. Фармакологическое действие ноотропов носит комплексный характер и может включать метаболическое, вазоактивное, антигипоксантное [2—4].

Клиническая активность ноотропов включает ноотропное, адаптогенное, антиастеническое, антидепрессивное, седативное действия. Целесообразность применения ноотропных средств у детей с заболеваниями ЦНС обусловлена высокой пластичностью мозга ребенка, возможностью значительной компенсации неврологического дефицита, особенно при своевременной и ранней коррекции, в условиях минимизации лекарственной терапии благодаря максимально широким положительным эффектам, и относительной безвредностью назначаемых препаратов [2—4]. В детской практике используется много ноотропов с разными механизмами действия: вещества, влияющие на систему ГАМК, холинергические средства, нейропептиды и др., при этом критериями выбора оптимального лекарственного средства являются не только его высокая эффективность, но и сбалансированность действия (отсутствие резкого психостимулирующего либо избыточно седативного действия), низкая токсичность, минимальная выраженность нежелательных реакций, отсутствие возрастных ограничений, разнообразие форм выпуска, что определяет широкое применение производных гопантеновой кислоты (ГПК) [2—4].

ГПК является аналогом медиатора ГАМК в ЦНС благодаря присутствию в ее молекуле пантоильного радикала, легко проникает через гематоэнцефалический барьер, оказывая выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. ГПК достаточно длительно присутствует в головном мозге (преимущественно в коре, мозжечке, хвостатом ядре), оказывая существенное влияние на различные звенья клеточного метаболизма. Основными механизмами действия ГПК являются: 1) улучшение утилизации глюкозы в нейронах коры, мозжечка, подкорковых ядер, гипоталамуса и увеличение энергетического обмена; 2) активация синтеза АТФ, белка и РНК; 3) повышение устойчивости нейронов к гипоксии и ишемическому повреждению; 4) улучшение реактивности церебральных сосудов [4—6].

Одним из ноотропов на основе ГПК является Пантокальцин (кальциевая соль ГПК) [4]. Фармакологические эффекты Пантокальцина обусловлены его прямым позитивным влиянием на аллостерический центр метаботропного трансмембранного G-белок-связанного подтипа ГАМК-рецепторов (ГАМК-Б-рецептор), которые играют ведущую роль в процессах клеточной возбудимости и синаптической передачи, вызывая усиление ГАМКергических тормозных процессов. Также предполагается влияние Пантокальцина на другие медиаторные системы (глутамат-, дофамин-, ацетилхолин-, серотонин-, норадреналинергические) [4—6]. Пантокальцин обладает ноотропным, нейропротективным и нейротрофическим действием, повышает устойчивость мозга к гипоксии, стимулирует анаболические процессы в нейронах, оказывает противосудорожное влияние, повышает умственную и физическую работоспособность, что в сочетании с высоким профилем безопасности препарата определяет широкий спектр его применения у детей [4—7] (рис. 1).

Рис. 1. Схема действий влияния Пантокальцина на нейромедиаторные системы.

Основными показаниями к применению Пантокальцина в педиатрической практике являются: 1) перинатальные поражения ЦНС (ППНС); 2) задержки развития (ЗР) (психического, речевого, моторного или их сочетания); 3) проявления школьной дезадаптации и нарушения формирования школьных навыков (чтения, письма, счета), 4) синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ); 5) экстрапирамидные нарушения (тики, гиперкинезы); 6) детский церебральный паралич (ДЦП); 7) когнитивные нарушения различного генеза; 8) эпилепсия (в составе комплексной противоэпилептической терапии); 9) астенические состояния, снижение умственной и физической работоспособности; 10) умственная отсталость различной степени выраженности; 11) заикание; 12) нейрогенные расстройства мочеиспускания (энурез и др.); 13) неврозоподобные состояния [4—8]. Пантокальцин принимают внутрь через 15—30 мин после еды. Разовая доза для детей составляет 0,25—0,5 г, суточная доза для детей — 0,75—3 г. Продолжительность лечения — 1—6 мес в зависимости от показаний; через 1—3 мес возможно повторение курса лечения [4, 7]. Ввиду разнообразия фармакологических эффектов Пантокальцин обладает широким спектром показаний в терапии неврологической и психической патологии у детей как изолированно, так и в комбинации с другими лекарственными средствами. Эффективность и безопасность Пантокальцина продемонстрированы более чем в 30 исследованиях с участием детей разного возраста [8—15].

