Введение
Развитие курортного дела во все времена играло важную социально-экономическую роль в здоровьесбережении населения. Расселение народов в России исторически было связано с климато-экономическими условиями, и традиционный перевес по заселенности центральных, южных, приволжских регионов был обусловлен как удобством логистики, так и комфортностью природно-климатических факторов. Вопросы сохранения и приумножения столетиями создававшихся научного потенциала и научных школ курортологии остаются как никогда актуальными в наше время, а для прогресса медицинской науки в этой отрасли абсолютно необходима преемственность знаний и практического опыта [4—6]. Наряду с этим следует отметить, что курортное дело является важным сектором экономики, выполняет социально значимые задачи по укреплению здоровья населения разных возрастных групп и на поколения вперед, способствует восстановлению трудовых ресурсов государства, что обусловливает непреходящую актуальность поддержания фокуса исторической перспективы в сфере курортной медицины [1—3].
Цель исследования — изучить исторические аспекты формирования и развития детской курортной медицины в Самарском регионе с проведением сравнительного анализа «портрета» школьника, направлявшегося на летнее оздоровление в санаторий за последние 120 лет.
Материал и методы
Были проанализированы 123 документа Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО), касающиеся периода 1870—1910-х годов и относящиеся к процессу основания курортного дела вообще и в аспекте детской медицины в частности. В дополнение к этому был проведен анализ 215 источников из баз данных и онлайн-библиотек РИНЦ, PubMed, MedLine, The Cochrane Library, DBLP, Google Scholar, ISI Proceedings, JSTOR Search, Scopus, EMBASE, CINAHL, Scopus, Web of Science и Science Direct, PsycINFO, Academic Search. В результате проведенного поиска были отобраны материалы, наиболее соответствующие выбранной теме исследования.
Результаты
Была проведена дифференциация подобранных из разных источников документов на следующие подразделы:
1) период зарождения курортологии в регионе;
2) инициаторы и основатели детской курортной медицины в области;
3) размещение — локации и деятельность первых детских санаториев;
4) спонсоры первых школьных санаториев в губернии.
Период зарождения курортологии в Самарской губернии, как и в России в целом, пришелся на вторую половину XIX — начало XX века, когда приобрела популярность европейская тенденция открывать санаторно-оздоровительные заведения в наиболее благоприятных территориях, имеющих природно-климатические лечебные факторы, в том числе минеральные воды и лечебные грязи. В Самарской губернии это были Серноводский курорт, а также местности вблизи реки Волги, в частности Барбошина поляна, Постников овраг, обладавшие наиболее благоприятными ландшафтно-климатическими характеристиками. Серноводский курорт, основанный еще по Высочайшему Указу Петра I после знаменитого Азовского похода, послужил первым местом, принявшим на летнее оздоровление детей — учащихся школ и гимназий. Истоки детской курортологии в губернии лежат в 1900-х годах, когда Союз российских городов, Общество самарских губернских врачей подхватили популярную тогда идею открытия детских санаториев, доступных для малообеспеченных слоев населения.
Инициаторы и основатели детской курортной медицины
Первыми активными инициаторами благого дела были врачи — члены Общества губернских врачей: Э. Эрн, Т. Гаврилов, М. Гран, Е. Клюжев, Е. Кавецкий, которые сформировали специальную комиссию с «мыслью о необходимости прийти на помощь учащимся, при условиях, которые способствовали бы скорейшему и наиболее прочному укреплению их здоровья». Доктора отобрали группу детей, поначалу немногим более сотни, из числа учащихся школ и реальных училищ, — наиболее нуждающихся по здоровью и социальному положению в санаторном лечении. «Проба пера» самарских эскулапов 1900—1901 гг. в организации летних дач и колоний для школьников оказалась удачной и принесла заметные плоды, и поэтому в 1902 г. успешное начинание было продолжено под инновационным на тот момент названием летних школьных детских санаториев как предшественников аналогичных санаторно-оздоровительных учреждений в будущем. Опыт летних школьных санаториев дал право губернским докторам сделать заключение, что «...на них имеется весьма значительный спрос, что общество во всех его слоях относится к этому делу с полным сочувствием, что санатории имеют все данные на будущее развитие...», что и задало импульс их развития на последующие годы и десятилетия [7].
