Введение
Республика Узбекистан характеризуется высокой рождаемостью, традиционной многодетностью и значительной долей детского населения [1—3]. Вследствие функциональной незрелости центральной нервной системы и ряда других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов растущий организм ребенка быстро реагирует на неблагоприятные факторы внешней среды изменением важнейших функций — нарушением физического и психического развития, расстройством деятельности органов, несущих основную функциональную нагрузку по обеспечению гомеостаза, ослаблением естественного и приобретенного иммунитета [4—7].
В связи с этим изучение физического развития дошкольников, их заболеваемости с целью оценки влияния на эти показатели условий их воспитания, разработка и реализация профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий по оптимизации этих условий являются в настоящее время актуальной проблемой.
Цель исследования — изучить показатели состояния здоровья и дать гигиеническую оценку физического развития, заболеваемости и фактического питания детей дошкольного возраста.
Материал и методы
Объектами исследования при изучении состояния здоровья были дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет узбекской национальности. Обследованы 502 дошкольника — воспитанники дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) №588 Шайхантаурского района Ташкента.
Программа исследования включала изучение антропометрических показателей и проведение медико-социологических исследований.
Изучены соматометрические показатели (рост в положении стоя, масса тела) и соматоскопические показатели (состояние опорно-двигательного аппарата — тип костяка, вид осанки, развитие мускулатуры, форма позвоночника, грудной клетки, брюшной области, ног и стоп). При измерениях соматометрических показателей использовали ростомер, взвешивание проводили на медицинских весах. Индивидуальная оценка физического развития обследованных детей проведена с ипользованием региональных оценочных таблиц [3].
Медико-социологические исследования включали: проведение массового медицинского скрининга с последующим углубленным медицинским осмотром; выкопировку данных из индивидуальных медицинских карт (форма 026/у) и историй развития ребенка (форма 112/у), дополненных материалами учета пропусков дней по болезни; опрос дошкольников и их родителей по специально разработанным анкетам.
Фактическое питание дошкольников изучали по меню-раскладкам. Исследование проводили в течение трех дней подряд в начале, середине и конце каждого месяца по сезонам года. Содержание основных пищевых веществ и энергии рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов. Полученные результаты сравнивали со среднесуточными рациональными нормами потребления пищевых продуктов в организованных ДОУ Республики Узбекистан (СанПиН 0016-21 «Гигиенические требования к организации безопасного и качественного питания детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан»).
Результаты
Физическое развитие является наиболее объективным показателем здоровья населения. Вот почему многие исследователи считают возможным судить о здоровье населения по уровню физического развития отдельных его групп [2, 8, 9]. Правомерность такого подхода подтверждается также тем, что более высокому уровню здоровья населения, как правило, соответствуют высокие показатели физического развития. Возраст от 1 года до 7 лет называют периодом нейтрального детства, поскольку девочки и мальчики практически не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, однако, что уже в этот период у девочек количество жировой ткани больше, чем у мальчиков [3].
Исследования физического развития детей дошкольного возраста (3—7 лет — первое детство), проведенные нами в ДОУ Ташкента, позволили выявить некоторые закономерности в развитии соматометрических показателей (табл. 1).
Таблица 1. Показатели физического развития детей
Возраст, пол | Обследованные дети | |
рост, см | масса тела, кг | |
3 года | ||
мальчики | 92,5±1,2 | 13,0±0,1 |
девочки | 92,0±0,39 | 12,6±0,12 |
4 года | ||
мальчики | 100,5±0,5 | 15,5+0,13 |
девочки | 99,8±0,45 | 15,3±0,08 |
5 лет | ||
мальчики | 108,3±0,62 | 18,0±0,07 |
девочки | 107,8±0,65 | 17,5±0,1 |
6 лет | ||
мальчики | 115,2±0,5 | 20,3±0,06 |
девочки | 115,1±0,52 | 20,0±0,07 |
7 лет | ||
мальчики | 122,7±0,47 | 22,8±0,12 |
девочки | 122,2±0,55 | 22,4±0,12 |
Примечание. Данные представлены в виде M±m.
Так, средний показатель длины тела мальчиков увеличился с 92,5±1,2 см в возрасте 3 года до 122,7±0,47 см в возрасте 7 лет, т.е. прирост длины тела в положении стоя за 4 года составил 30,2 см. У обследованных детей в изучаемом периоде существенно увеличился показатель массы тела. Так, у трехгодовалого ребенка масса тела составила 13,0±0,1 кг, а к 7 годам она возросла до 22,8±0,1 кг, т.е. за период с 3 до 7 лет произошло абсолютное увеличение массы тела на 9,8 кг (см. табл. 1).
