Курение табака — серьезная проблема в мире и в Российской Федерации (РФ) с наибольшим вкладом в заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний. Несмотря на наметившиеся тенденции снижения распространенности потребления табака среди населения РФ за последние годы, оно все еще остается высоким, и противодействие ему требует неустанного внимания правительства и медицинской общественности. С 1 июня 2013 г. в РФ действует Федеральный закон от 23.02.13 № 15-ФЗ «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Закон), направленный на реализацию положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) и Концепции государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 гг. [1—4]. Помимо других мер, Закон определяет мероприятия по организации и оказанию медицинской помощи курящим, направленные на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий его потребления. Согласно Закону, лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, должна оказываться медицинская помощь всеми медицинскими организациями в рамках программы государственных гарантий, независимо от причины обращения пациента.
Мониторинг и оценка исполнения и эффективности мер, в том числе по организации и оказанию медицинской помощи курящим, заложены в Законе, в Постановлении Правительства Р.Ф. от 23.12.13 № 1214 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака» (Постановление Правительства), и регулируются Приказом Минздрава Р.Ф. от 15.11.16 № 859н «Об утверждении методики проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака» [5, 6]. Мониторинг и оценка призваны определить, насколько успешно реализуются меры Закона, в том числе относительно организации и оказания медицинской помощи курящим, и насколько они соответствуют существующей потребности в этой помощи среди населения РФ.
Цель исследования — определить потребность в медицинской помощи по отказу от потребления табака (МПОПТ) среди курящего российского населения, и уровень ее реализации в рамках выполнения Приказа Минздрава РФ от 15.11.16 № 859н.
Материал и методы
В работе проанализированы результаты российского опроса взрослого населения по оценке мер государственной политики противодействия потреблению табака. Использованы результаты структурированных интервью ключевых экспертов — лиц, принимающих решения, из различных секторов отобранных 5 регионов в 2017 г. Для интервью использовали специально разработанные вопросники (с учетом специфики ведомств), структурированные по основным статьям Федерального закона № 15-ФЗ.
Проанализированы также результаты обзора актов, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ в рамках реализации положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, и информационных справок, представленных органами исполнительной власти субъектов РФ, принявших участие в проекте.
Российский опрос взрослого населения по оценке мер государственной политики противодействия потреблению табака ЭПОХА-РФ проведен для мониторинга исполнения мероприятий, прописанных в Федеральном законе № 15-ФЗ, и с целью оценки кратко-, средне- и долгосрочных результатов реализации антитабачных мер. Использована стандартная анкета, составленная в соответствии с нормами Федерального закона № 15-ФЗ и мер антитабачной политики в РФ [7].
Выборка
Целевая группа опроса включала мужчин и женщин в возрасте 18 лет и старше, проживающих в Р.Ф. Выборка сформирована на основе многоступенчатого территориального вероятностного отбора, построенного таким образом, чтобы представлять население РФ 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории страны. На первом этапе проведен отбор субъектов РФ в разных федеральных округах (ФО) с учетом численности населения субъекта РФ и удельного веса населения региона в соответствующем ФО (пропорционально численности населения округа). Выбор осуществлялся таким образом, чтобы равномерно были представлены территории с различными климатогеографическими условиями и уровнем экономического развития. Таким образом, для проведения опроса были отобраны следующие субъекты РФ: Архангельская область, Самарская область, Чувашская Республика, Краснодарский край, Тюменская область, Астраханская область, Белгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область и Приморский край.
Выборку формировали случайным способом по принципу многоступенчатого отбора домохозяйств, и далее индивидуумов. Первичной единицей отбора при этом были район и города районного/областного значения, вторичной — конкретные города и сельские населенные пункты, третичной — избирательные участки. Единицей отбора на четвертом этапе выборки были домохозяйства, на последнем — конкретные люди в возрасте 18 лет и старше. Выборка описана как генеральная совокупность.