Размещение — локации и деятельность первых детских санаториев
Одним из первых мест размещений детских оздоровительных заведений того времени было помещение Грачевской женской санатории, построенное купцом А.А. Субботиным по специальному инженерному плану в загородной местности, где «Воздуха, света, простора для игр и занятий <...> было с избытком. Здание располагалось «...вдали от селения, в большом лиственном лесу, на обширной поляне». Другими пригородными и сельскими локациями, избранными тогда для расположения первых самарских детских школьных санаториев, были такие населенные пункты губернии, как: Постников овраг, Барбошина поляна, Екатериновка, Старый Буян, Тростянка, Якобьевка, Грачевка и даже уже состоявшийся как взрослый курорт Серноводск. Следует отметить, что спустя немного времени климатокумысолечебная здравница всероссийского масштаба на Барбашиной поляне в Самаре была высочайше утверждена Государем Императором Николаем II 15 мая 1915 г. (Собрание Узакон. и Распор. Прав. от 24 июня 1915 г. №96). В газете «Волжский день» от 27.10.1915 сообщалось: «Кому дороги интересы России и родной Волги, вступайте в члены(пайщики) Товарищества "Курорт Барбашина-Поляна"». Выбранная для курорта местность была одобрена Всероссийским съездом как соответствующая «идейности устройства Русского курорта» [7—9].
При выборе мест врачи обращали особое внимание на наличие свежего воздуха, питательной пищи, отдыха на природе и возможности наблюдения земских врачей с целью улучшения здоровья детей. В отличие от тогда активно развивавшейся индустрии санаториев и курортов для взрослых, детские санатории только зарождались и требовали особой поддержки. Первые отчеты о деятельности детских пришкольных санаториев показывают, насколько внимательно и добросовестно к этому вопросу подошли основатели этого доброго дела. Для детей, приехавших на лечебно-оздоровительный отдых в новые школьные санатории Самарской губернии начала XX века, организаторы постарались не упустить ни одной детали. Были учтены все возможные расходы, расположение в живописной природной местности, используемые помещения, персонал, питание, оборудование — всё, что было необходимо для деятельности летних детских санаториев. Организаторы сообщали о том, как проводит время каждый ребенок, для чего детям было предложено вести дневники. Дневниковые записи детей, отдыхавших в первых школьных санаториях, — это искренние и трогательные рассказы о повседневной жизни: питании, осмотрах, прогулках, свободном времени.
Врачи-инициаторы сформировали специальную приемную комиссию для санатория, поскольку понимали, что школьники — это потенциал образованного общества, которому необходимо уделять особое внимание с прицелом на будущие поколения. Вот рассуждения о необходимости улучшения здоровья детей, изложенные в отчете Самарской губернской врачебной комиссии: «Мысль о необходимости прийти на помощь учащимся в низших и средних городских учебных заведениях доставлением возможности наиболее слабым из них и наименее материально обеспеченным провести летнее вакационное время при таких условиях, которые способствовали бы скорейшему и наиболее прочному укреплению их здоровья и вместе с тем в состоянии были бы расширить умственный и нравственный горизонт. Так как количество работы учащихся обусловливается программами, изменение которых не входит в пределы ведения местных сил, то по необходимости приходится подумать о возможности устранения других обстоятельств, вредно влияющих на здоровье. Такими обстоятельствами прежде всего являются недостаток чистого воздуха и скудное, недоброкачественное питание».
