Важную роль в лечении и реабилитации лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности инфарктом миокарда, играют психологические факторы [1]. Почти в 50% случаев психические изменения личности, вызванные болезнью, влияют на течение патологического процесса и являются одной из главных причин, препятствующих возвращению пациентов к активной работе. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу является одним из факторов, определяющих прогноз дальнейшего течения ишемической болезни сердца у пациентов после инфаркта миокарда [2, 3]. Поэтому проблема определения психического состояния больных после инфаркта миокарда и коррекция характера и степени выраженности личной реакции пациента на болезнь является неотъемлемой составляющей физической реабилитации [4—6].
Цель работы — изучить влияние авторской программы физической реабилитации на распространенность депрессии и показатели качества жизни у больных после инфаркта миокарда в послебольничном периоде.
Пациенты и методы
В исследовании принимали участие 60 человек, которые находились в периоде восстановления после острого инфаркта миокарда и закончили полный курс стационарного лечения в кардиологическом отделении Луцкой городской клинической больницы. Методом случайной выборки были сформированы 2 группы: основная и группа сравнения. В каждую вошли по 30 человек мужского пола. Возраст исследуемых колебался в пределах от 47 до 60 лет. Средний возраст пациентов основной группы составил 52,69±3,95 года, группы сравнения — 53,40±3,22 года.
Пациенты группы сравнения проходили курс восстановления в специализированном реабилитационном отделении Луцкой городской клинической больницы. Программа восстановления для них была построена по схеме, рекомендованной ведущими учеными и общепринятой в Украине для больных после инфаркта миокарда в условиях поликлиники, санатория или реабилитационного центра [7].
Пациенты основной группы занимались по авторской программе физической реабилитации лиц после инфаркта миокарда. Методология построения авторской программы базировалась на ее непрерывности и выполнении как в кардиологическом отделении, так и в домашних условиях. Также предусматривалось строгое дозирование и постепенное повышение физических нагрузок по объему и интенсивности, количеству и сложности упражнений. Учитывались клинические особенности течения основного заболевания и сопутствующей патологии, возраст больных, анализ лабораторных показателей и инструментально-функциональных методов исследования. Программа делилась на три периода: подготовительный (2 нед) — проводился в щадящем режиме; основной (4 нед) — в щадяще-тренировочном; поддерживающий (6 нед) — в тренировочном режиме.
Авторская программа физической реабилитации включала выполнение больными утренней гигиенической гимнастики; комплекса гимнастических упражнений общеразвивающего характера, дыхательных и специальных упражнений динамического характера с акцентом на шейный и шейно-грудной отделы позвоночника, которые влияют на моторно-висцеральные рефлексы на уровне сегментов спинного мозга С
Для оценки эффективности физической реабилитации больных обеих групп и ее коррекции использовали оперативный, текущий и этапный виды контроля. Оперативный контроль проводили ежедневно в течение первых 2 нед: в основной группе — в домашних условиях во время занятий по программе постепенного расширения объема мышечной работы; в группе сравнения — во время индивидуальных и малогрупповых занятий с инструктором по лечебной физкультуре в отделении реабилитации. Следующие 4 нед оперативный контроль в основной группе пациентов проводили через день, а в дни непосещения больного его осуществляли в телефонном режиме; в группе сравнения — во время визитов в поликлинику к участковому терапевту, инструктору по лечебной физкультуре не реже трех раз в неделю. Текущий контроль проводили через каждые 2 нед с момента выписки пациентов обеих групп из кардиологического отделения. Этапный контроль осуществляли при выписке больных из кардиологического отделения, а также с интервалом в 2, 6 и 12 нед с момента их выписки из стационара.
Оценка эффективности программ физической реабилитации проводилась по комплексу показателей, которые имеют разную степень информативности. Использовались шкала для определения уровня депрессии DEPS (по сумме баллов от 9 до 30) и стандартизированная методика «Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями», предложенная А.Г. Гладковым и соавт. (1982), которая позволяет осуществлять количественную оценку качества жизни пациентов как по суммарному баллу, так и по отдельным шкалам. Снижение показателей по данной методике свидетельствовало об ухудшении качества жизни пациента, а повышение — о его улучшении.
Результаты и обсуждение
Анализ результатов анкетирования по шкале DEPS в начале исследования позволил выявить депрессию у 18 (60%) пациентов основной группы и у 17 (56,7%) человек группы сравнения. В процессе исследования в обеих группах наблюдалось уменьшение числа пациентов с депрессией, однако эта тенденция была более выраженной в основной группе. Так, через 2 нед наблюдения число пациентов с депрессией в основной группе уменьшилось на 10%, в группе сравнения (в период пребывания больных в отделении реабилитации) — на 3,4%. Более выраженное достоверное уменьшение числа пациентов с депрессией при сравнении с начальными результатами отмечалось через 6 и 12 нед исследования в основной группе: 9 (30%) и 7 (23,3%) больных соответственно (р<0,05), в группе сравнения — 12 (40%) и 10 (33,3%) пациентов соответственно, однако в последней разница не достигла уровня достоверности (см. рисунок).
Анализ состояния пациентов после инфаркта миокарда с помощью методики «Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями» обнаружил в начале исследования низкие показатели в обеих группах: в основной группе он составлял –9,27±1,38 балла, в группе сравнения был –9,33±1,25 балла. Ни у одного больного до начала реабилитации суммарный показатель качества жизни не превышал нулевой границы. В течение исследования наблюдалась положительная тенденция к повышению суммарного показателя качества жизни.
