До настоящего времени не придается должного значения вопросам сердечно-сосудистого риска у женщин позднего репродуктивного возраста, когда подверженность развитию этих заболеваний значительно увеличивается. Активный подход к выявлению факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний и тщательное наблюдение за женщинами в этот период имеет важное значение для их первичной профилактики [1—4]. Только в последние несколько лет поднимается вопрос о существенной роли, которую может играть гинеколог в сохранении здоровья женщины на долгую перспективу.
Определенные трудности представляет диагностика сердечно-сосудистых заболеваний у женщин, поскольку результаты некоторых рутинных тестов и диагностических процедур могут быть неадекватными. Так, результаты часто применяющейся для диагностики пробы с дозированной физической нагрузкой у молодых женщин с низким риском сердечно-сосудистых заболеваний могут быть ложноположительными, ИБС с поражением одного коронарного сосуда или сосудов малого калибра (что более характерно для женщин, чем для мужчин) не диагностируется [5]. Женщины реже подвергаются углубленному дополнительному обследованию с применением инвазивных методов, например коронарной ангиографии, что нередко приводит к запоздалой медицинской помощи, особенно при необходимости срочного хирургического лечения, и ухудшает исход. С другой стороны, даже в случае своевременного проведения этих исследований примерно у 1/5 женщин при наличии ишемии миокарда и типичных «болей за грудиной» не выявляется никаких нарушений. Это может быть связано с быстроразвивающейся у женщин в постменопаузе на фоне эстрогенного дефицита эндотелиальной дисфункцией и с нарушением процессов микроциркуляции в сердечной мышце задолго до появления структурных атеросклеротических изменений в стенке сосудов, что служит крайне негативным прогностическим фактором будущих серьезных сердечно-сосудистых осложнений [3, 4, 6—8].
В последние годы во всем мире активно разрабатывается программа по предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний у женщин. В 2004 г. в США впервые были изданы специальные рекомендации, посвященные этой проблеме [9], обновленные в 2007 г. Европейское общество кардиологов содействовало созданию программы «Женское сердце» [10], и это начинание встретило полное взаимопонимание со стороны европейских, в том числе российских, гинекологов.
В мае 2006 г. во Франции состоялась встреча ведущих европейских кардиологов и гинекологов, в ходе которой имел место широкий обмен клиническим и научным опытом по различным аспектам сердечно-сосудистого риска у женщин в перименопаузе. Отмечено, что в переходный период женщины обычно наблюдаются у гинеколога и/или врача общей практики/терапевта, в связи с чем у гинекологов существует уникальная возможность существенно повлиять на риск сердечно-сосудистых заболеваний. Состоялось глубокое обсуждение различных вопросов своевременного выявления факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний и наблюдения за женщинами в этот период, результаты которого легли в основу документа, озаглавленного «Ведение женщин с сердечно-сосудистым риском в перименопаузе: консенсус европейских кардиологов и гинекологов».
Выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в позднем репродуктивном периоде и пременопаузе является этапом первичной профилактики для формирования «программы здоровья» женщины.
Существует ряд систем по оценке риска сердечно-сосудистых заболеваний, из которых наиболее известны Фремингемская шкала оценки риска, SCORE (Системная оценка коронарного риска), ASSIGN (Шотландская модель оценки риска), PROCAM (Проспективное мюнстеровское исследование сердечно-сосудистых заболеваний) и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). На практике большинство систем оценки риска дают сходные результаты при применении их в популяциях, сходных с теми, для которых они разрабатывались, однако они могут модифицироваться для применения в различных популяциях пациентов [11].
Для предложенных систем оценки рисков сердечно-сосудистых заболеваний наиболее актуальны такие изменяемые факторы риска, как атерогенная дислипидемия (низкий уровень холестерина липопротеидов высокой плотности — ХС ЛПВП, повышение содержания триглицеридов — ТГ и преобладание мелких плотных частиц холестерина липопротеидов низкой плотности — ХС ЛПНП), артериальная гипертензия (АГ), курение, инсулинорезистентность (ИР), висцеральное ожирение.
Исходя из представленных данных, в качестве первого этапа обследования женщин в позднем репродуктивном периоде и пременопаузе, планирующих беременность, была предложена система интегральной комплексной скрининговой оценки функционального состояния организма.
На базе ФГБУ РНЦ МРиК Минздрава РФ был применен аппаратно-программный комплекс «Диамед-МБС» для оценки здоровья данной группы пациенток с повышенными рисками сердечно-сосудистых заболеваний.
Целью данного исследования стало выявление корреляционных зависимостей между показателями факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний и данными обследования при помощи диагностического комплекса «Диамед-МБС» в группе пациенток с сердечно-сосудистой патологией.
Материал и методы
Были обследованы 32 женщины, планирующие беременность, в возрасте 35—45 лет. Обследуемые являлись пациентками Реабилитационного центра. В этой группе проводился анализ корреляционных зависимостей показателей клинико-лабораторного обследования и данных комплексной скрининг-диагностики функционального состояния организма человека.
В ходе исследования оценивались антропометрические параметры (рост, масса тела, индекс массы тела, окружность талии), данные анамнеза жизни (образ жизни, вредные привычки), клинические данные (частота сердечных сокращений, артериальное давление, параметры объемной осциллометрии), лабораторные данные (уровни ХС, ЛПВП, ЛПНП, ТГ, индекс атерогенности, глюкоза крови).