В зависимости от целей исследования выборка была стратифицирована на уровне отбора домохозяйств по признаку потребления табака с отношением курящих к некурящим 3:2. Таким образом, объем выборки для опроса домохозяйств определялся из расчета распространенности потребления табака в каждом регионе и стратификации по принципу курящие—некурящие с пропорцией 600:400. В страту 600 курящих входили лица, потреблявшие табак в настоящее время, в страту 400 некурящих входили лица, отказавшиеся от потребления табака и никогда не курившие. Таким образом, стратифицированная выборка для индивидуальных интервью состояла из 600 курящих и 400 бывших курильщиков и никогда не куривших в каждом регионе. Объем и состав выборки для индивидуальных интервью продиктованы целью исследования и основаны на расчетах мощности исследования и практических соображениях. Поскольку цель опроса — оценить исполнение положений Федерального закона № 15-ФЗ, большинство из которых нацелено на курящее население, стратифицированная выборка составлена таким образом, чтобы отобранное количество лиц, потребляющих табак, было достаточным для представительства курящего населения субъекта и страны в целом. С этой же целью в анкетах индивидуального интервью 2/3 вопросов было адресовано курящим и только 1/3 — некурящим. Итак, 600 курящих (при известной распространенности курения в регионе) — это тот минимальный объем, при котором ответы представителей выборки будут выражать мнение всего курящего населения региона с точностью в 95% и с погрешностью не более 4%.
Относительно небольшой объем выборки некурящих (примерно 200 бывших курильщиков и 200 никогда не куривших в каждом субъекте) достаточен для оценки исполнения закона в аспекте всего населения (как курящего, так и некурящего) и изучения различий основных психосоциальных и поведенческих показателей между курящими и некурящими.
Критерии статуса курения
Курящие (потребители табака) — лица, потребляющие табак в настоящее время, ежедневно или не ежедневно, курящие хотя бы одно табачное изделие в течение 1 мес.
Бывшие курильщики — лица, потреблявшие табак в прошлом, ежедневно или не ежедневно, но бросившие курить и некурящие в настоящее время.
Никогда не курившие — лица, некурящие в настоящее время и не выкурившие более 100 сигарет за всю жизнь.
Статистический сравнительный анализ проведен с применением методов описательной статистики и критерия χ2, многомерного регрессионного анализа, с использованием статистического пакета STATA. Статистическая значимость различий значений по 95% доверительным интервалам (ДИ) определяется по перекрыванию доверительных интервалов. В табл. 1 представлены социально-демографические характеристики выборки по всем десяти субъектам РФ, включенным в исследование.
Результаты и обсуждение
Зависимость от потребления табака и намерение бросить курить
По результатам опроса, число курильщиков с признаками высокой табачной зависимости (56%), т. е. выкуривавших первую сигарету утром не позднее 30 мин после пробуждения, что было достоверно больше, чем лиц со средней и низкой никотиновой зависимостью (p<0,001). При этом 18% выкуривали первую сигарету утром в течение 5 мин после пробуждения. Признаки высокой никотиновой зависимости были наиболее выражены в более старших группах. 81,3% опрошенных считали себя зависимыми от табака (рис. 1).
Данные сопоставимы с результатами глобальных исследований по потреблению табака в РФ (GATS 2009 и 2016 г.) [8, 9]. Закономерно, что больше половины курильщиков (50,9%) считают, что бросить курить трудно или очень трудно. И, вероятно, поэтому только 14% курильщиков выражали твердое желание бросить курить, большинство (51,9%) высказались менее решительно относительно своего желания отказаться от курения (p<0,001), а 34,1% не выразили такого желания.
Только 7,3% курящих планировали отказаться от курения в течение ближайшего месяца, 13,9% — в ближайшие полгода, 32,4% — более, чем через 6 мес, 46,4% вовсе не планировали бросить курить (рис. 2).