Самарские врачи сделали первые шаги в организации здравоохранения школьников, учась у своих коллег из Петербурга, где почти 10 лет назад появилось такое учреждение, как «школьный санаторий». Первым шагом было получить адекватное представление о том, кому необходимо восстановление. С помощью анкет, распространяемых врачами в школах Самары, удалось оценить как состояние здоровья и пропуски занятий по болезни, так и материальное положение семей учащихся [7].
Анкеты выдавали ребенку, школьному врачу, учителям, классным руководителям — тем, кто постоянно видел детей и мог помочь объективно оценить их состояние в течение учебного года. Первый год комиссии показал, что половину учащихся следует отправить в санаторий для поправки здоровья, но вместимость учреждений пока не позволяла этого. Отчеты из архива отражают и административную, и экономическую, и организационную часть этого проекта, а кроме того, и этапы его планирования, детальное наблюдение за клиническими и антропометрическими параметрами здоровья детей [7—9].
Спонсоры первых школьных санаториев в губернии
Благотворительные средства собирались из различных источников: личных пожертвований, благотворительных мероприятий (выставки, концерты и пр.), прямых инвестиций состоятельных дворян и купцов. Важную роль в финансировании и реализации этого проекта сыграли Самарская епархия и лично епископ Гурий (Буртасовский), Глава Самарского дворянского собрания — А.Н. Наумов, купцы А. Фон-Вакано, В. Сурошников, И. Санин, А. Шихобалов, П. Субботин и другие известные и уважаемые жители губернии того времени. Следует отметить, что в конце XIX — начале XX века медицинская помощь была доступна примерно десятой доле жителей губернии и расширить ее доступность для малообеспеченных семей и их детей было главной целью самарских властей и благотворителей. В первые кампании, к примеру, собиралось в среднем около 1500 руб. серебром и ассигнациями, что составляет примерно 1,5 млн руб. на современные деньги. Опыт работы с летними детскими школьными санаториями как врачами, так и властями был признан успешным, было решено продолжать и приумножать его как весьма положительный. Школьные санатории в таком формате, благодаря спонсорской поддержке, как благотворительный проект успешно просуществовали вплоть до 1917 г. Именно на этой идее и основе была впоследствии создана сеть советских детских санаториев [7—9].
Сравнительный анализ: «Портрет» школьника, направленного на летнее оздоровление в санаторий, за 120 лет
В дополнение к историко-архивному анализу, представляется интересным провести сравнительный анализ того, как изменился «портрет» школьника, направленного на летнее оздоровление в санаторий, за 120 лет — с 1902 по 2022 г. Архивы сохранили перечень наиболее частых диагностируемых заболеваний, по наличию которых в истории болезни ребенка его направляли на летнее санаторное оздоровление. Так, при сравнительном анализе структуры заболеваемости детей, поступавших на санаторное лечение в 1902 и 2022 г., установлено, что в 1902 г. заболевания располагались в следующем порядке (по убыванию их частоты встречаемости среди детей, находящихся на лечении в санатории): малярия, золотуха (экссудативно-катаральный диатез), воспаление легких (реконвалесценция), малокровие (анемия), головные боли (вегетососудистая дистония), корь, дифтерия, суставной ревматизм, эпилепсия, брюшной тиф (реконвалесценция), воспаление почек (пиелонефрит), воспаление уха (отиты), жаба (ангина), зоб, инфлюэнца (грипп, реконвалесценция), коклюш, натуральная оспа (реконвалесценция), рожа, туберкулез костей (рис. 1).
Рис. 1. Структура заболеваемости детей, поступивших в санаторий на лечение в 1902 г.
Структура заболеваемости детей в санатории в 2022 г. по убыванию их встречаемости была следующая: болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни нервной системы, психические расстройства, инфекционные заболевания (главным образом, туберкулез), болезни эндокринной системы, болезни системы кровообращения, болезни глаз, болезни костно-мышечной системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии развития, болезни мочеполовой системы, болезни уха (рис. 2).
Рис. 2. Структура заболеваемости детей, поступивших в санаторий на лечение в 2022 г.
