Изучение структуры смертности населения необходимо для того, чтобы помочь органам здравоохранения определить меры и подходы к сохранению здоровья граждан Российской Федерации. Для этого необходимо проведение анализа причин смерти. Это позволяет определить те группы заболеваний, на борьбу с которыми в первую очередь должны выделяться основные ресурсы с целью снижения уровня смертности. Также статистический анализ позволяет провести оценку эффективности тех или иных мероприятий, направленных на борьбу с заболеваниями. Изменение структуры смертности является показателем не только увеличения или уменьшения средней продолжительности жизни, но и изменения социально-экономического положения государства, состояния окружающей среды, уровня современных технологических разработок (в том числе диагностических и лечебных) и др. [1, 2].
На сегодняшний день в России 5-е место в структуре смертности населения приходится на заболевания органов пищеварительной системы, из них на болезни печени и поджелудочной железы — около 60,5% [1, 3, 4]. Имеется тенденция к ежегодному приросту количества случаев заболеваний печени, особенно в России [5]. Структура смертности населения от заболеваний печени и желчевыводящих путей неоднородна, однако данная тема на сегодняшний день освещена недостаточно [1—3]. С этой целью было проведено изучение структуры смертности населения в Пензенской области от заболеваний печени и желчевыводящих путей в период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г.
Работа выполнена на базе ГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В качестве источника информации использована база данных Промед. Статистический анализ проведен с использованием информации, указанной в графе «первоначальная причина смерти» медицинского свидетельства о смерти [6]. Установлено 285 случаев смерти, первоначальной причиной которой является неопухолевое заболевание печени и желчевыводящих путей. Период регистрации смертей охватывает диапазон с начала апреля 2021 г. по начало апреля 2022 г. В работе использовали классификацию возрастов, принятую ВОЗ в 2021 г.: 18—44 года — молодой возраст, 45—59 лет — средний возраст; 60—74 года — пожилой возраст, 75—90 лет — старческий возраст; старше 90 лет — долгожители.
Разделение причин смерти по группам проведено в соответствии с кодами МКБ-10: K70 — алкогольная болезнь печени; K71 — токсическое поражение печени; K73 — хронический гепатит, неклассифицированный в других рубриках; K74 — фиброз и цирроз печени; K75 — другие воспалительные болезни печени; K76 — другие болезни печени; K80 — желчнокаменная болезнь (холелитиаз); K81 — холецистит; K82 — другие болезни желчного пузыря; K83 — другие болезни желчевыводящих путей; B18 — хронический вирусный гепатит [7].
В период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. в Пензенской области зарегистрировано 16 442 смерти от ненасильственных причин, из них 292 случая приходится на неопухолевые заболевания печени и желчевыводящих путей. Среди них женщин 122 (41,8%), мужчин 170 (58,2%). Анализ статистических данных по Пензенской области за 2021—2022 гг. показал, что 30,5% всех умерших от заболеваний печени приходится на людей в возрасте от 18 до 44 лет, 35% — на лиц 45—59 лет, 21% — 60—74 года, 11% — 75—90 лет и 2,5% — старше 90 лет. В исследуемый промежуток времени среди умерших от заболеваний печени и желчевыводящих путей не выявлено несовершеннолетних.
В структуре смертности от неопухолевых заболеваний печени и желчевыводящих путей 1-е место занимает неуточненный цирроз печени (K74.6) — 73,6%. По данным ВОЗ, цирроз печени в качестве причины смерти находится на 10-м месте среди всех заболеваний и на 6-м — среди людей в возрасте от 35 до 55 лет [8]. Затем следуют причины, связанные с камнями в желчном пузыре и с острым холециститом (K80.0), — 4,8%, хронические гепатиты (K73.8) — 4,1% умерших. Алкогольная жировая болезнь печени (K70.0) заняла 4-е место в смертности от болезней печени и желчевыводящих путей — 2,7%, алкогольный цирроз печени (K70.3) был зарегистрирован в качестве основного заболевания в 2,4% случаев, абсцесс печени (K75.0) был выявлен у 2,1% умерших. Другие заболевания печени в качестве основного заболевания были зарегистрированы у 10,3% умерших.