Исследования подтвердили, что увеличение основных соматометрических показателей (роста и массы тела) с возрастом происходит неравномерно. Наибольшие годовые приросты длины тела отмечаются между 3-м и 4-м годами (у мальчиков — 8 см, девочек — 7,8 см). Максимальные годичные прибавки массы тела отмечены также между 3-м и 4-м годами (мальчики — 2,5 кг, девочки — 2,8 кг). Как видно из приведенных данных, более интенсивный темп роста признаков физического развития наблюдается между 3-м и 4-м годами.
При проведении комплексной индивидуальной оценки физического развития дошкольников установлено, что 76% детей имели средний уровень физического развития, физическое развитие выше среднего отмечено у 8% детей, высокое — у 2%, физическое развитие ниже среднего встречалось в 8% случаев, низкое — в 6%.
Гармоничный уровень физического развития имели 82% детей. Дисгармоничность физического развития обследованных детей в основном проявлялась дефицитом (10%) и избытком массы тела I степени (6%); высокий рост отмечен в 2% случаев.
Известно, что характеристику физического развития детей дополняют данные наружного осмотра тела (развитие костяка, формы позвоночника, грудной клетки, живота, ног и стоп, степень развития мускулатуры и подкожно-жирового слоя). Наиболее часто встречающейся патологией являются дефекты формы ног. У обследуемых нами дошкольников наблюдались дефекты ног в виде О-образных и Х-образных форм. Так, 7,3% детей имели О-образную форму ног, 2,4% — Х-образную форму ног. У 28% обследованных детей отмечены нарушения осанки, в том числе сколиотическая осанка (17%), сутулость (3,6%), прямая спина (4,4%), кифотическая осанка (1,5%) и лордотическая осанка (1,5%).
Часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у дошкольников было плоскостопие, оно выявлено у 10% обследованных детей. Аномальные формы грудной клетки зарегистрированы в 4% случаев, в том числе «куриная» грудь встречалась у 1,5% детей; «четки» имели 1% детей, грудь «сапожника» отмечена в 1% случаев, деформированная форма грудной клетки — в 0,5% случаев.
С плоскостопием, нарушением осанки и аномальными формами грудной клетки одновременно были около 7% обследованных детей.
Таким образом, большинство дошкольников (76%) имеют средний уровень физического развития. При этом физическое развитие у 82% детей оценено как гармоничное. Вместе с тем у достаточно большого числа детей (28%) отмечены те или иные изменения соматоскопических показателей.
Анализ полученных данных о заболеваемости детей по результатам углубленных комплексных медицинских осмотров показал, что лишь 17% детей были практически здоровыми (I группа здоровья), около 70% имели функциональные отклонения и сниженные адаптационные возможности (II группа здоровья), 13% — хронические заболевания (III группа здоровья).
Во II группу здоровья в основном вошли дети, имевшие кариес 4—6 зубов, гипертрофию миндалин II степени, миопию слабой степени, уплощение стопы, общую задержку физического развития, увеличение щитовидной железы II степени, избыточную массу тела (на 10—19%) за счет жироотложения, аллергические заболевания кожи, а также дети, часто (4 раза и более в год) болеющие ОРЗ.
Дошкольники с множественным кариесом зубов (7 зубов и более), хроническими заболеваниями носоглотки (хронический тонзиллит, отит, ринит) и пищеварительной системы (энтероколит, расстройства желудка), миопией средней и высокой степени, сколиозом I—II степени и плоскостопием составляли III группу здоровья.
Анализ заболеваемости по данным углубленного медицинского осмотра 502 детей (табл. 2) показал, что наиболее распространенными были болезни органов дыхания (27,9% от общего числа заболеваний).
Таблица 2. Показатели заболеваемости по данным углубленного медицинского осмотра детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ №588 Шайхантахурского района г. Ташкента (2020—2021 гг.)
Класс болезней | Число выявленных заболеваний | ||
абс. | на 1000 детей | % от общего числа выявленных заболеваний | |
I Инфекционные и паразитарные болезни | 25 | 49,8 | 3,4 |
III Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ | 127 | 252,9 | 17,1 |
IV Болезни крови и кроветворных органов | 7 | 13,9 | 0,9 |
V Психические расстройства | 6 | 12 | 0,8 |
VI Болезни нервной системы и органов чувств | 15 | 29,9 | 2,0 |
VII Болезни органов кровообращения | 3 | 6 | 0,4 |
VIII Болезни органов дыхания | 207 | 412,4 | 27,9 |
IX Болезни органов пищеварения | 186 | 370,5 | 25,1 |
X Болезни мочеполовой системы | 3 | 6 | 0,4 |
XII Болезни кожи и подкожной клетчатки | 10 | 19,9 | 1,3 |
XIII Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 136 | 270,9 | 18,4 |
XIV Врожденные аномалии | 2 | 4 | 0,3 |
XVI Симптомы, признаки, неточно обозначенные состояния | 2 | 4 | 0,3 |
XVII Травмы и отравления | 9 | 17,9 | 1,2 |
Все болезни | 741 | 1476,1 | 100 |
Среди болезней органов дыхания наибольшую долю (78,7%) занимали хронический тонзиллит, гипертрофия миндалин II—III степени, хронический ринит, а также хронические заболевания верхних дыхательных путей на фоне аллергизации. Доля хронических пневмоний, бронхитов, синуситов, фарингитов и гипертрофии аденоидов составляла 6,3%.