Таким образом, если 120 лет назад среди детей преобладали инфекционные заболевания, то на современном этапе в первом ряду стоят соматические заболевания с тенденцией к их хронизации.
В современные нормативные базовые критерии оценки эффективности оздоровления в детских оздоровительных учреждениях входят такие показатели, как рост, масса тела, показатели мышечной силы, жизненная емкость легких. Практически в унисон этому в 1902 г. с учетом социально-медицинской направленности проекта летнего оздоровления детей из малообеспеченных семей акцент делался на питании, с приоритетной оценкой динамики прироста массы тела. При этом интересно отметить, что из-за первоначального дефицита массы тела поступавших в санаторий 120 лет назад детей в 1902 г. прибавка массы тела была почти в 2 раза выше у обоих полов (рис. 3), и средний койко-день был также двукратно больше современного: в 1902 г. — 45,3, в 2022 г. — 18,3.
Рис. 3. Средняя прибавка в массе тела школьников, поступивших в санаторий на лечение в 1902 г., по полу и возрастам.
При оценке показателей 2022 г. в сравнении с 1902 г. установлено, что наибольшая прибавка массы тела в 2022 и в 1902 гг. отмечалась у обоих полов препубертатного и пубертатного возраста: у мальчиков 9—11 лет, 12—15 лет, а также у девочек 10—11 и 15 лет (рис. 4).
Рис. 4. Средняя прибавка в массе тела в 2022 г. школьников, поступивших в санаторий на лечение, по полу и возрастам.
По учебным заведениям на летний отдых в 1902 г. направлялись дети-учащиеся (по убыванию) гимназии, прогимназии, земской школы сельской, городское 4-классное училище, городское 2-классное училище, земское 2-классное училище, школа общества приказчиков, городские приходские училища, школа жигулевского завода. Таким образом, 2/3 детей в 1902 г. были направлены на оздоровление из школы жигулевского завода, городских приходских школ, городских 2-классных училищ (рис. 5).
Рис. 5. Структура учебных заведений, из которых были направлены учащиеся на санаторное оздоровление в 1902 г.
В 2022 г. структура учебных заведений была следующая (по убыванию): школы общеобразовательные, частные общеобразовательные учреждения, лицей, школы-интернаты, гимназия, нетиповые образовательные учреждения, начальные школы. В 2022 г. 2/3 детей, направленных на санаторно-курортное оздоровление, были учащимися общеобразовательных школ (рис. 6).
Рис. 6. Структура учебных заведений, из которых были направлены учащиеся на санаторное оздоровление в 2022 г.
Заключение
Таким образом, при изучении исторических аспектов формирования и развития детской курортной медицины в Самарском регионе установлено, что период зарождения и интенсивного развития курортного дела пришелся на вторую половину XIX — начало XX века, причем в Самарской губернии первые детские санатории стали функционировать благодаря инициативе Общества губернских врачей, на благотворительные средства самарского дворянства и купечества, на территориях с природно-климатическими лечебными факторами: Серноводский курорт, Барбашина поляна, Постников овраг. Общей мыслью врачей того времени было прийти на помощь учащимся с доставлением возможности наиболее слабым из них и наименее материально обеспеченным поправить свое здоровье с помощью природных лечебных факторов региона проживания. Проведенный сравнительный анализ структуры заболеваемости детей, поступающих на санаторное лечение, за 120 лет показал, что если в 1902 г. превалировали инфекционные заболевания, то на современном этапе в первом ряду оказались соматические заболевания, с тенденцией к их хронизации.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на смену лет и поколений, сохраняется общая концепция санаторного оздоровления школьников как будущей социально-экономической опоры общества с формированием здорового поколения как для региона, так и для страны в целом, а преемники первых школьных санаториев, современные санаторно-оздоровительные учреждения для детей приняли эстафету служения на благо здоровья детей, во имя будущего нации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.