Проводилась скрининговая оценка функционального состояния пациенток на аппаратно-программном комплексе «Диамед-МБС» методами кардиоинтервалографии, электросоматографии и биоэлектрографии.
Общим принципом исследовательской работы явилось обследование всех пациенток в стандартных условиях (время и место), которое включало в себя обследование, проводимое в первые 2 дня поступления, до назначений лекарственной, бальнео-, физиотерапии и других методов лечения.
Для того чтобы оценить линейные корреляционные связи между исследуемыми признаками, использовался статистический параметрический метод расчета коэффициента Браве—Пирсона (r), оценивающий степень, силу и тесноту взаимозависимых параметров.
Общая классификация корреляционных связей (по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову, 1992): сильная, или тесная, при коэффициенте корреляции r>0,70, средняя при 0,50 Полученные результаты исследования обрабатывались с помощью программного обеспечения Statistica 6.0 методами с использованием корреляционного анализа.
Результаты и обсуждение
С учетом целей и задач исследования были выявлены корреляционные связи параметров комплекса скрининг-диагностики с полученными клиническими, лабораторными и инструментальными данными в группе обследованных. Наибольший интерес представляли данные факторов риска заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В ходе исследования был определен высокий и средний уровень корреляции клинических данных обследования пациенток с данными скрининг-оценки указанных выше рисков сердечно-сосудистых заболеваний и функциональных изменений кровотока миокарда, определяемых с помощью аппаратно-программного комплекса «Диамед-МБС».
Коэффициент корреляции составил более 0,6 между риском развития функциональных отклонений коронарного кровотока, по данным скрининг-диагностики, и курением более 10 сигарет в день, биохимическими данными липидного спектра, АГ более 140/90 мм рт.ст. в анамнезе и изменения параметров центрального и периферического кровотока, показателями массы тела, окружности талии (рис. 1).
Показатели липидного спектра крови имели высокий уровень корреляции с данными скрининг-диагностики. Наиболее актуальными факторами риска являются уровни ЛПНП, ЛПВП и ТГ, что нашло отражение в анализе результатов скрининга (рис. 2).
Данные сердечного выброса, ударного объема, общего периферического сопротивления сосудов, скорости пульсовой волны коррелировали с показателем активности регуляторных систем методики кардиоинтервалографии и высоким кардиологическим риском, по данным электросоматографии, отражающими функциональные изменения коронарного кровотока. Коэффициент корреляции находился в диапазоне средних значений 0,50
Оценка рисков функциональных изменений сердечно-сосудистой системы по параметрам биоэлектрографии выявила обратную зависимость со средними значениями коэффициента корреляции.
Коэффициенты корреляции ТГ и окружности талии с выявленным риском сердечно-сосудистых заболеваний, по данным «Диамед-МБС», были приблизительно равными, что, вероятно, объясняется патогенетическим механизмом висцерального ожирения (см. таблицу).
Уровень глюкозы капиллярной крови имел умеренную связь с рисками функциональных изменений коронарного кровотока, по данным скрининг-диагностики «Диамед-МБС», коэффициент корреляции составил 0,5. Полученные данные представлены в таблице.
Заключение
В ходе проведенного исследования в группе пациенток с повышенными рисками сердечно-сосудистых заболеваний отмечается высокая и средняя корреляционная зависимость изменений по параметрам комплексной скрининг-диагностики «Диамед-МБС» с курением, изменением липидного состава крови по биохимическим маркерам, АГ, изменением центрального и периферического кровотока, по данным осциллометрии, окружностью талии, массой тела.
Относительно низкие коэффициенты корреляции с уровнем глюкозы натощак в капиллярной крови могут быть следствием отсутствия клинически выявленной ИР у женщин в группе исследования.
Расчетный показатель ИМТ имел умеренный уровень корреляции с параметрами электросоматографии и не коррелировал с параметрами кардиоинтервалографии и биоэлектрографии «Диамед-МБС». Это может быть связано с тем, что ИМТ отражает не только величину массы жира, но и количество мышечной массы, а также зависит от роста женщины. У женщин крайне неблагоприятным фактором является резкое повышение массы тела в позднем репродуктивном периоде и перименопаузе. В отличие от констатации ИМТ на данный момент прибавка массы тела является динамичным показателем и представляется лучшим маркером неблагоприятных метаболических изменений в организме. В настоящее время многие эксперты не относят ИМТ к маркеру центрального ожирения у женщин, отдавая предпочтение величине окружности талии.
Исходя из полученных данных, во-первых, методика комплексной скрининг-оценки функционального состояния «Диамед-МБС» может применяться на первичном этапе обследования для оценки рисков заболевания сердечно-сосудистой системы, формирования «паспорта здоровья» женщин позднего репродуктивного периода, планирующих беременность. Беременность, протекающая в позднем репродуктивном периоде на фоне высоких сердечно-сосудистых факторов риска, может потенцировать определенные осложнения, такие как гипертензия беременных, преэклампсия, задержка роста плода, диабет беременных и другие состояния. Поэтому важным этапом подготовки к беременности является ранняя оценка факторов риска и снижение их при динамическом контроле. Во-вторых, эти данные могут быть скрининг-предикторами проведения мероприятий по борьбе с факторами риска развития ишемической болезни сердца у женщин в пострепродуктивном периоде, отмечающейся существенной агрессивностью, как было изложено выше.