Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Масленникова Г.Я.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Оганов Р.Г.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Российский опыт по снижению бремени неинфекционных заболеваний и предложения для международного сотрудничества

Авторы:

Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 528

Загрузок: 9


Как цитировать:

Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г. Российский опыт по снижению бремени неинфекционных заболеваний и предложения для международного сотрудничества. Профилактическая медицина. 2016;19(4):4‑6.
Maslennikova GIa, Oganov RG. The Russian experience in reducing the burden of non-communicable diseases and suggestions for international cooperation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2016;19(4):4‑6. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20161944-6

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты пос­та­нов­ки це­лей и за­дач в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):7-13
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
Ито­ги ре­али­за­ции ме­роп­ри­ятий, нап­рав­лен­ных на со­вер­шенство­ва­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с со­су­дис­ты­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на тер­ри­то­рии Том­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):85-93
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55

В сентябре 2015 г. на саммите Организации Объединенных Наций (ООН) в Нью-Йорке лидеры более 150 стран заявили о 17 амбициозных целях устойчивого развития (ЦУР) на последующие 15 лет, достижение которых должно привести к улучшению жизни населения всей планеты [1]. Из всех объявленных ЦУР третью цель «Обеспечение здоровой жизни и социального благополучия для всех на протяжении всей жизни» можно считать наиболее значимой. Достижение этой цели позволит увеличить численность здорового населения в мире и обеспечит выполнение остальных ЦУР, таких как преодоление бедности и голода, обеспечение равного доступа к образованию, медицинской помощи, чистой воде, здоровым продуктам питания и т. д.

Для достижения цели «Обеспечение здоровой жизни и социального благополучия для всех на протяжении всей жизни» одними из основных усилий всех стран мира, особенно экономически развитых, должны быть мероприятия по снижению бремени неинфекционных заболеваний (НИЗ), представляющих наибольшую угрозу здоровью населения и, соответственно, социально-экономическому благополучию. Российская Федерация не является исключением. На протяжении более чем полувека НИЗ являются основной причиной смерти населения страны. В настоящее время вклад основных НИЗ (сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, хронические респираторные болезни, сахарный диабет) в общую смертность составляет 68,5% [2]. Во многом это обусловлено большой распространенностью факторов риска (ФР), ответственных за развитие, прогрессирование и преждевременную смертность от НИЗ, таких как гиперхолестеринемия (58%), повышенное потребление соли (49%), низкое потребление фруктов и овощей (41,4%), низкая физическая активность (39,8%), высокий уровень артериального давления (33%), ожирение (29,7%), курение (23,6%), повышенный уровень сахара в крови (4,7%) [3]. При этом следует заметить, что распространенность вышеперечисленных ФР среди населения во многом зависит от экономической и социальной ситуации в стране, что необходимо учитывать при разработке профилактических стратегий и программ. Не вызывает сомнения и тот факт, что эффективная профилактика НИЗ может быть достигнута при межсекторальном взаимодействии, однако значимость и роль медицинских сообществ (практического и научного) достаточно высока - по сути они являются инициаторами, «катализаторами» и «анализаторами» всей цепи процесса профилактики НИЗ и информируют население и правительство об эффективности мер, включенных в эту цепь.

Для эффективного снижения бремени НИЗ в Российской Федерации разрабатывают национальные и региональные стратегические, законодательные и нормативно-правовые документы, создают профилактические структуры, готовят кадры и проводят профилактические программы. Наиболее важные для профилактики НИЗ документы: «Концепция демографической политики в Российской Федерации (2006-2025)», Государственная программа «Развитие здравоохранения до 2020 г.», «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.», Постановление Правительства Российской Федерации «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [4-8].

В системе здравоохранения существуют структуры, осуществляющие профилактику НИЗ, со следующими обязанностями:

- региональные центры медицинской профилактики для координации региональных программ профилактики НИЗ;

- кабинеты врача общей практики (терапевта), отделения/кабинеты медицинской профилактики в системе первичной медико-санитарной помощи, муниципальные центры здоровья и мобильные центры для сельской местности для скрининга населения с целью раннего выявления ФР НИЗ и их коррекции [9].