Второе место в структуре заболеваемости занимали болезни органов пищеварения (25,1% от общего числа заболеваний). Из общего числа заболеваний органов пищеварения чаще всех встречались болезни полости рта, среди которых первое место занимал кариес зубов. По полученным данным, распространенность кариеса составляла 65,3% у девочек и 62,5% у мальчиков. В классе болезней органов пищеварения отмечались также хронический энтероколит, хронический холецистит и функциональные расстройства желудка (18%). В отдельных случаях встречались грыжи.
Третье место в структуре заболеваемости, по данным углубленного медицинского осмотра, занимали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 18,4%. Из общего числа болезней костно-мышечной системы отклонения от нормы в 28% случаев представлены нарушением осанки (в том числе сколиотической осанкой в 17% случаев), в 10% случаев — плоскостопием, включая уплощенную стопу.
Заболевания эндокринной системы выявлены у 17,1% детей (четвертое место). Наиболее частыми формами этой патологии были увеличение щитовидной железы (73,2%), ожирение (12,6%), общая задержка физического развития (2,36%). Пятое место в структуре заболеваемости занимали инфекционные и паразитарные болезни (3,4%). Внутри этого класса преобладали гельминтозы и педикулез.
Относительно часто в общей структуре заболеваемости встречались болезни нервной системы и органов чувств — 2,0% (в том числе из них 24% приходилось на заболевания глаз и 8% — на заболевания уха). Далее следовали болезни кожи и подкожной клетчатки (1,3%). Доля перечисленных выше 7 классов болезней в общей структуре заболеваемости составила 95,2%.
Интенсивные показатели заболеваемости (на 1000 детей) повторяют распределение мест аналогично представленной структуре: самый высокий уровень характерен для заболеваний органов дыхания, далее следуют заболевания органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы и т.д.
При оценке уровня заболеваемости дошкольников следует отметить, что, несмотря на высокую распространенность различных отклонений в состоянии здоровья, у них не зарегистрированы тяжелые формы хронической патологии.
Сравнение данных о заболеваемости по обращаемости с результатами углубленного медосмотра позволяет заключить, что данные по обращаемости не дают полной картины заболеваемости исследуемых детей. Имеют место существенные различия и по уровню общей заболеваемости, и по структуре и уровню заболеваемости отдельными формами патологии; результаты углубленного медосмотра резко (в 3,5 раза) сокращают число детей, которые должны быть отнесены к I группе здоровья.
Но в том и другом случае наиболее важной формой патологии являются болезни органов дыхания, что подтверждает необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику и лечение бронхолегочных заболеваний у детей.
Проблема правильной организации питания детей имеет не только медицинское, но и большое социальное значение, т.к. является определяющим фактором всего последующего развития человека.
Изучение рациона фактического питания детей, посещающих ДОУ, показало, что калорийность суточных рационов в основном покрывает энергозатраты детей (1956—1975 ккал при норме 1970 ккал). Однако гигиеническое значение имеет не только калорийность питания, но и его биологическая и пищевая ценность. Ассортимент продуктов, входящих в суточный рацион питания детей, сравнительно узок.
Значительную долю занимают хлеб и хлебобулочные продукты, макаронные и мучные изделия, крупы. Из кисломолочных продуктов в недостаточном количестве употребляются сыр, брынза; из мясных — колбаса, сардельки; рыба и рыбные продукты, а также свежие овощи и фрукты. Анализ рационов детей показал, что дефицит потребления мяса и мясных продуктов в ДОУ составляет в зимне-весенний период 14,3%, а в летне-осенний период — до 22,9%. Дефицит потребления молока и молочных продуктов в зимне-весенний период составляет 60,2%, а в летне-весенний период — 68%. Рыба и рыбные продукты в меню ДОУ встречаются очень редко. Дефицит потребления овощей в зимне-весенний период составляет 21,6%, фруктов — 66,7%. В летне-осенний период дефицит потребления овощей — 21,6%, а фруктов — 33,3%. Потребность в растительном масле удовлетворяется на 130% в зимне-весенний период и на 100% в летне-осенний период. Дефицит потребления сахара и кондитерских изделий составляет 20%. Следует отметить, что дети, особенно дома, употребляют избыточное количество хлеба и хлебобулочных изделий. Избыток потребления этих продуктов по сравнению с рекомендованными нормами колеблется до 40% в зимне-весенний период и до 35% в летне-осенний.