Важным достоинством Пантокальцина является наличие не только таблетированной формы (250 и 500 мг), но и раствора для приема внутрь (150 мг/мл), что позволяет использовать Пантокальцин с первых дней жизни ребенка в составе комплексной терапии ППНС и их последствий. Проблема ППНС представляется особенно актуальной, учитывая, что в мире ежегодно рождаются в асфиксии 4 млн детей, и 1 млн из них в дальнейшем имеют стойкие нервно-психические нарушения [16]. В РФ в 2020 г. ППНС отмечались у 589 тыс. детей (42% всех новорожденных), а последствия со стороны ЦНС наблюдались на 1-м году жизни у 298 тыс. детей [1].

ППНС представляют большую группу состояний, объединенных между собой временем воздействия неблагоприятного фактора на плод и новорожденного (22 нед внутриутробного развития и 7 дней после рождения) и схожей клинической картиной [17, 18]. Периодизация ППНС и их последствий предусматривает выделение трех основных периодов: 1) острого (включает 1-й месяц жизни ребенка, хотя некоторыми неврологами предлагается расширить данный интервал до 2—3 мес ввиду активного формирования в это время неврологического дефицита); 2) восстановительного (продолжается с 1-го месяца до 1-го года у доношенных и до 2 лет у недоношенных детей), при этом выделяется ранний (до 3—5 мес) и поздний (до 2 лет) восстановительный период; 3) исходов (после 2 лет) [17, 18]. Основными неврологическими синдромами у новорожденных в остром периоде ППНС являются синдром возбуждения ЦНС (повышение нервно-рефлекторной возбудимости, P91.3), синдром угнетения ЦНС (апатия, депрессия, P91.4), кома (P91.5), внутричерепная гипертензия (гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипертензионный синдром, вентрикуломегалия, P91.8), судорожный синдром (неонатальные судороги, P90), нарушения мышечного тонуса, P94) [2, 17—20].

Синдром возбуждения проявляется немотивированным плачем, сокращением продолжительности периодов сна, усилением спонтанных движений, оживлением врожденных и глубоких рефлексов, стойким тремором. При синдроме угнетения отмечается снижение спонтанной двигательной активности, сосательного и глотательного рефлексов, ослабление крика, мышечная гипотония и гипорефлексия, бульбарные и псевдобульбарные нарушения. Судорожный синдром характеризуется атипичными приступами, которые носят преимущественно симптоматический характер как реакция незрелой нервной системы ребенка на тот или иной патологический фактор [2, 17]. Синдром вегетовисцеральных нарушений часто характеризуется дискинезией желудочно-кишечного тракта, мраморной окраской кожных покровов, нарушениями ритма сердца и дыхания. Синдром двигательных расстройств может проявляться различными нарушениями мышечного тонуса и развитием парезов. Гидроцефальный синдром характеризуется расширением объема ликворных пространств и часто обусловлен нарушением баланса между выработкой цереброспинальной жидкости и ее абсорбцией, наличием атрофических изменений в головном мозге, а гипертензионный синдром проявляется повышением внутричерепного давления и манифестирует беспокойством, тремором, симптомом Грефе, нистагмом и сходящимся косоглазием, выбуханием родничка, срыгиваниями, рвотой, цианозом. Гидроцефалия у ребенка далеко не всегда сопровождается гипертензией и наоборот, поэтому в клинических рекомендациях предложено выделять несколько различных вариантов их сочетаний [2, 17—20].