Просвещение населения в отношении здорового образа жизни проводят через федеральные и региональные средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, муниципальные центры здоровья, а также в учреждениях первичной медико-санитарной помощи при любом визите пациентов в медицинские учреждения. Результаты усилий российского правительства отразились на динамике смертности от НИЗ. За период 2006-2014 гг. общая смертность снизилась на 18,5%, сердечно-сосудистая - на 30%, от хронических респираторных болезней - на 18,5%, от травм - на 48% [2]. Только смертность от злокачественных новообразований увеличилась на 2% за этот период. В 2015 г. по результатам, достигнутым в борьбе с НИЗ, по оценке ВОЗ, Россия заняла третье место в мире (после Канады и Колумбии).

В связи с нарастающим социальным и экономическим бременем НИЗ для глобального, регионального и национального здравоохранения возникает необходимость включения мероприятий по профилактике и контролю НИЗ в национальные программы как здравоохранения, так и других секторов общества. В этих программах важно представлять сотрудничество сектора здравоохранения с другими государственными и частными секторами. В этой связи разрабатывается и Концепция стратегии «Формирование здорового образа жизни, профилактики и контроля НИЗ до 2025 г.», которая включена в Новую Концепцию национальной безопасности [10]. Основная цель Стратегии - снижение бремени НИЗ посредством создания единой профилактической среды, основанной на межсекторальном сотрудничестве сектора здравоохранения с другими государственными и частными секторами, такими как образование, спорт, пищевая промышленность, транспорт, СМИ, профессиональные научные общества, неправительственные организации, гражданское общество. Всего число участвующих организаций и ведомств более 30.

Мероприятия по профилактике НИЗ и их ФР в Российской Федерации проводятся давно, но активность таких действий сильно возросла после принятия Московской Декларации Первой глобальной Министерской конференции по здоровому образу жизни и НИЗ в 2011 г. и Политической декларации совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике НИЗ и борьбе с ними в 2011 г. [11, 12]. В 2015 г. на саммите ООН в Нью-Йорке лидеры стран заявили о готовности активного участия в снижении смертности от НИЗ, что может привести к снижению такой смертности на глобальном уровне на 30% к 2030 г. [1]. Уже сейчас очевидно, что таких успехов можно добиться только совместными усилиями многих секторов общества, о которых говорилось ранее. Для решения проблем, связанных с НИЗ и их ФР, Российская Федерация активно сотрудничает с международными организациями, как ВОЗ, Европейское региональное бюро ВОЗ, так и экономического содружества здравоохранения - Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Партнерство «Северное измерение в области здравоохранения и социального благополучия» (ПСИЗБ), Содружество Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС), Содружество независимых государств (СНГ), а также с отдельными странами (Китай, Италия, Иран, Венгрия, Германия, США и др.).

В Международном сотрудничестве приоритетными могут быть следующие направления.

1. Совершенствование развития систем здравоохранения для эффективной профилактики НИЗ в области структурного, кадрового и материально-технического обеспечения; адаптация систем здравоохранения к существующему и прогнозируемому росту НИЗ.

2. Разработка и апробация механизмов внедрения эффективных, малозатратных, основанных на доказательствах вмешательств по профилактике, контролю и снижению НИЗ в работу служб здравоохранения и других секторов общества, а также в жизнедеятельность населения.

3. Издание руководств и протоколов по выявлению и лечению больных НИЗ с использованием высокоэффективных медикаментозных и немедикаментозных технологий.

4. Разработка законодательных и нормативно-правовых актов по маркировке пищевых продуктов (содержание соли, сахара и трансжиров), а также контролю табачных изделий и алкоголя.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Идея, написание первой и окончательной версии

статьи, научное редактирование - Г. М.

Научное редактирование - Р.О.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.