Введение
В Российской Федерации (РФ) сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются ведущей причиной смертности населения (50,1%; у мужчин — 44,9%, у женщин — 55,4%) [1], поэтому одним из основных показателей Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» является снижение смертности мужчин в возрасте 16—59 лет к 2024 г. до 530 на 100 тыс. Достижение этой цели возможно при массовом вовлечении граждан в практику здорового образа жизни (ЗОЖ). При этом для работодателей разработаны модельные корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников, включая внедрение экономических механизмов воздействия на работодателя и проведение мероприятий, направленных на создание условий для ведения и продвижения ЗОЖ, снижение действия основных факторов риска (ФР) неинфекционных заболеваний (НИЗ), проведение скрининга и раннего выявления заболеваний, вовлечение работников в программы по укреплению здоровья на рабочем месте [2].
Результаты исследований свидетельствуют, что профилактическое консультирование, обеспечивающее существенное снижение частоты и выраженности ФР ССЗ и способствующее повышению приверженности больных, целесообразно широко внедрять в работу учреждений практического здравоохранения [3]. Проблеме эффективного профилактического консультирования в системе медицинской профилактики придается особо важное значение, так как технологии консультирования включены в качестве обязательных компонентов в Порядки диспансерного наблюдения населения [4]. Методом математического моделирования продемонстрирован экономический эффект реализации программы диспансеризации взрослого населения в РФ, заключающийся в возврате инвестиций за счет снижения смертности трудоспособного и экономически активного населения при умеренных затратах на год сохраненной жизни [5].
Большая значимость и приоритетность мер по формированию ЗОЖ населения, профилактики и контроля сердечно-сосудистых и других НИЗ явились основанием для разработки стратегического документа — «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний» (далее — Стратегии) с целью создания в стране единого профилактического пространства [6]. Единое профилактическое пространство, или единая профилактическая среда, представляет собой комплекс условий, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь, включающий повышение уровня грамотности населения в вопросах здоровья, информирование о преимуществах ведения ЗОЖ, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения НИЗ и ФР их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности этих условий, информационных и медицинских услуг для всех слоев населения [2, 7].
В Рекомендациях по кардиоваскулярной профилактике ключевые положения по оздоровлению образа жизни имеют самый высокий класс I, уровень доказательности А [7, 8]. Рекомендован мультидисциплинарный подход в профилактике — вовлечение в работу медсестер, диетологов, психологов с применением когнитивно-поведенческих методик (мотивационное консультирование). По структуре профилактические вмешательства различаются: в одних контакты с медицинским персоналом проводятся редко [9], в других используется подход с многоразовыми визитами (индивидуальные и/или групповые консультации) в течение разного периода времени [10]. Как правило, профилактическая помощь в нашей стране осуществляется на уровне первичного звена здравоохранения, однако опыт показывает, что реализация профилактических программ в трудовых коллективах является эффективной и экономически целесообразной [11—13]. Корпоративные программы укрепления здоровья на рабочих местах и профилактика заболеваний могут улучшить здоровье работников, сократить расходы работодателя на оказание медицинской и социальной помощи, повысить производительность труда и обеспечить положительный возврат инвестиций, что делает это выгодным как для работников, так и работодателей [2].
Профессия машиниста железнодорожного транспорта предъявляет повышенные требования к психофизиологическому состоянию и рассматривается как самостоятельный ФР ССЗ [14]. CCЗ, в первую очередь артериальная гипертензия (АГ), среди работников локомотивных бригад являются лидирующими наряду с профессиональными заболеваниями (нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь, туннельный синдром). Заболевания с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и отстранения машинистов от рейса по медицинским показаниям снижают эффективность железнодорожных перевозок, что ведет к потерям в отрасли [15]. С другой стороны, сохранение здоровья машинистов является важным аспектом социальной безопасности. В связи с этим проблема организации эффективной профилактики в трудовом коллективе представляется очень актуальной и перспективной задачей здравоохранения. В то же время специфическая структура оказания медицинской помощи на железнодорожном транспорте и административный ресурс позволяют с позиции доказательной медицины эффективно реализовать основные принципы и направления Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на уровне организованного трудового коллектива.