Рацион питания ДОУ характеризуется дефицитом общего белка. Дефицит общего белка колеблется в зимне-весенний период от 10,1% до 22,3% (в среднем 16,6%), в летне-осенний период — от 9,4% до 63% (в среднем 38,7%). Содержание углеводов в рационах фактического питания обследованных дошкольников составляет в зимне-весенний период 270—397 г, а в летне-осенний период — 250—389 г. Следовательно, обследуемые дети потребляют углеводов в среднем на 41% больше нормы.
В рационе питания обследованных детей выявлен дефицит потребления кальция: в зимне-весенний период различия с гигиенической нормой колеблются от 45,9% до 61,6%, а в летне-осенний период — от 41,1% до 73%. Содержание магния снижено в зимне-весенний период на 12,1%, а в летне-осенний период — на 27,6% по сравнению с физиологической нормой. Изучение содержания фосфора выявило его дефицит: в зимне-весенний период этот дефицит составляет от 32,9% до 37,3% (в среднем 35%), а в летне-осенний период — от 30% до 36,1% (в среднем 33%) от физиологической потребности. Содержание железа в рационах обследованных детей снижено в среднем на 11,83% в зимне-весенний период и на 10,73% в летне-осенний период по сравнению с нормой.
Кроме того, рацион питания детей характеризуется дефицитом витамина A, содержание которого снижено в зимне-весенний период в среднем на 52%, а в летне-осенний период — на 40% относительно физиологической нормы. Содержание витамина B1 в рационах ДОУ снижено по сравнению с потребностями в зимне-весенний период на 6—23% (в среднем на 15%), а в летне-осенний период — на 4—56% (в среднем на 16%). Дефицит содержания витамина B2 в зимне-весенний период колеблется от 20% до 38,5% (в среднем на 31%).
Отмечен также дефицит никотиновой кислоты: содержание в рационе витамина PP снижено в зимне-весенний период на 24,2—40,9% (в среднем на 33%), а в летне-осенний период — на 27,3—47,5% (в среднем на 38%) по сравнению с физиологической нормой. Содержание витамина C в рационах снижено в зимне-весенний период на 16% (от 11,6% до 20,8%), а в летне-осенний период — в среднем на 20% (от 4,2% до 55,5%) относительно возрастной физиологической потребности.
Как показывают результаты наших исследований, рационы фактического питания детей в ДОУ в целом не обеспечивают их потребности в белках, жирах (в том числе животного происхождения), витаминах и минеральных веществах. Питание детей несбалансированное, преимущественно за счет превалирования углеводсодержащих продуктов (хлеба, хлебопродуктов), а также низкого содержания в рационах овощей, фруктов, рыбы, молочных продуктов. Большинство микронутриентов принадлежат к числу незаменимых пищевых факторов, адекватное поступление которых в организм является необходимым условием обеспечения здоровья, особенно в детском возрасте — в связи с напряженностью метаболических процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием детей в сочетании с незрелостью их регуляции. Исходя из этого, мониторинг потребления детьми микронутриентов и при необходимости соответствующая коррекция выявленных нарушений являются важными условиями адекватного роста, развития и здоровья.
Выводы
1. При комплексной индивидуальной оценке физического развития детей дошкольного возраста (3—7 лет) Ташкента установлено, что средний уровень физического развития имеют 76% детей, физическое развитие выше среднего — 8%, высокое — 2%, ниже среднего — 8%, низкое — 6%. Гармонично развиты 82% детей, у 28% детей отмечены те или иные изменения соматометрических показателей.
2. При оценке заболеваемости детей по результатам углубленного медосмотра выявлено, что практически здоровы (I группа здоровья) только 17% детей, 70% обследованных отнесены ко II группе здоровья, 13% — к III группе. Основными классами заболеваний детей являются (в порядке значимости): заболевания органов дыхания (27,9%), болезни органов пищеварения (25,1%), болезни костно-мышечной системы (18,4%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ (17,1%). Результаты оценки показателей здоровья детей свидетельствуют о том, что 83% дошкольников нуждаются в оздоровлении.
3. Фактическое питание детей дошкольного возраста не является рациональным, так как имеет место недостаток в рационах питания белков животного происхождения, витаминов, макроэлементов и микроэлементов, т.е. тех нутриентов, которые в наибольшей степени обеспечивают сопротивляемость организма заболеваниям и негативному воздействию окружающей среды.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Ф.И. Саломова, Ш.Х. Бакиева; сбор и обработка материала — Ф.И. Саломова, Д.С. Хакимова; статистический анализ данных — Д.С. Хакимова; написание текста — Ф.И. Саломова, С.А. Шарипова; редактирование — Ф.И. Саломова, Ш.Х. Бакиева.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.