В структуре ППНС в зависимости от ведущего механизма повреждения выделяют гипоксические, травматические, токсико-метаболические и инфекционные поражения [19]. Наиболее часто встречаются гипоксические поражения ЦНС, которые наблюдаются у 46—60% пациентов и могут быть обусловлены хронической внутриутробной гипоксией (P20.0), острой гипоксией (асфиксия) в родах (P20.1), постнатальной дыхательной недостаточностью (P22.0), право-левым шунтированием (P29.3.1) [20, 21]. В последние годы внимание уделяется изучению патофизиологических нарушений при церебральной гипоксии-ишемии, при которой описаны варианты ишемического каскада, который развивается при асфиксии в результате снижения кровотока и содержания кислорода в крови, что сопровождается отеком, набуханием нейронов и увеличением проницаемости мембран, накоплением в зоне ишемии лактата и свободных радикалов, гиперстимуляцией глутаматных рецепторов с развитием эксайтотоксичности, избыточного поступления в клетку кальция, натрия, хлора и воды, что приводит к гибели лизосом и освобождению лизосомальных ферментов, а также сопровождается нарушением функционирования эндотелиоцитов и развитием блока микроциркуляции, местной воспалительной реакцией с развитием нейронального некроза и апоптоза [20—22]. Пантокальцин активирует ГАМК-Б-рецепторный комплекс, способствует нормализации баланса ГАМК/глутаминовая кислота и, как следствие, приводит к уменьшению эксайтотоксичности, гипоксического поражения нейронов, улучшает энергетические процессы в нейронах и ускоряет созревание нервной системы, способствуя образованию новых синапсов за счет нейротрофического действия, что позволяет применять препарат в форме раствора для приема внутрь при ППНС и их последствиях [5—7, 22—24]. Клиническое применение раствора Пантокальцина уже в остром периоде ППНС патогенетически обосновано и может быть направлено на прерывание быстрых механизмов гибели клеток, торможение оксидантного стресса, блокаду провоспалительных цитокинов, нормализацию нейрометаболических процессов, ингибирование апоптоза с целью профилактики отдаленных последствий ишемии [5—7, 22—24]. Препараты ГПК включены в национальные КР по лечению перинатальных гипоксически-ишемических поражений ЦНС, а также в федеральные КР по оказанию медицинской помощи детям с ППНС [2, 25].

Вследствие ППНС у 70% детей могут формироваться как органические расстройства ЦНС (ДЦП, умственная отсталость, симптоматическая эпилепсия, гидроцефалия), так и функциональные нарушения (СДВГ, тики, энурез, специфическое нарушение речи и языка, расстройства поведения, нарушения сна) [18]. Частыми исходами ППНС в первые месяцы и годы жизни ребенка являются ЗР, для коррекции которых необходима комплексная терапия с применением ноотропных средств, которые стимулируют и поддерживают нервную систему ребенка, способствуя компенсации психоневрологического дефицита [2, 17, 25]. Федеральные КР Союза педиатров России по лечению детей с последствиями ППНС определяют в качестве основного ноотропного средства ГПК курсом не менее 2 мес [25]. Препараты ГПК также включены в национальные КР по диагностике и лечению специфических расстройств речи у детей [2]. Ряд клинических исследований показал высокую эффективность применения Пантокальцина у детей с ЗР [5—7, 26, 27].

Целью одного из исследований являлось изучение эффективности применения Пантокальцина (по 0,25 г 2 раза в сут в течение 1—2 мес) в лечении детей в возрасте до 4 лет с последствиями ППНС в виде задержки речевого развития (ЗРР), которая сочеталась с проявлениями СДВГ, нарушениями мелкой моторики [11]. Положительная динамика речевого развития после лечения Пантокальцином наблюдалась у 75% детей, улучшение мелкой моторики — у 65%, уменьшение проявлений СДВГ — у 80%, что значительно превышало результаты группы сравнения (20%), в которой медикаментозная терапия не проводилась [11]. Интерес представляют результаты обследования 120 детей в возрасте 3—5 лет с ЗРР (как парциальной, так и в структуре психоневрологического дефицита), которая у 1/3 детей сочеталась с СДВГ [9]. Лечение Пантокальцином проводилось в дозе 30—40 мг/кг/сут в течение 2,5 мес. Позитивная динамика в виде становления речи, улучшения поведения и сна наблюдалась после лечения у 74,5% детей [9].