Цель исследования — оценить динамику ФР ССЗ в течение 10-летнего периода проведения профилактических мероприятий в организованном трудовом коллективе.
Материал и методы
В исследовании, проведенном в 2006—2016 гг., принимали участие работники локомотивных бригад локомотивного депо станции Барнаул, представляющие собой организованный трудовой коллектив: мужчины в возрасте от 20 до 55 лет, по профессии — машинисты и помощники машинистов.
Все работники локомотивных бригад при поступлении на работу проходят предварительный медицинский осмотр, в процессе трудовой деятельности — периодические медицинские осмотры (Приказ МПС РФ от 29.03.99 № 6Ц «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте», Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»). На должность машиниста и помощника машиниста не принимаются мужчины с АГ умеренной категории риска и выше, ишемической болезнью сердца (ИБС) и сахарным диабетом (СД). Если АГ (I—II стадии) возникла в процессе трудовой деятельности, работник берется под диспансерное наблюдение, такие заболевания, как ИБС и СД, являются причиной отстранения от профессиональной деятельности (Приказ от 19.11.05 № 796 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой»).
С целью совершенствования оказания медицинской помощи, сохранения профессионального долголетия и обеспечения безопасности движения в коллективе работников локомотивных бригад была разработана и реализуется организационная модель единой профилактической среды. Эта модель обеспечивает преемственность профилактических мероприятий на рабочем месте, пункте предрейсового медицинского осмотра (ПРМО), в поликлинике, реабилитационном (физкультурно-оздоровительном) центре, стационаре и включает следующие положения:
1. Информирование работников о ФР и мотивирование к ЗОЖ с использованием средств массовой информации — рубрика «Сохраним профессиональное долголетие» в газете «Локомотивщик Алтая». В холлах поликлиники, стационара, физкультурно-оздоровительного центра, на пункте ПРМО расположены информационные телетабло с рекламой ЗОЖ и навыками оказания неотложной самопомощи и взаимопомощи при жизнеугрожающих состояниях. В ОАО «РЖД» проводятся корпоративные спортивные мероприятия, направленные на пропаганду повышения физической активности (ФА).
2. Школа здоровья проводится в локомотивном депо станции Барнаул с 2006 г. 1 раз в нед на рабочем месте перед планерным совещанием машинистов и их помощников. Длительность — до 15 мин. Число слушателей, присутствующих на каждом занятии в Школе, — от 50 до 100 человек еженедельно. Занятия сопровождаются показом слайдов и наглядного материала и интерактивным участием машинистов с вопросами по ЗОЖ и ответами на них.
3. С 2010 г. дополнительно к Школе здоровья на рабочем месте осуществляется углубленное индивидуальное профилактическое консультирование в физкультурно-оздоровительном центре локомотивных бригад и Поликлинике № 1: оценка поведенческих, кардиометаболических и психосоциальных ФР, определение категории риска развития сердечно-сосудистых осложнений (ССО), составление совместного поэтапного плана модификации образа жизни. Частота проведения индивидуального профилактического консультирования определяется исходя из выявленных у работника ФР и категории сердечно-сосудистого риска (ССР): для пациентов высокого коронарного риска и при высоких уровнях отдельных ФР — каждые 6 мес, в остальных случаях — ежегодно.
4. Для повышения ФА в условиях физкультурно-оздоровительного центра, расположенного на территории локомотивного депо, есть тренажерный зал. Помимо этого в штат центра входят психофизиологи, которые проводят психокоррекционные мероприятия, в первую очередь с группой риска, по напряжению адаптационных резервов. Ежегодное посещение физкультурно-оздоровительного центра является обязательным для каждого машиниста и помощника машиниста с прохождением специально разработанной программы реабилитации.
