Введение
Проблема сохранения здоровья населения в последние десятилетия находится в фокусе внимания государства. При этом к здоровью студенческой молодежи необходимо особенное отношение, так как именно от уровня здоровья молодых людей зависят их трудовой потенциал, благосостояние и процветание общества [1].
В условиях не совсем благоприятных демографических тенденций и непростой социально-экономической ситуации одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения остается превентивная (профилактическая) направленность, реализуемая в последние годы в системе первичной медико-санитарной помощи, в том числе мероприятия по раннему выявлению заболеваний и факторов риска их развития, своевременное лечение и динамический контроль [2].
Понимание того, что профилактическая работа с населением должна занимать значительное место в практической деятельности большинства медиков, заложено в сознании врачей еще со студенческой скамьи. Ведь ни для кого не секрет, что профилактика обходится государству значительно дешевле, чем лечение и выплаты по больничному листу [3]. Привлечение к этой работе студентов медицинского вуза связано, с одной стороны, с необходимостью сформировать собственные ценностные ориентиры, в том числе по отношению к собственному здоровью, с другой стороны, их участие в формировании здорового образа жизни является дополнительным источником информированности населения в вопросах профилактики.
Цель исследования — проанализировать динамику мнений студентов медицинского вуза г. Новосибирска о готовности к участию в формировании здорового образа жизни населения.
Материал и методы
С целью изучения готовности студентов медицинского вуза к участию в формировании здорового образа жизни населения проведено два социологических опроса. В 2018 г. в исследовании приняли участие 160 студентов 4-го курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «НГМУ» Минздрава России. В 2023 г. численность респондентов аналогичного опроса составила 125 человек. В обеих выборках соблюден принцип равного представительства возрастных и гендерных групп. Средний возраст респондентов в 2018 г. составил 21,8 года, в 2023 г. — 21,6 года. По полу распределение было следующим: в 2018 г. женщин — 78,1 % (n=125), мужчин — 21,9% (n=35); в 2023 г. — 80% (n=100) и 20% (n=25) соответственно. Выборки признаны достаточными по объему для получения результатов с уровнем точности α=0,05 и сопоставимы по возрастной структуре.
Опрос проведен по авторской анкете, состоящей из 17 вопросов по двум основным направлениям: приверженность к здоровому образу жизни и готовность к участию в формировании здорового образа жизни населения. В работе использованы аналитический, статистический, социологический методы.
Статистический анализ. Проведены расчет экстенсивных показателей и их сравнение с математической оценкой значимости разностей по t-критерию Стьюдента. При этом различия показателей считались статистически значимыми при уровне значимости p<0,05 с уровнем достоверности не менее 0,95.
Результаты
На поведенческие стереотипы в отношении здоровья и здоровьесбережения оказывает влияние самооценка здоровья [4]. Для сохранения и укрепления здоровья обучающегося в вузе необходима адекватная самооценка студентом состояния здоровья [5].
По данным опроса, мнение студентов о состоянии своего здоровья осталось практически неизменным: примерно каждый второй респондент оценил состояние своего здоровья как хорошее (48,1±3,9% в 2018 г. и 48,8±4,5% в 2023 г.); примерно каждый третий — как удовлетворительное (40,1±3,9% в 2018 г. и 37,6±4,3% в 2023 г.); 6,9±2,0% в 2018 г. и 7,2±2,3% в 2023 г. считали свое здоровье отличным; 1,3±0,9% в 2018 г. и 4,0±1,8% в 2023 г. затруднились ответить; 3,6±1,5% в 2018 г. и 1,6±1,1% в 2023 г. оценили свое здоровье как плохое, 0,8±0,8% — как очень плохое.
Формирование мотивированного отношения студентов медицинского вуза к здоровому образу жизни является неотъемлемой и важной составной частью подготовки медицинских кадров [6]. Понимание важности и роли здорового образа жизни как фактора укрепления здоровья населения практически не изменилось — 99,4% в 2018 г. и 98,4% в 2023 г.
В целом доля респондентов, ведущих здоровый образ жизни, осталась прежней — 88,1% в 2018 г. и 87,24% в 2023 г. При этом представляет интерес распределение мнения респондентов: доля ответов «Да, всегда соблюдаю» уменьшилась почти в 5 раз и составила 4,0±1,8% в 2023 г.; «Да, соблюдаю, но в некоторых случаях» — увеличилась почти в 2 раза, до 43,2±4,2%; «Да, соблюдаю, в большинстве случаев» — практически не изменилась (40,0%). Студенты стремятся соблюдать принципы здорового образа жизни, понимают, что это важно.
Доля лиц, считающих безусловно целесообразным проведение с населением работы по формированию здорового образа жизни, статистически значимо возросла (с 47,5±3,9% в 2018 г. до 69,6 ±4,1% в 2023 г.); доля респондентов, считающих это целесообразным в большей степени, сократилась почти в 2 раза и составила 24,0±3,8% в 2023 г.
