Абсансы относятся к весьма распространенным генерализованным припадкам детского возраста при идиопатической эпилепсии. Простые абсансы проявляются только кратковременной утратой сознания. Сложные абсансы помимо кратковременной утраты сознания в своей структуре содержат другие компоненты: генерализованные миоклонии (абсанс с миоклониями), миоклонические подергивания век (миоклония век с абсансами), снижение постурального тонуса с падением больного (атонический абсанс), элементарные кратковременные автоматизмы (абсанс с автоматизмами), упускание мочи (вегетативный абсанс). При типичных абсансах на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) во время припадка обычно регистрируются ритмические и симметричные разряды «пик-волна» частотой 3 в секунду. Нарушения носят двусторонний характер [1]. Ранее нами установлено, что реактивность неспецифических (интегративных) систем мозга в состоянии бодрствования у детей с абсансами в значительной степени снижена, о чем свидетельствует замедление угасания всех компонентов ориентировочной реакции (ОР) при проведении дневного полиграфического исследования. Замедленное угасание кожно-гальванического рефлекса (КГР) и неспецифического ответа (НО) при абсансах дает основание предполагать нарушения в ринэнцефальной области. Замедление угасания реакции десинхронизации (РД) свидетельствует о дисфункции на неокортикальном уровне. Выявленные изменения ОР, являющейся своеобразным адаптационным процессом в ответ на новизну и неожиданность предъявляемого раздражителя, характерны для значительных нарушений адаптивных возможностей неспецифических систем мозга у детей с абсансами, задержки процессов становления и организации вегетативного гомеостаза [2]. Несмотря на то, что включение физиотерапевтического воздействия для улучшения состояния компенсаторных механизмов детей с различными заболеваниями нервной системы представляется важным и актуальным [3], до сих пор не разработаны принципы коррекции дисфункции адаптивных систем мозга при абсансах у детей.
В медицине успешно применяются магнитолазерная терапия (МЛТ), т.е. сочетание воздействия инфракрасного лазерного излучения и магнитного поля, чаще постоянного. Лазерное воздействие низкой интенсивности обладает седативным, анксиолитическим, умеренным снотворным, спазмолитическим и антиконвульсантным эффектами. В частности, отмечено улучшение допплерографических и ЭЭГ-показателей при лазеротерапии [4]. Показано, что при лечебном лазерном воздействии происходят уменьшение воспаления и улучшение микроциркуляции [5, 6]. Постоянное магнитное поле способствует усилению тормозных процессов в центральной нервной системе [7], суммированию и потенцированию действия двух физических факторов, вызывает вегетативные сдвиги в результате влияния на надсегментарные отделы вегетативных образований и преимущественно повышение парасимпатического тонуса [8, 9]. При сочетанном воздействии лазерного излучения и постоянного магнитного поля возбуждаются атомно-молекулярные структуры, усиливаются метаболические процессы, снижается воспаление [10]. Постоянное магнитное поле поддерживает электролитическую диссоциацию, вызванную лазерным излучением [7-9].
Цель исследования - оценить эффективность коррекции функционального состояния неспецифических систем мозга с помощью магнитолазерного излучения на вегетативные образования шеи в комплексном лечении детей с абсансами.
Материал и методы
Нами обследован 21 ребенок 8-12 лет с абсансами. Мальчиков было 8, девочек - 13. Простые абсансы отмечены у 8 детей, сложные - у 13. Контрольную группу составили 20 практически здоровых детей той же возрастной категории.
Для уточнения реактивности неспецифических систем мозга в организации и реализации взаимодействия организма с окружающей средой, определения интегративных возможностей мозга до и после воздействия МЛТ проведено дневное полиграфическое исследование с изучением ОР на звуковой индифферентный раздражитель (150 дБ, 800 Гц, в течение 15 с, 15 сигналов) с регистрацией РД, НО и КГР. Кроме того, проводилась фотостимуляция, гипервентиляция в течение 3 мин, умственная (счет) и эмоциональная (неприятная эмоция) нагрузки. Помимо изучения скорости угасания компонентов ОР нами проводилось изучение альфа-индекса в затылочных отведениях. Существует точка зрения, согласно которой изменения альфа-ритма ЭЭГ связаны с дисфункцией неспецифических систем мозга [11, 12].
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета программ Statistica 6.0. Изучаемые количественные признаки представлены в работе в виде М±SD, где М - среднее арифметическое, SD - стандартное отклонение. При сравнении параметров двух различных групп применялся критерий Стьюдента (t). Различие считалось достоверным при коэффициенте 5% (p≤0,05).