5. С позиции современных профилактических технологий стационары должны быть интегрированы в единую профилактическую среду и стать тесным связующим звеном в процессе оказания профилактической помощи [7]. С целью обеспечения преемственности и полного охвата работников профилактическими мероприятиями в 2013 г. по инициативе главного врача открыт кабинет профилактики в стационаре ОКБ на станции Барнаул. В кабинете профилактики ежедневно проводится групповое профилактическое консультирование (школы здоровья по коррекции ведущих ФР и обучению навыкам неотложной само- и взаимопомощи при развитии ССО). Кроме того, все госпитализированные работники локомотивных бригад проходят углубленное индивидуальное профилактическое консультирование. Работа специалиста по медицинской профилактике проводится совместно с психологом и диетологом.
6. Для обеспечения кадрового ресурса проводится ежегодное обучение врачей и медицинских сестер на циклах тематического усовершенствования «Профилактика НИЗ. Формирование ЗОЖ» в Алтайском государственном медицинском университете под руководством главного специалиста по профилактической медицине Алтайского края.
В настоящем исследовании для оценки 10-летней динамики ФР CCЗ при проведении профилактических мероприятий проведено мониторинговое исследование в репрезентативных случайных выборках работников локомотивных бригад. Формирование выборок осуществлялось методом простого случайного отбора с помощью таблицы случайных чисел. В 2006 г. численность работников локомотивного депо станции Барнаул составляла 460 человек, были отобраны 153 человека, отклик составил 98,0%, случайная выборка — 150 мужчин (средний возраст 43,8±8,4 года). В 2016 г. списочная численность работников — 456 человек, отобраны — 152, отклик — 80,9%, объем случайной выборки —123 человека (средний возраст 44,5±9,2 года). Перед началом исследования у всех участников было получено добровольное информированное согласие.
Критерии исключения: симптоматическая АГ; АГ III стадии и 3-й степени; наличие ассоциированных клинических состояний; СД; хронические заболевания с недостаточностью органов и систем; острые заболевания; отказ от участия в исследовании.
Оценка ФР ССЗ проводилась согласно Рекомендациям по кардиоваскулярной профилактике (2017) [7]:
— курение. Курящими считались лица, выкуривающие не менее чем 1 сигарету в сутки.
— потребление алкоголя. Чрезмерное потребление алкоголя — не менее чем 2 стандартных дозы алкоголя в сутки для мужчин. Также оценивали предпочитаемый алкогольный напиток.
— диетанамнез, частота и число употребляемых порций овощей и фруктов (не считая картофеля). Недостаточное потребление овощей и фруктов констатировали при показателе менее 5 порций в день.
— достаточная ФА: умеренная ФА — 150 мин в нед, интенсивная аэробная — ФА 75 мин в нед, эквивалентная комбинация умеренной и интенсивной ФА, ежедневная ходьба пешком 3 км и более.
— наличие избыточной массы тела и ожирения, в том числе абдоминального ожирения (АО). Проводили расчет индекса массы тела (ИМТ): нормальная масса тела — при ИМТ 18,5—24,9 кг/м2; избыточная масса тела — 25,0—29,9 кг/м2; ожирение I степени — 30,0—34,9 кг/м2; ожирение II степени — 35,0—39,9 кг/м2; ожирение III степени — 40 кг/м2 и более. При окружности талии (ОТ) 94 см и более у мужчин устанавливалось АО.
Скрининг тревожных и депрессивных состояний проводился с применением Госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS. Выявление хронического психоэмоционального стресса выполнялось с использованием вопросника L. Reeder [16]: 1—2 балла — высокий; 2,01—3,0 балла — средний; 3,01—4,0 балла — низкий уровень психосоциального стресса.
Лабораторные исследования включали определение уровня общего холестерина (ОХС) натощак. Гиперхолестеринемия (ГХС) устанавливалась при значениях ОХС >5 ммоль/л или в соответствии с кардиоваскулярным риском.
Диагностика АГ проводилась при плановых врачебных осмотрах, а также по результатам суточного мониторирования артериального давления (АД), измерения АД на ПРМО или самоконтроля АД. Все работники с АГ находились под ежегодным диспансерным наблюдением с назначением антигипертензивной терапии [7]. На момент обследования все включенные в выборки мужчины в 2006 и 2016 г. достигали целевого уровня АД. Поскольку доказана прогностическая значимость высокого нормального АД, была проанализирована частота повышения офисного АД 130—135/85—89 мм рт.ст.