В другом исследовании проводилось изучение эффективности и безопасности применения Пантокальцина у детей дошкольного возраста (4—6 лет) с последствиями ППНС, с диагнозом «специфические расстройства развития речи и языка» (F80) [10]. В основную группу были включены дети с ОНР III уровня, получавшие лечение Пантокальцином на протяжение 1 мес (по 0,25 г 2 раза в сут). У 1/2 детей этой группы ЗРР сочеталась с проявлениями СДВГ, у другой 1/2 детей — с двигательными нарушениями. Группу сравнения составили дети с речевыми нарушениями в сочетании с СДВГ (30%), двигательными расстройствами (70%), которым терапия Пантокальцином не проводилась. Полученные результаты свидетельствовали, что в результате применения Пантокальцина улучшение психоречевого развития наблюдалось у 70% детей (в группе сравнения — у 50%), что сопровождалось улучшением состояния мелкой моторики на 18,2% (в группе сравнения — на 9%), улучшением зрительного восприятия, концентрации внимания, позитивной динамикой в эмоционально-личностной сфере (с уменьшением тревожности, плаксивости, агрессивных реакций), при этом отмечалась хорошая переносимость препарата (рис. 2) [10, 26, 27].

Рис. 2. Доля пациентов с клиническим улучшением при лечении Пантокальцином и в группе сравнения.

По данным специалистов Научного центра здоровья детей, полная компенсация последствий перинатальной патологии отмечается только у 30—40% детей, при этом у 20—40% могут сохраняться нарушения социализации, а у 5—25% формируется инвалидность [16]. Именно патология перинатального периода в 60% случаев является причиной детской инвалидности, при этом 24% составляют пациенты с ДЦП [16, 21]. ДЦП — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде либо аномалии его развития, характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [24, 28—30]. Распространенность ДЦП в России составляет 0,6—6,0 случаев на 1000 доношенных детей, 9—24 — на 1000 недоношенных с массой тела 1000—2500 г, 18—40 — на 1000 детей с массой менее 1000 г [28, 30]. В РФ нет единого регистра больных ДЦП, но, по данным других стран, например США, где такой учет проводится [31], можно предположить, что число пациентов с ДЦП в России составляет не менее 700 тыс. Двигательные нарушения при ДЦП являются ведущими в клинической картине, при этом классификация ДЦП в соответствии с МКБ-10 предусматривает выделение таких форм заболевания, как спастическая диплегия (G80.1), детская гемиплегия (G80.2), дискинетический церебральный паралич (G80.3), атаксический церебральный паралич (G80.4), другой вид ДЦП (G80.8), ДЦП неуточненный (G80.9) [28]. Основными причинами формирования неврологического дефицита при ДЦП являются поражение и незрелость моторных, сенсорных и ассоциативных отделов головного мозга, которые усугубляются сенсорной деафферентацией, что определяет необходимость использования в комплексной реабилитации ноотропов, нейротрофической и нейропротективной терапии [30, 32—36]. Такой группой препаратов являются производные ГПК, включенные в Стандарты первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при ДЦП (Приказы Минздрава России №339н и №340н от 15.06.15), национальные КР по лечению детей с ДЦП, а также федеральные КР СПР [2, 3, 25].

В ряде исследований показано, что реабилитационный прогноз и возможности социальной адаптации при ДЦП зависят от степени выраженности моторного дефицита и состояния высших психических функций [31—36]. Различные нарушения психического развития отмечаются более чем у 80% пациентов с ДЦП, при этом превалируют когнитивные расстройства, резидуально-органические пограничные нарушения, что определяет предпочтительность выбора для коррекции данных патологических состояний Пантокальцина как эффективного и безопасного препарата комплексного действия [32, 33, 37]. В исследовании, проведенном с участием 100 детей с ДЦП, было показано положительное влияние 3-месячного курса Пантокальцина на когнитивные функции, показатели памяти, активного внимания, скорости мышления, умственной работоспособности [38]. Препараты ГПК предпочтительны для применения и при гемипаретической форме ДЦП (которая, как известно, у 1/3 пациентов осложняется судорожными приступами), поскольку не оказывает негативного влияния на частоту приступов, способствуя улучшению когнитивных функций при ДЦП [30, 32].