Следует отметить, что из всех возможных форм вирусных гепатитов за исследуемый промежуток времени в Пензенской области в качестве основного заболевания у умерших была указана только одна форма — хронический вирусный гепатит C (B18.2). Зарегистрировано 7 случаев смерти от данного заболевания — 2,4% от всех неопухолевых заболеваний печени. При этом только в 2017 г. в России от разных форм вирусных гепатитов умерли 7860 человек, в том числе 1984 — от цирроза печени, причем до настоящего времени летальность от данной группы заболеваний увеличивается [9]. Низкий показатель смертности от вирусных гепатитов в Пензенской области в исследуемый промежуток времени может быть объяснен противоречием информации, указанной в клинических рекомендациях Минздрава России и рекомендациях Российского общества патологоанатомов. Так, согласно клиническим рекомендациям РФ 2021 г., для постановки диагноза «хронический вирусный гепатит (B18.2)» должны быть соблюдены четкие критерии: диагноз ставится на основании наличия антител к вирусу гепатита C, РНК вируса гепатита C или ядерного антигена ВГС на протяжении более 6 мес [10]. В то же время, согласно методическим рекомендациям Департамента здравоохранения правительства Москвы по правилам формулировки патолого-анатомического диагноза, исключить возможность вирусной этиологии гепатита на основании отрицательных результатов лабораторного исследования первого уровня невозможно [11]. Поскольку лабораторные исследования, направленные на подтверждение инфицирования вирусами гепатита B и C, действительно, часто могут быть отрицательными, все сомнительные случаи гепатитов и цирроза печени в случае смерти пациента кодируются как хронический гепатит неуточненный (K73.8) и неуточненный цирроз печени (K74.6). Это отчасти может объяснять и высокие показатели смертности от неуточненного цирроза печени.
Было выявлено, что среди мужчин, умерших от неопухолевых заболеваний печени и желчевыводящих путей, наибольшее число приходится на людей молодого и среднего возраста — 18,6 и 24,2% соответственно от всех смертей. Затем происходит снижение доли умерших мужчин в последующих возрастных категориях. Число умерших мужчин молодого, среднего и пожилого возраста преобладает над числом женщин. Только среди умерших людей старческого возраста и долгожителей преобладает женское население — 8 и 2% от всех смертей, против 2,8 и 0,35% у мужчин. При этом среди женского населения пик смертей от заболеваний печени и желчевыводящих путей приходится на молодой возраст, со снижением во всех последующих возрастных категориях.
Основным заболеванием, указанным в качестве причины смерти у женщин молодого возраста, является «другой и неуточненный цирроз печени» (K74.6) (рис. 1). В связи с отсутствием точной верификации этиологического фактора нельзя точно установить причину, по которой наибольший процент смертности среди женщин молодого возраста приходится на данное заболевание. Возможно, что смерть от цирроза печени у молодых женщин возникает чаще из-за эффекта эстрогенов в женском организме: этот гормон может быть ответствен за уменьшение прогрессирования портальной гипертензии, из-за чего у данной категории больных основным осложнением цирроза печени является печеночно-клеточная недостаточность, быстро приводящая к смерти в результате развития энцефалопатии, геморрагического синдрома и др. [12, 13].
Рис. 1. Структура смертности (в %) от неуточненного цирроза печени (K74.6) среди мужчин и женщин в зависимости от возрастной категории.
Высокая доля мужчин молодого и среднего возраста среди всех умерших от заболевания «другой и неуточненный цирроз печени», указанного в качестве основной причины смерти, может быть объяснена тем, что именно среди мужского населения в большей степени распространены факторы риска и возможные этиологические факторы данного заболевания. Однако из-за отсутствия точной верификации этиологического фактора данное явление нуждается в дальнейшем изучении.