Показатели офисной частоты сердечных сокращений (ЧСС) оценивали в ходе общеклинического обследования. Учитывали ЧСС в покое более 80 уд/мин.
Суммарный риск развития фатальных сердечно-сосудистых событий рассчитывали по Европейской шкале SCORE (Systematic Coronary Risk Evaluation) для европейских стран с высоким риском (включая Россию). ССР менее 1% считается низким, в пределах от 1 до 5% — умеренным, в пределах от 5 до 10% — высоким, от 10% — очень высоким.
Проводился анализ заболеваемости с ВУТ по CCЗ в целом и по АГ (число случаев на 100 работников).
Статистические методы обработки результатов исследования: методы медицинской статистики, пакет прикладных программ Statistica 10.0. Для сравнения средних величин использовался парный критерий Стьюдента при распределении, близком к нормальному, при распределении, отличном от нормального, применяли W-критерий Вилкоксона. Попарное сравнение частот проводили с помощью критерия χ2 Пирсона. За критический уровень статистической значимости принимали значение p<0,05.
Результаты и обсуждение
По данным систематических обзоров и метаанализов, помимо поведенческих аспектов образа жизни, ряд связанных с работой индивидуальных воздействий, включая рабочее напряжение и сменную работу, были ассоциированы с ССЗ и смертностью [17, 18]. Поэтому активное внедрение профилактических программ в коллективах работников напряженного труда является важной междисциплинарной задачей здравоохранения. В настоящем исследовании проводили комплекс профилактических мероприятий с охватом рабочего места, поликлиники, стационара с привлечением психофизиологов, психологов, диетологов, что привело к оздоровлению образа жизни локомотивщиков и успешной коррекции поведенческих ФР.
За 10-летний период была отмечена положительная динамика по снижению частоты курения среди работников локомотивных бригад (табл. 1): в 2006 г. курили 77,3%, в 2016 г. — 32,5%, что меньше в 2,4 раза (на 44,8%) (χ2=55,4; p<0,001).
Таблица 1. Динамика факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад при проведении профилактических мероприятий
Фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний | 2006 г. (n=150) | 2016 г. (n=123) | ||
абс. | % | абс. | % | |
Курение | 116 | 77,3 | 40 | 32,5* |
Низкая физическая активность | 106 | 70,7 | 71 | 57,7** |
Чрезмерное потребление алкоголя | 114 | 76,0 | 11 | 8,9* |
Не употребляли алкоголь в течение последнего года | — | — | 15 | 12,2 |
Предпочитали пиво | 106 | 70,7 | 23 | 18,7* |
Недостаточное потребление овощей и фруктов | 132 | 88,0 | 57 | 46,3* |
Избыточная масса тела и ожирение (ИМТ≥25 кг/м²) | 119 | 79,3 | 83 | 67,5** |
Гиперхолестеринемия (ОХС>5 ммоль/л) | 82 | 54,7 | 52 | 42,3** |
Примечание. Статистическая значимость различий показателей в 2006 и 2016 гг.: * — p<0,001; **— p<0,05. ИМТ — индекс массы тела; ОХС — общий холестерин.
В последнее время появились работы [19], свидетельствующие о том, что ФА не только предотвращает возникновение ССЗ, но и улучшает когнитивные функции, помогает держать под контролем другие ФР, в частности курение [20]. Результаты настоящего исследования показали положительный эффект по коррекции этого показателя: в 2016 г. число мужчин с достаточным уровнем ФА увеличилось на 13,0% (χ2=5,0; p<0,05) (гиподинамия встречалась у 70,7 и 57,7% в 2006 и 2016 г. соответственно), преимущественно за счет ежедневной ходьбы пешком более 3 км.