Другой актуальной проблемой детской неврологии является СДВГ, которым в РФ страдают более 2 млн человек [37]. СДВГ встречается у 3—10% детей школьного возраста [37, 39—43]. В соответствии с DSM-5 для установления диагноза СДВГ требуется выявление не менее 6 симптомов невнимательности и/или не менее 6 симптомов гиперактивности/импульсивности, при этом симптомы должны быть значительно выражены и приводить к нарушению функционирования ребенка, по крайней мере, в двух сферах (к примеру, дома и в школе) [37]. Клинически СДВГ подразделяют на подтипы с преобладанием невнимательности, гиперактивности/импульсивности, а также возможен комбинированный вариант [37]. Средний возраст при обращении к врачу составляет 7—10 лет, при этом частыми жалобами со стороны пациентов и родителей являются трудность в сохранении внимания при выполнении заданий, неспособность сосредоточиться на деталях и ошибки из-за невнимательности, забывчивость в повседневных ситуациях, отвлекаемость при учебе и в общении, неаккуратность, неорганизованность, сложности в поддержании порядка, частая потеря вещей [37]. Распространенными жалобами могут быть беспокойные движения в конечностях, ребенок находится в постоянном движении, болтлив, отвечает на вопрос, не дослушав его, нетерпелив, проявляет беспечность и легкомысленность, не оценивает адекватно последствия своих импульсивных поступков. СДВГ негативно влияет на школьную успеваемость, так как ребенок не может выполнить требования, предъявляемые к учащемуся: задания выполняет небрежно, мешает работе класса. СДВГ часто сопутствуют и специфические трудности обучения — дислексия, дискалькулия, дисграфия. СДВГ препятствует успешной социальной адаптации ввиду непредсказуемости поведения, агрессивности, неподчинения общественным нормам, неспособности успешно устанавливать дружеские контакты, что является частой причиной проблем во взаимоотношениях со сверстниками и родителями [37].

Этиологическими факторами возникновения СДВГ являются поражение мозга в перинатальном периоде (более 30%), наследственные, социально-средовые и нейрохимические особенности [37, 39, 40, 44]. В патогенезе СДВГ наряду с нарушениями в дофамин-, норадреналин- и холинергической нейротрансмиссии значимыми являются расстройства функционирования ГАМКергических систем мозга, предположительно, обусловленные снижением уровня ГАМК в таламусе и мозжечке, что в сочетании с незрелостью ассоциативных лобных отделов мозга, ответственных за планирование и управляющие функции, может приводить к развитию гиперактивности и невнимательности и делает патогенетически обоснованным применение ГПК [45, 46]. Препараты ГПК включены в КР по диагностике и лечению СДВГ [2, 3]. Отмечено, что в терапии СДВГ целесообразно использовать Пантокальцин (в дозировках 50—75 мг/кг курсами до 4—6 мес) как препарат с широким спектром действия [41—45].

Крупное исследование Пантокальцина при СДВГ включало наблюдение 112 пациентов, разделенных на три группы: дошкольную, младшую и старшую школьную [40]. Проводилось 3 курса назначения Пантокальцина в течение года (по 50 дней каждый курс, интервал между курсами 2 мес), суточная доза составила при СДВГ с преобладанием нарушений внимания 40—50 мг/кг, а при СДВГ с преобладанием гиперактивности и комбинированном типе — 75 мг/кг в 2 приема. Клиническое улучшение (с оценкой по шкале SNAP-IV) после лечения Пантокальцином отмечено у 79%. Анализ результатов в разных возрастных группах показал, что наилучший результат отмечался в дошкольной (86%) и младшей школьной (81%) группах (рис. 3). В целом у больных всех групп отмечена эффективность Пантокальцина в отношении всех основных проявлений СДВГ, при этом улучшение наблюдалось у 77% детей с выраженным нарушением внимания, у 73% — с выраженной гиперактивностью и у 70% — с импульсивностью (см. рис. 3). Также на фоне лечения Пантокальцином у 86% пациентов улучшались внимание, память, логическое мышление. ЭЭГ-исследование показало положительные изменения в результате применения Пантокальцина у 65% пациентов [40].

Рис. 3. Результаты применения Пантокальцина у детей с СДВГ.

а — динамика числа пациентов с наличием симптомов СДВГ по шкале SNAP-IV; б — доля пациентов с улучшением и значительным улучшением по шкале SNAP-IV после лечения, %.

В другом исследовании проведено наблюдение 146 детей в возрасте 4—7 лет с СДВГ, которым назначалось лечение Пантокальцином в дозе 0,25 г 3—4 раза в сут в течение 1 мес [42]. После терапии Пантокальцином улучшение отмечалось у 78% больных, положительная динамика на ЭЭГ — у 70%, также наблюдалось повышение устойчивости к нервно-психическим и физическим нагрузкам, уменьшились конфликтные ситуации со сверстниками [42]. Пантокальцин при курсовом назначении на 2—3 мес уменьшает не только проявления СДВГ, но и когнитивные расстройства [15], способствует снижению тревоги и депрессии [43]. Уменьшение тревожности, улучшение адаптационных возможностей при лечении Пантокальцином показано и в других исследованиях [39, 46].