Пропаганда здорового образа жизни, осознанного самосохранительного поведения — обязанность каждого медицинского работника.
Следует отметить, что в 2023 г. по сравнению с 2018 г. статистически значимо снизилась доля лиц, делающих замечания людям, нарушающим принципы здорового образа жизни, с 70 до 48%. При этом выросла в 2 раза доля респондентов, никогда не делающих замечания людям, нарушающим принципы здорового образа жизни, до 48,0±4,5%.
По данным за 2023 г., показатели остались практически неизменными: 49,6±4,5% и 25,6±3,9% респондентов предпочитают вести наблюдение за здоровьем родственников и друзей соответственно, не наблюдать — 28,0±4,0%.
Основными источниками знаний о здоровом образе жизни для студентов традиционно являются: кафедры вуза — 74,4±3,9% по сравнению с 69,4±3,6% в 2018 г., медицинская литература — 62,4±4,3% по сравнению с 68,8±3,7% в 2018 г., медицинские работники — 48,8±4,5% по сравнению с 31,3±3,7% в 2018 г. Обращает на себя внимание тот факт, что доверие к Интернету как источнику знаний значительно увеличилось до 88,0±2,9% в 2023 г. Возросла роль родственников и друзей в получении информации о здоровом образе жизни — в 1,5—2 раза (рис. 1). Остальные доли остались практически неизменными и достаточно малыми.
Рис. 1. Основные источники информации о здоровом образе жизни в 2018 и 2023 гг., %.
Большую роль в повышении профессиональных компетенций в становлении молодых врачей играют также научно-практические конференции [7].
По сравнению с 2018 г. статистически значимо увеличилась доля респондентов, не желающих принимать участие в научных конференциях по вопросам формирования здорового образа жизни (68±4,2% в 2023 г. и 40,6±3,9% в 2018 г.). Это можно объяснить тем, что респонденты (студенты-медики, опрашиваемые в 2023 г.) на начало пандемии были первокурсниками. Социальная изоляция студентов-медиков привела не только к изменениям досуговой деятельности и степени вовлеченности в учебный процесс, но и оказала влияние на социально-психологическую адаптацию [8].
Компетентность студента медицинского вуза в вопросах здорового образа жизни и здоровьесбережения является основополагающей в ряду профессиональных компетенций будущего врача [9].
В целом доля респондентов, считающих себя компетентными в той или иной степени в вопросах здорового образа жизни, практически не изменилась (91,3% в 2018 г. и 90,4% в 2023 г.). При этом обращает на себя внимание то, что доля считающих себя «компетентными в полной мере» уменьшилась почти в 2 раза и составила 12,0±2,9%; доля «компетентных в большинстве вопросов» практически осталась прежней (40,0±4,4% по сравнению с 38,7±3,9% в 2018 г.); доля «компетентных в некоторых вопросах» увеличилась почти в 1,5 раза и составила 38,4±4,4%.
Необходимо отметить, что в 2023 г. самооценка респондентов в вопросах здорового образа жизни почти по всем показателям выросла в той или иной степени (рис. 2). Особенно увеличилась компетентность в вопросах профилактики алкогольной и наркотической зависимости — в 1,7 раза, до 56,8±4,4%; показатели компетентности в вопросах вакцинации и оптимальной двигательной активности увеличились в 1,6 раза, до 52,8±4,5%; в вопросах инфекционной безопасности считают себя компетентными 44,8±4,4% респондентов (28,8±3,6% в 2018 г.), в вопросах профилактики курения— 60,0±4,4%, что в 1,4 раза выше, чем в 2018 г. (41,3±3,9%).
Рис. 2. Самооценка компетентности в вопросах здорового образа жизни в 2018 и 2023 гг., %.
Вопросы рационального питания остаются актуальными, и отношение к ним почти не изменилось — 58,4±4,4% по сравнению с 57,5±3,9% в 2018 г. Компетентность в вопросах профилактики сахарного диабета растет и в 2023 г. составила 37,6±4,3% по сравнению с 28,8±3,6% в 2018 г.; в вопросах профилактики артериальной гипертензии каждый второй считает себя компетентным — 49,6±4,5%.
В целом в вопросах здорового образа жизни компетентными себя считают 52,8±4,5% респондентов (58,8±3,9% в 2018 г.).
Доля лиц, считающих, что им будет достаточно знаний о формировании здорового образа жизни у населения и школьников, практически не изменилась и составила в 2023 г. соответственно 87,2 и 85,6%.