От других видов патологии печени в Пензенской области в период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. умерли 15,9% от всех умерших от заболеваний печени и желчевыводящих путей. В молодом возрасте среди мужчин чаще наблюдалась смертность от алкогольной жировой болезни печени (K70.0), у женщин — от хронического активного гепатита (K73.2). Максимальный пик смертности среди мужчин регистрировался в возрасте от 45 до 59 лет от цирроза печени (K70.3). У женщин максимальная летальность отмечена в возрасте от 18 до 44 лет, основная причина — хронический активный гепатит (K73.2). У мужчин наибольшее число случаев приходится на заболевания, причиной развития которых является злоупотребление алкоголем, у женщин — воспалительные процессы неустановленной этиологии (рис. 2).
Рис. 2. Структура смертности (в %) от заболеваний печени (исключая K74.6) среди мужского (а) и женского (б) населения в зависимости от возрастной категории.
От патологии желчевыводящих путей в Пензенской области в период с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. скончались 9,8% от всех умерших от заболеваний печени и желчевыводящих путей. В молодой и средней возрастных категориях умерших от данных заболеваний не зарегистрировано. У мужчин в возрасте от 60 до 74 и более 90 лет максимальная смертность приходилась на холедохолитиаз, сопровождающийся холангитом (K80.3), в возрасте от 75 до 90 лет — на холецистит на фоне камней в желчном протоке (K80.4). Среди женщин пожилого, старческого возраста, а также долгожителей смерть наступала чаще всего от желчнокаменной болезни и острого холецистита (K80.0). Максимальный пик смертности среди мужчин регистрировался в возрасте от 45 до 59 лет, у женщин — от 75 до 90 лет. Это может быть связано с тем, что клиническая картина заболеваний желчевыводящих путей у лиц пожилого возраста часто бывает стерта, это приводит к позднему обращению за медицинской помощью и развитию осложнений при несвоевременной диагностике [14]. Максимальная смертность от данных заболеваний среди женщин превышала таковую у мужчин на 3,8% (рис. 3).
Рис. 3. Структура смертности (в %) от заболеваний желчевыводящих путей среди мужского (а) и женского (б) населения в зависимости от возрастной категории.
Таким образом, были определены категории населения, находящиеся в группе риска по смертности от заболеваний печени и желчевыводящих путей. Среди лиц мужского пола группу риска составляют лица в возрасте 45—59 лет, среди женщин — 18—44 лет. Риск смерти среди мужчин на 14% выше, чем у женщин. Наиболее вероятная причина смерти — цирроз печени (терминальная стадия хронической патологии печени).
Выводы
1. Число мужчин, умерших от заболеваний печени и желчевыводящих путей, на 14% выше такового лиц женского пола. Наибольшее число умерших приходится на людей в возрасте от 45 до 59 лет, наименьшее — на лиц в возрасте более 90 лет, при этом не выявлено смертей от заболеваний печени и желчевыводящих протоков среди несовершеннолетних. Максимальный пик смертности среди мужчин регистрировался в возрасте от 45 до 59 лет, у женщин — от 75 до 90 лет.
2. Основной причиной смерти в 75,4% случаев является цирроз печени (K74.6), при этом в молодом, среднем и пожилом возрасте от данного заболевания чаще умирают мужчины, а в старческом — женщины. Умерших от цирроза печени (K74.6) в возрасте более 90 лет в исследуемый период времени не выявлено.
3. Смертность от других заболеваний печени в различных возрастных категориях среди мужчин и женщин сильно варьирует. Так, среди мужчин пик смертности приходится на алкогольный цирроз печени, а у женщин — на хронические гепатиты. Та же картина характерна и для смертей от заболеваний желчевыводящих путей: среди мужчин пик смертности приходится на причины, связанные с камнями в желчном пузыре и с острым холангитом, а среди женщин — на причины, связанные с камнями в желчном пузыре, но с острым холециститом.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — М.Г. Федорова
Сбор и обработка материала — А.В. Козлова
Статистическая обработка — Е.В. Комарова
Написание текста — Н.О. Цыплихин
Редактирование — М.Г. Федорова
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.