Помимо СДВГ, к числу распространенных нарушений среди детей и подростков относятся тики [47—53], которыми, по данным разных авторов, страдают 5—25% детей. У 90% пациентов тики начинаются в возрасте 3—15 лет, а чаще всего они диагностируются у детей 6—7 лет [2, 48, 49]. Предложено несколько классификаций тиков [2, 48, 49]. В МКБ-10 выделяются транзиторные тики (F95.0), хронические моторные и вокальные тики (F95.1) и синдром Жиль де ля Туретта (F95.2). По этиологии тики разделяются на первичные (наследственные), вторичные (как последствия пре- и перинатальной патологии, посттравматические, лекарственные) и криптогенные [48]. В соответствии с топико-клиническими проявлениями тики могут быть локальными, распространенными и генерализованными, сочетание с вокальными тиками — синдром Туретта [48]. Классификация выделяет простые и сложные тики, при этом простые моторные захватывают одну группу мышц, в основном мимической мускулатуры, а сложные — несколько групп мышц [49]. К простым вокальным тикам относится произнесение отдельных звуков, к сложным — слова, словосочетания и предложения, имеющие определенный смысл. Течение тиков может быть транзиторным, ремиттирующим, стационарным либо прогредиентным, при этом по степени тяжести выделяются единичные, серийные и статусные тики [48]. Так же, как и при СДВГ, помимо перинатального фактора, патогенетические особенности тиков включают генетический, социально-психологический и нейрохимический аспекты [49]. Предполагается, что основой патогенеза тиков является дизрегуляция кортико-стриато-паллидо-таламо-фронтальных кругов и модулирующих их активность восходящих моноаминергических систем, а также задержка созревания префронтальной коры [51, 52]. На нейрохимическом уровне тики обусловлены избыточным возбуждающим влиянием ацетилхолина при недостаточности дофаминергических систем и/или избыточности серотонинергических нейромодуляторных воздействий в экстрапирамидной системе, дополнительно подкрепляемым снижением ГАМКергического тормозящего контроля неокортекса, что делает обоснованным применение ГПК с целью нормализации ГАМКергической нейротрансмиссии [13, 47, 53]. ГПК включена в КР по диагностике и лечению тикозных гиперкинезов у детей [2, 3]. Показано положительное влияние Пантокальцина при коррекции тиков у детей [9, 12, 13, 50, 54].

Проводилось исследование эффективности Пантокальцина для лечения тиков у пациентов в возрасте 4—15 лет, с длительностью заболевания от 1 года до 3 лет. В зависимости от дозировки препарата (0,5, 1 и 2 г/сут) пациенты были разделены на три группы [13]. В исследовании оценивались семиотика, частота и тяжесть тиков, кратковременная слухоречевая память. Результаты свидетельствовали об уменьшении частоты и распространенности тиков на 60—100% (в зависимости от вида тиков), что сопровождалось улучшением когнитивных функций при приеме Пантокальцина (рис. 4).

Рис. 4. Динамика количества тиков на фоне лечения Пантокальцином в течение 2 мес.

Было показано, что Пантокальцин является эффективным препаратом для коррекции хронических тикозных гиперкинезов у детей [13]. Проводилось изучение влияния Пантокальцина на выраженность тиков и биоэлектрической активности головного мозга (с оценкой спектральной мощности основных ритмов в ЭЭГ) у детей в возрасте 6—14 лет с тикозными гиперкинезами [14]. Пантокальцин применялся в дозах 0,5—1,0 г/сут в течение 3 мес, уже через 1 мес лечения положительная динамика отмечалась у 92% пациентов. Также наблюдалось улучшение неврологического статуса: в 2—2,5 раза уменьшились симптомы орального автоматизма, выраженность пирамидной и кортиконуклеарной недостаточности. В результате приема Пантокальцина отмечались позитивные изменения на ЭЭГ в виде повышения частоты и спектра мощности альфа-ритма, а также снижения спектра мощности медленноволновой активности [14].