Следующим анализируемым поведенческим ФР было употребление алкоголя. Выяснилось, что в 2006 г. потребление спиртных напитков выше допустимых значений в день встречалось чаще, чем в 2016 г., в 8,5 раза (на 67,1%) (χ2=122,4; p<0,001). При обследовании машинистов и их помощников в 2016 г. выявили, что 12,2% не употребляли алкоголь, тогда как в 2006 г. таких мужчин не встречалось. Из алкогольных напитков в 2006 г. мужчины предпочитали пиво в 70,7% случаев, через 10 лет — в 18,7% случаев, что меньше в 3,8 раза (на 52,0%) (χ2=73,2; p<0,001).
В ходе последних исследований доказано, что потребление свежих и высушенных фруктов/овощей 500—600 г в сутки ассоциировано со снижением общей смертности на 42% [8]. Этот показатель в настоящем исследовании имел следующую динамику: недостаточное потребление овощей и фруктов в 2006 г. имели 88,0% мужчин, при проведении профилактических мероприятий через 10 лет этот ФР встречался у 46,3%, т.е. снизился в 1,9 раза (на 41,7%) (χ2=55,1; p<0,001).
Модификация образа жизни, коррекция поведенческих привычек при реализации профилактических мероприятий в коллективе работников локомотивных бригад привели к положительным результатам по снижению частоты кардиометаболических ФР. Частота ГХС в 2006 г. в выборке составляла 54,7%, что согласуется с данными эпидемиологических исследований — более 1/2 российского населения имеет уровень ОХС, превышающий 5 ммоль/л [21]. В 2016 г. частота ГХС снизилась на 12,4% (χ2=4,2; p<0,05) и составила 42,3%.
При анализе антропометрических показателей было выявлено, что избыточная масса тела и ожирение (ИМТ ≥25 кг/м2) в 2006 г. встречались у 79,3% работников, в 2016 г. — у 67,5%, т.е. отмечалось снижение частоты этого ФР на 11,8% (χ2=4,9; p<0,05). При этом снизилась частота избыточной массы тела на 12,2% (χ2=4,1; p<0,05): в 2006 г. она составляла 48,0%, а в 2016 г. — 35,8% (см. рисунок). Уровень ожирения практически остался прежним — 31,3% в 2006 г. и 31,7% в 2016 г. Частота АО за 10 лет снизилась на 15,7% (χ2=9,4; p<0,01): 84,0 и 68,3% в 2006 и 2016 гг. соответственно. Полученные данные сопоставимы с результатами исследований, проведенных с участием работников других железных дорог. Наиболее распространенными ФР ССЗ у работников локомотивных бригад Тулы были ГХС (44%) и ожирение (41%) [22]. Недостаточные успехи, достигнутые в настоящем исследовании в уменьшении распространенности ожирения, согласуются с данными мировой литературы. В большинстве источников показано, что индивидуальная профилактика хотя и приносит результаты, но ее недостаточно. Распространенность ожирения среди российских мужчин увеличилась за последние 15 лет с 12 до 27% [7]. Для того чтобы предотвратить эпидемию ожирения среди населения, требуются жесткая популяционная стратегия и государственные меры, направленные на улучшение качества и доступности здоровых продуктов питания [23].
Динамика факторов риска ССЗ у работников локомотивных бригад при проведении профилактических мероприятий.
Статистическая значимость различий показателей в 2006 и 2016 гг.: * — p<0,01; ** — p<0,05.
К сожалению, в последние годы распространенность АГ среди населения трудоспособного возраста в России выросла и составляет в настоящее время 43%, причем это произошло за счет роста распространенности гипертонии среди мужской части населения (47,8%) [7]. В обследуемом коллективе работников локомотивных бригад частота АГ в 2006 г. составила 47,3% (71 работник), в 2016 г. она снизилась на 10,7% и составила 36,6% (47 работников). Все мужчины получали антигипертензивную терапию и достигали целевого уровня АД. Среднее офисное АД не отличалось в исследуемый период (табл. 2): в 2006 г. —126,4±6,7/79,2±7,3 мм рт.ст., в 2016 г. — 125,4±8,0/78,1±7,3 мм рт.ст. При этом в 2006 г. мужчин, имеющих цифры офисного АД в диапазоне 130—135/85—89 мм рт.ст. (81,3%), было больше, чем в 2016 г. (31,7%), в 2,6 раза (на 49,6%) (χ2=68,8, p<0,001).