Положительная динамика по приросту уровня показателя качества жизни была зафиксирована в основной группе больных уже через 6 нед наблюдения по сравнению с исходными данными. Этот показатель вырос на 3,37 балла и составил –5,90±0,88 балла (р<0,05); через 12 нед он увеличился на 5,74 балла и достиг –3,53±0,53 балла (р<0,01). В группе сравнения также с 6-й недели наблюдалось повышение суммарного показателя качества жизни на 1,85 балла, что составило –7,48±0,54 балла; через 12 нед он увеличился на 2,63 балла и достиг –6,70±0,56 балла (р<0,05). Также достоверная разница прослеживалась через 12 нед наблюдения между данными суммарного показателя качества жизни основной группы больных и группы сравнения: –3,53±0,53 и –6,70±0,56 балла соответственно (р<0,05).
С помощью методики «Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями» были проанализированы источники беспокойства пациентов, вызванные перенесенным инфарктом миокарда, и выявлено, что порядок ранжирования причин снижения качества жизни в основной группе и группе сравнения был примерно одинаковым. Для больных обеих групп максимальное значение по снижению показателей качества жизни в начале исследования имели следующие причины: необходимость лечиться, ограничение физических усилий и эмоционального напряжения, снижение активности в повседневной жизни и др.
В течение исследования мы наблюдали положительную динамику к уменьшению значимости наиболее распространенных причин снижения качества жизни в обеих группах, однако эта тенденция была более выраженной в основной группе больных. Так, через 12 нед наблюдения фиксировалось выраженное достоверное уменьшение числа больных, которые отмечали в качестве причины снижения качества жизни «необходимость лечиться» по сравнению с первоначальными результатами: в основной группе на 62,6% (р<0,01), в группе сравнения — на 16,6%, однако в последней разница не достигла уровня достоверности. Также в конце исследования достоверные изменения отмечены в основной группе больных по указанной причине при сравнении с результатами группы сравнения: 7 (23,3%) и 18 (60%) (р<0,05) соответственно.
Ограничение физических усилий и эмоционального напряжения — одна из самых распространенных причин снижения качества жизни, которая в начале исследования была названа 25 (83,3%) пациентами основной группы и 26 (86,7%) больными группы сравнения. С 6-й по 12-ю недели исследования наблюдалось уменьшение числа пациентов в основной группе и группе сравнения, которые указывали именно эту причину: 15 (50%) (р<0,05) и 8 (27,6%) (р<0,01) больных соответственно. В конце исследования данные показатели в основной группе и группе сравнения составили 8 (26,7%) и 18 (60%) (р<0,05) пациентов соответственно.
Уменьшение активности в повседневной жизни как одну из причин снижения ее качества отмечали в начале исследования более половины пациентов обеих групп, однако на протяжении наблюдения данный показатель изменился. В основной группе с 6-й недели исследования отмечено достоверное уменьшение числа лиц с указанием этой причины: 5 (16,7%) человек (р<0,05), через 12 нед — 3 (10%) (р<0,01). В группе сравнения достоверные изменения зафиксированы через 12 нед наблюдения — 9 (30%) больных (р<0,05). Также в конце исследования достоверные изменения отмечены в основной группе больных по указанной причине по сравнению с результатами группы сравнения: 3 (10%) и 9 (30%) человек соответственно (р<0,05).
Привлекает внимание тот факт, что такие причины снижения качества жизни, как ограничения в работе и досуга, указали более трети опрошенных больных обеих групп в начале исследования. Однако достоверное уменьшение указанных причин снижения качества жизни отмечается только в основной группе через 12 нед наблюдения (р<0,05), что свидетельствует о росте социальной активности этих пациентов и желании вернуться к активной трудовой деятельности.
Ограничение занятий физической культурой и спортом как одну из причин снижения качества жизни, а также ограничение в питании отметили 11 (36,7%) больных в начале наблюдения. В процессе исследования было зафиксировано уменьшение числа пациентов обеих групп, указавших данные причины в анкетах, однако достоверная разница прослеживалась только в основной группе, после 12 нед наблюдения эту причину отметили 3 (10%) пациента, в то время как в группе сравнения — 9 (30%) человек (р<0,05).
Положительным маркером эффективности авторской программы физической реабилитации для лиц основной группы можно считать тот факт, что в конце исследования 23 (76,7%) пациента не считали свою жизнь неполноценной (р<0,01). Аналогичный показатель в контрольной группе регистрировался только у 18 (60%) больных (р<0,05).
Выводы
Свидетельством эффективности авторской программы физической реабилитации в домашних условиях для больных после инфаркта миокарда является положительная динамика уменьшения числа лиц с депрессией по данным шкалы DEPS. Более выраженной она была в основной группе, где отмечалось уменьшение числа больных с депрессией к концу исследования на 61% (р<0,05). Также отмечалась выраженная положительная динамика суммарного показателя качества жизни у 36,7% больных основной группы, превышающего нулевую границу в конце исследования (р<0,05). Отметим, что к концу исследования 76,7% больных основной группы не считали свою жизнь неполноценной (р<0,01). Кроме того, выявлены источники беспокойства пациентов и определены причины снижения качества жизни в обеих группах, в том числе необходимость лечиться, ограничение физических усилий, снятие эмоционального напряжения, снижение активности в повседневной жизни.
Заключение
Таким образом, применение шкалы депрессии DEPS и методики «Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями» подтвердило их целесообразность при тестировании пациентов после инфаркта миокарда, что дает основание рекомендовать их как для оценки личностных характеристик больных, так и для определения эффективности программ физической реабилитации после перенесенного заболевания.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, редактирование: Н.Б.
Сбор и обработка материала: Н.Б., С.И.
Статистическая обработка данных, написание текста: С.И.