У детей часто встречается энурез, который характеризуется непроизвольным интермиттирующим мочеиспусканием во время сна у ребенка старше 5 лет [54—58]. Энурез наблюдается у 21% пациентов в возрасте до 6 лет, снижаясь до 8% в возрасте 9 лет [54]. Постоянный энурез может сохраняться у 1/2 пациентов и в более старшем возрасте, что указывает на рецидивирующий характер заболевания и требует комплексного лечения [54]. Патогенез энуреза может быть обусловлен задержкой созревания ЦНС, нарушением ритма секреции антидиуретического гормона, перинатальными факторами, сочетанием таких предрасполагающих особенностей, как полиурия, дисфункция мочевого пузыря и трудности пробуждения, он часто сопутствует невротическим расстройствам [55].

Лечение энуреза включает коррекцию патогенетических механизмов, наиболее часто применяются десмопрессин, холинолитики, имипрамин [54]. В национальные КР по диагностике и лечению энуреза у детей также включены и препараты ГПК [2, 3]. Считается, что у детей с энурезом и коморбидными состояниями (СДВГ, эпилепсия, синдром вегетативной дисфункции, неврозоподобные расстройства) особенно оправданно применение Пантокальцина, который оказывает положительное влияние на детрузорно-сфинктерную диссинергию, а также на гипермоторные нарушения функции мочевого пузыря, так как угнетает повышенный пузырный рефлекс и тонус детрузора [54—58].

Проведено изучение эффективности Пантокальцина по 0,25 г 3 раза в сут в утренние и дневные часы (курс — 2 мес) у 54 детей (средний возраст 9,5±2,1 года) с энурезом и психоневрологической симптоматикой [59]. По окончании курса лечения восстановление функции мочевого пузыря в виде уменьшения (вплоть до полного исчезновения) ирритативных проявлений наблюдалось у 91% детей, средняя продолжительность ремиссии составила 97±21 день (до лечения — 10±4 дня), количество «сухих ночей» увеличилось в 5—10 раз. Положительный эффект при лечении энуреза был достигнут у 86% больных, выздоровление наступило у 41%, что также сопровождалось редукцией раздражительности, расторможенности, агрессивности, позитивной динамикой на ЭЭГ у 1/3 пациентов [59].

Актуальной проблемой педиатрической практики в связи с распространением COVID-19 становятся длительно сохраняющиеся после острой инфекции неврологические симптомы. Причинами постковидного неврологического синдрома могут являться гипоксия, гипометаболизм глюкозы в головном мозге и прямое нейротоксическое действие вируса SARS-CoV-2 [60]. Постковидная утомляемость встречается у 87% детей, нарушение внимания — у 81%, расстройство сна — у 63%, тревожность — у 41% [61—63]. Особое значение перенесенный COVID-19 имеет у детей с уже имеющимися неврологическими заболеваниями из-за высокого риска ухудшения состояния после инфекционного заболевания. Ноотропы, в частности Пантокальцин, способствуют снижению выраженности неврологических симптомов в постковидном периоде. Пантокальцин обеспечивает повышение обучаемости, активацию умственной работоспособности, улучшение внимания и запоминания, уменьшение утомляемости. За счет седативного действия Пантокальцин способствует нормализации поведения и улучшению сна [9, 43, 47, 64].

Заключение

Таким образом, высокая распространенность неврологической патологии у детей подтверждает необходимость своевременной терапии препаратами с доказанной эффективностью и безопасностью, обладающими комплексным действием, с целью снижения выраженности симптомов, улучшения обучаемости и адаптации ребенка. Поскольку многие из неврологических патологических состояний связаны с нарушением баланса нейромедиаторов в головном мозге, в том числе с дисбалансом ГАМКергической и глутаматергической систем, предпочтение при выборе терапии должно быть отдано ноотропам, которые восстанавливают работу нейромедиаторных систем, способствуют улучшению метаболизма в нервной ткани (нейрометаболическое действие), развитию синапсов (нейротрофическое действие) и защите нейронов (нейропротективное действие). Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Пантокальцин является эффективным и безопасным препаратом для лечения ППНС, ЗР, ДЦП, СДВГ, тиков, энуреза и широко применяется в нейропедиатрической практике в составе как комплексного лечения, так и в монотерапии у детей разного возраста.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.