Средняя офисная ЧСС в 2006 г. составила 77,6±8,3 уд/мин и превышала среднюю офисную ЧСС в 2016 г. (75,1±6,8 уд/мин) на 2,5 уд/мин (p<0,05). При анализе показателя ЧСС более 80 уд/мин выяснилось, что через 10 лет мужчины с тахикардией покоя встречались в 2,1 раза (на 16,6%) реже (χ²=10,0, p<0,01): 32,0 и 15,4% в 2006 и 2016 гг. соответственно (табл. 2).
Таблица 2. Динамика гемодинамических показателей у работников локомотивных бригад при проведении профилактических мероприятий
Гемодинамический показатель | 2006 г. (n=150) | 2016 г. (n=123) |
САД офисное, мм рт.ст. (M±SD) | 126,4±6,7 | 125,4±8,0 |
ДАД офисное, мм рт.ст. (M±SD) | 79,2±7,3 | 78,1±7,3 |
АД>130—135/85—89 мм рт.ст. | 122 (81,3%) | 39 (31,7%)* |
ЧСС офисная, уд/мин. (M±SD) | 77,6±8,3 | 75,1±6,8*** |
ЧСС>80 уд/мин | 48 (32,0%) | 19 (15,4%)** |
Примечание. Статистическая значимость различий показателей в 2006 и 2016 гг.: * — p<0,001; ** — p<0,01; *** — p<0,05. САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.
Различные профилактические скрининговые программы и рекомендации по профилактическому консультированию взрослого населения разработаны и широко применяются в разных странах мира [24—26]. Более 25 лет в США существует негосударственная организация — Рабочая группа профилактической службы США (United States Preventive Services Task Force — USPSTF) [10]. Эксперты этой группы рекомендуют направлять на профилактическое консультирование взрослых лиц старше 18 лет без ФР, т.е. здоровых людей с низким ССР. Имеющиеся данные свидетельствуют о целесообразности проведения профилактического консультирования по ФР ССЗ в этой популяции, хотя величина положительного эффекта небольшая [27]. В то же время доказано, что риск ССЗ и их осложнений тесно связан с производственными факторами: стресс на рабочем месте, социальное выгорание, сменный график с работой в ночные часы и т.д. [28]. Поэтому в настоящем исследовании профилактические мероприятия проводились всем работникам локомотивных бригад, включая категории низкого и умеренного ССР. Определение ССР по шкале SCORE было выполнено у лиц в возрасте 40 лет и старше: у 112 работников в 2006 г. и 85 — в 2016 г. По результатам рискометрии (2006 г.) большинство работников локомотивных бригад относились к категории умеренного риска по шкале SCORE (57,1%), низкий риск был отмечен у 38,4% обследованных, высокий суммарный риск SCORE — у 4,5%, категория очень высокого риска не была выявлена. В 2016 г. работников, принадлежащих к категории высокого риска ССО, не было, умеренный риск имели 60,0%, низкий — 40,0% мужчин. Актуальность полного охвата профилактическими технологиями всего коллектива, независимо от категории ССР, подтверждается недавно полученными данными Е.А. Жидковой и соавт. [29]. Авторами был проведен ретроспективный анализ 119 случаев внезапной смерти работников локомотивных бригад в период с 2009 по 2017 г. В большинстве случаев было выявлено сочетание ФР развития ССЗ, однако риск сердечно-сосудистой смерти по шкале SCORE был средним.
Длительное пребывание и выполнение служебных обязанностей специалистами железнодорожного транспорта в сложных условиях профессиональной среды являются причиной функционирования личности на грани психофизиологических возможностей человека. Анализ исследований в области проблематики профессионального здоровья и долголетия специалистов железнодорожного транспорта показывает, что оценка и коррекция психосоциальных факторов играют важную роль в профилактике ССО у данной категории [14].