При выборе структур, на которые можно было бы влиять доступным для невролога физическим методом, мы воспользовались известными сведениями о том, что воздействие на верхний шейный симпатический узел приводит к появлению афферентных импульсов, активирующих десинхронизирующие влияния ствола мозга [13]. Учитывая взаимосвязь шейных симпатических узлов, подкорковых и стволовых структур мозга с неспецифическими образованиями, встал вопрос о физиотерапевтическом воздействии на них. Нами использовался аппарат магнитолазерной терапии АМЛТ-01. Мощность излучения прибора 10 млВт, длина волны 0,8 мкм, частота 50 Гц, магнитная индукция 10 мТл. Воздействие осуществляли на область грудино-ключично-сосцевидных мышц. Длительность процедуры составляла 4 мин. Курс воздействия включал в себя 6 процедур ежедневно. Противоэпилептическая терапия при этом не отменялась. Во время процедур припадков не зарегистрировано.
Результаты и обсуждение
Как представлено в табл. 1 и 2, воздействие МЛТ на область вегетативных образований шеи привело к статистически достоверному снижению альфа-индекса в фоновой записи в отведениях от обоих полушарий у мальчиков и девочек, преимущественно с простыми абсансами.
При изучении ОР на звук у здоровых детей вначале происходило угасание РД после 4,5±0,25 звуковых раздражителей - ЗР, затем НО (5,06±0,68 ЗР), и КГР (7,9±1,74 ЗР). До воздействия МЛТ у лиц с абсансными припадками отличались от показателей у здоровых детей порядок и скорость угасания компонентов ОР. Так, при сложных абсансах вначале угасал КГР (6,36±1,19 ЗР), затем - РД (8,4±1,89 ЗР), и НО (9,31±1,02 ЗР). При простых абсансах вначале угасал НО (7,16±1,2 ЗР), затем КГР (7,6±1,33 ЗР) и РД (8,5±0,62 ЗР). У девочек до лечения вначале происходило угасание КГР (6,44±0,89 ЗР), затем НО (7,88±1,14 ЗР), РД (9,0±0,93 ЗР). У мальчиков вначале угасал КГР (7,79±2,02 ЗР), затем РД (8,84±1,27 ЗР) и НО (9,75±1,53 ЗР). Таким образом, исследование подтверждало несостоятельность и рассогласованность адаптивных механизмов при детской абсансной эпилепсии.
В результате воздействия МЛТ изменялся порядок угасания компонентов ОР у мальчиков и девочек и больных с простыми абсансами. Он стал таким же, как и порядок угасания ОР у практически здоровых детей. Вначале угасала РД, затем - НО, последним - КГР. У девочек уменьшилась скорость угасания РД до 6,25±2,23 ЗР (р≤0,05). Угасание НО наступило после предъявления 9,4±1,25 ЗР, а КГР - после 9,8±1,76 ЗР (р≤0,05). Подобное подтверждает, что МЛТ не избавляет от рассогласованности между ринэнцефальными, корковыми, неокортикальными и вегетативными отделами регуляторных структур головного мозга. У мальчиков угасание всех компонентов ОР произошло практически одновременно - после воздействия 7-го звукового сигнала. Однако у детей со сложными абсансами после воздействия МЛТ вначале угасал КГР (7,57±2,02 ЗР), затем НО (8,85±1,35 ЗР) и РД (9,0±1,9 ЗР). При простых абсансах угасание компонентов ОР происходило в том же порядке, что и у здоровых детей, причем РД (7,0±1,6 ЗР) и НО (7,2±1,3 ЗР) угасали практически одновременно, а РД - после 10,5±2,15 звукового индифферентного раздражителя.
Таким образом, отмечался положительный эффект от воздействия МЛТ на вегетативные образования шеи у детей с абсансами в виде тенденции к нормализации реагирования структур лимбико-ретикулярного комплекса на предъявление серии звуковых сигналов. Однако функциональное состояние головного мозга в бодрствовании оставалось напряженным при рассогласованности между различными структурами неспецифических систем. Судорожная биоэлектрическая активность мозга, наблюдаемая до лечения, становилась менее выраженной, реже регистрировался тета-ритм, не отмечалось пиков и острых волн, снижалась выраженность альфа-ритма. Произошли также положительные сдвиги компонентов ориентировочной реакции - кожно-гальванического рефлекса и неспецифического ответа, свидетельствующие о повышении адаптационных возможностей лимбико-ретикулярного комплекса. МЛТ особенно эффективна у мальчиков. У девочек после воздействия МЛТ произошло улучшение биоэлектрической активности мозга в виде десинхронизации ЭЭГ, однако оставалось медленное угасание КГР и НО. Воздействие магнитолазерным излучением привело к неспецифическому лечебному эффекту, который обусловлен включением адаптивных механизмов. Предупреждалось перенапряжение и срыв адаптационно-компенсаторных систем, усиливались защитные процессы.
Заключение
С целью повышения функциональной активности интегративных систем мозга детей с абсансами возможно включение магнитолазерного излучения на вегетативные образования шеи для предупреждения перенапряжения адаптивных механизмов мозга, коррекции универсальной вегетативной регуляции. Следует продолжить исследования по определению адекватной экспозиции в течение одной процедуры, оптимальных сроков и частоты повторяемости курсов воздействия.