Следует отметить, что в 2023 г. доля желающих проводить беседы о здоровом образе жизни со школьниками снизилась — 56% по сравнению с 67,5% в 2018 г. в том числе из-за проблем с коммуникабельностью. Из различных возрастных групп респонденты отдают предпочтение младшим школьникам (от 7 до 11 лет, 1—4-й классы) — 39,2±4,4% в 2023 г. и 31,9±3,7% в 2018 г. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что элементы социальной изоляции оказали определенное негативное влияние на социальную активность студентов медицинского вуза. При этом доля лиц, желающих проводить беседы о здоровом образе жизни с родителями школьников, практически не изменилась — 55,2% по сравнению с 56,9% в 2018 г.
Обсуждение
Результаты исследований показывают, что мнение студентов медицинского вуза о своем здоровье остается практически неизменным с течением времени и оценивается большинством положительно — «хорошее» (48,8%) и «удовлетворительное» (37,6%), негативно — около 2,4% респондентов. Из тех, кто неукоснительно следует принципам здорового образа жизни, 80% оценивают свое здоровье как хорошее. В то же время те, кто придерживается этих правил в большинстве случаев или в некоторых случаях, реже характеризуют свое здоровье как хорошее (52,0 и 53,7% соответственно). При этом студенты-медики, игнорирующие принципы здорового образа жизни, лишь в 15,4% оценивают свое здоровье как хорошее.
Самооценка студентами здоровья согласуется с пониманием важности и роли здорового образа жизни, а также с высокой готовностью следовать его принципам. Такой результат согласуется с заключениями других исследователей об адекватной оценке своего здоровья студентами, о приверженности правилам здорового образа жизни и его положительном влиянии на самооценку здоровья [9—11]. В то же время некоторые исследователи отмечают недостаточную осведомленность студентов-медиков в вопросах здорового образа жизни и невысокую готовность следовать его принципам [11, 12].
Полученные данные свидетельствуют о важности активной пропаганды здорового образа жизни, необходимости формирования ответственного отношения студентов медицинского вуза к своему здоровью путем повышения уровня информированности студентов и их вовлечение в процесс формирования здорового образа жизни населения на основе здоровьесберегающих технологий.
Ценностное отношение студенческой молодежи к общественному и личному здоровью — важные компоненты общей и профессиональной культуры будущих врачей [9].
В готовности студентов медицинского вуза участвовать в формировании здорового образа жизни населения основополагающую роль играет их компетентность в вопросах здоровьесбережения. Результаты исследований показывают, что в среднем 43,3% респондентов считают себя компетентными в полной мере и в большинстве вопросов, около 70,0% из них желают проводить беседы о здоровом образе жизни. Данные результаты позволяют сделать вывод, что готовность к профилактической работе с населением напрямую зависит от уровня компетенции студентов медицинского вуза.
Заключение
У большинства студентов медицинского вуза в представлениях о профилактике хронических неинфекционных заболеваниях отмечается позитивная тенденция: безусловно, возросла роль здорового образа жизни, выявлена связь ценностного отношения к здоровью и его самооценки, увеличилось (до 93,6%) понимание целесообразности проведения профилактической работы с населением. При этом доля лиц, не желающих проводить беседы со школьниками и их родителями, выросла, несмотря на достаточно высокую самооценку уровня знаний.
Анализируя полученные результаты, следует отметить, что знания о здоровом образе жизни формируются с учетом профессиональной подготовки, социальной ситуации и усиливающегося информационного влияния сети Интернет на ценностные установки и отношение населения к здоровому образу жизни.
Неизменно высокой остается доля респондентов, считающих себя компетентными в вопросах формирования здорового образа жизни. Эти знания респонденты не только могут использовать для укрепления собственного здоровья, но и, привлекая свою семью к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, менять традиционные поведенческие привычки (переход к рациональному питанию, адекватной физической активности, отказу от алкоголя, курения и прочее). В связи с этим каждый второй респондент готов наблюдать за изменением образа жизни родными (родственниками), которым это рекомендовано.
Осуществление студентами-медиками конкретных мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике хронических неинфекционных заболеваний у населения, оценку их результативности и эффективности целесообразно проводить в рамках специальных исследований, что будет способствовать совершенствованию не только практической профилактической деятельности в системе здравоохранения, но и позволит улучшить образовательные программы подготовки медицинских работников.
В целом полученные данные указывают на рост уровня сознательности и ответственности студентов медицинского высшего учебного заведения, а также являются дополнительным резервом повышения уровня информированности населения.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Фомичева М.Л., Евдаков В.А., Борцов В.А., Коломейцева В.Н.; сбор и обработка материала — Борцов В.А., Коломейцева В.Н.; статистическая обработка данных — Борцов В.А., Коломейцева В.Н.; написание текста — Борцов В.А., Коломейцева В.Н.; научное редактирование — Фомичева М.Л., Евдаков В.А., Борцов В.А.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.