По результатам оценки психосоциальных факторов среди работников локомотивных бригад в настоящем исследовании высокий уровень психосоциального стресса (самооценка по шкале Ридера) в 2006 г. встречался у 16,0%, средний — у 44,7%, низкий — у 39,3% мужчин (табл. 3). Существенные различия отмечались через 10 лет: в 2016 г. большинство мужчин имели низкий уровень стресса (93,5%), т.е. в 2,4 раза больше (на 54,2%), чем в 2006 г. (χ2=85,8, p<0,001). Средний уровень стресса был выявлен у 5,7% работников, что меньше в 7,8 раза (на 39,0%) (χ2=52,0, p<0,001), высокий уровень стресса — у 1 (0,8%) мужчины (χ2=18,7, p<0,001).
Таблица 3. Динамика психосоциальных факторов у работников локомотивных бригад при проведении профилактических мероприятий
Шкала | 2006 г. (n=150) | 2016 г. (n=123) | ||
абс. | % | абс. | % | |
Самооценка уровня психосоциального стресса Ридера | ||||
высокий | 24 | 16,0 | 1 | 0,8* |
средний | 67 | 44,7 | 7 | 5,7* |
низкий | 59 | 39,3 | 115 | 93,5* |
Госпитальная шкала HADS Т (тревога) | ||||
норма Т | 118 | 78,7 | 123 | 100 |
субклиническая Т | 29 | 19,3 | 0 | 0 |
клиническая Т | 3 | 2,0 | 0 | 0 |
Госпитальная шкала HADS D (депрессия) | ||||
норма D | 139 | 92,7 | 123 | 100 |
субклиническая D | 10 | 6,7 | 0 | 0 |
клиническая D | 1 | 0,6 | 0 | 0 |
Примечание. Статистическая значимость различий показателей в 2006 и 2016 гг.: * — p<0,001.
Нормальные значения по шкалам HADS «тревога» и «депрессия» в 2006 г. имели, соответственно, 78,7 и 92,7% мужчин, субклиническую тревогу — 19,3%, субклиническую депрессию — 6,7%, клиническая тревога встречалась в 2,0% случаев, клиническая депрессия — в 0,6%. При анализе результатов по шкале по HADS через 10 лет были установлены низкие значения показателей тревоги и депрессии у всех обследованных.
За 10-летний период (2006—2016) была проанализирована заболеваемость с ВУТ (число случаев на 100 работников): по ССЗ наблюдалось снижение в 2,5 раза (с 9,8 до 3,9), по АГ — в 2,2 раза (с 6,7 до 3,1).
Таким образом, при надлежащем учете интересов всех сторон, участвующих в процессе их разработки, корпоративные программы укрепления здоровья являются одной из эффективных форм инвестирования в человеческий капитал. Создание, а также поддержание здоровой рабочей среды и рабочей силы имеют явные преимущества для компаний и сотрудников, могут привести к улучшению социально-экономического развития на местном, региональном, национальном уровнях. Целью корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте должно быть повышение экономической эффективности поведения сотрудников [2].
Выводы
Реализация комплексных профилактических программ в коллективе работников локомотивных бригад в течение 10 лет позволила достичь улучшения контроля поведенческих, кардиометаболических и психосоциальных ФР: 1) снижение курения на 44,8%, гиподинамии на 13,0%, чрезмерного употребления алкоголя на 67,1%, недостаточного употребления овощей и фруктов на 41,7%; 2) уменьшение частоты ГХС на 12,4%, АО на 15,7%, тахикардии покоя на 16,6%; 3) отсутствие случаев субклинической и клинической тревоги и депрессии; 93,5% мужчин имели низкий уровень психосоциального стресса (меньше на 54,2% через 10 лет). В результате профилактических мероприятий произошло снижение случаев ВУТ по ССЗ 2,5 раза.
Результаты настоящего исследования подтверждают актуальность и эффективность корпоративных программ профилактики ССЗ, что позволит достичь укрепления здоровья работников и снизить трудопотери работодателя.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Н.В.Пырикова, И.В. Осипова, А.Г. Зальцман, Ю.Б. Бондарева, И.И. Курбатова; сбор и обработка материала — О.В. Лапутина, Ю.Б. Бондарева; статистическая обработка — О.В. Лапутина; написание текста — Н.В. Пырикова; редактирование — И.В.Осипова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.