Основными достоверными предикторами для планирования бросить курить в ближайшем будущем, по данным многомерного логистического регрессионного анализа, выступают такие факторы, как прежние попытки бросить курить (ОШ=1,5, 95 ДИ 1,41—1,6; р<0,001), желание бросить курить (ОШ=1,51, 95 ДИ 1,44—1,59; р<0,001), цены на сигареты (ОШ=1,07, 95 ДИ 1—1,5; р=0,044), планирование или рождение ребенка (ОШ=1,14, 95 ДИ 1,04—1,23; р=0,002), потенциальная информация о том, что у пациента заболевание, связанное с курением (ОШ=1,07, 95 ДИ 1—1,14; р=0,053), наличие у пациента бронхиальной астмы (ОШ=0,9, 95 ДИ 0,88—0,97; р=0,002).
Распределение ответов на вопрос, что могло бы поспособствовать намерениям курящих бросить курить, представлено на рис. 3.
Очевидно, что наиболее важными аргументами для отказа от курения для большинства курящих — забота о собственном здоровье и информация о наличии заболевания, завязанного с курением. В общей сложности 81,7% курильщиков бросили бы курить, если бы им сказали, что у них заболевание, связанное с курением (42,2% — определенно, 39,5% — возможно). Половина курящих доверяют совету врача, но с твердой определенностью — примерно 10%. Почти половине курящих в решении отказа от курения могло помочь наличие или доступность лекарственных средств для лечения табачной зависимости, почти треть могли рассмотреть такую возможность при наличии помощи по телефону. Примечательно, что для большинства курящих весомыми потенциальными стимулами для отказа от курения являются семейные и социальные факторы, как планирование/рождение ребенка, сознание того, что подаешь плохой пример детям, воздействие семьи и близких, и даже забота об окружающих и их защита от вторичного табачного дыма.
Эти факторы более значимы как потенциальные стимулы бросить курить для большинства курящих, чем запретные меры, что свидетельствует о всеобщем эффекте антитабачной политики в стране. Такие факторы, как запрет курения в общественных местах, изменившееся отношение к куреню в обществе, ограничения курения на работе — менее действенные стимулы для намерений курящих отказаться от курения, как совет врача, доступность лекарств; более действенные, чем возможность получения помощи по телефону. При этом повышение цен на сигареты является наиболее мощным стимулом для отказа от курения из всех законодательно-запретных и ограничительных мер (см. рис. 3).
Таким образом, забота о собственном здоровье, забота о семье и благополучии будущих детей, а также экономические аспекты — основные стимулы для отказа от курения. Полученные результаты, с одной стороны, свидетельствуют о недостаточной информированности населения в вопросах потребления табака и существующих способах отказа от курения, а с другой — указывают на потенциал и направленность совершенствования информационной политики, ценовых мер и МПОПТ.
Попытки отказа от курения. Из 7203 респондентов (6561 курящий в настоящее время и 642 не куривших в течение последнего года) 2953 (41%) курильщиков пытались отказаться от табака за последние 12 мес. Женщины немного чаще (42,3%), чем мужчины (40,4%) предпринимали попытки отказа от курения. Этот показатель был примерно одинаковым в разных возрастных группах и среди лиц с разным уровнем образования. Однако среди курильщиков, испытывающих материальные трудности, процент лиц, сделавших попытки бросить, был достоверно выше (45,7%), чем среди курильщиков без серьезных материальных трудностей (39,6%; р<0,001).
Основными достоверными предикторами для попыток отказаться от курения, по данным многомерного логистического регрессионного анализа, выступали такие факторы, как занятость (вероятность попыток бросить курить была достоверно выше у работающих; ОШ=0,91, 95 ДИ 0,85—0,96; р=0,002), оценка собственного здоровья (чем хуже оценка — тем больше вероятность попыток; ОШ=0,93, 95 ДИ 0,87—0,99; р=0,025), желание бросить курить (ОШ=1,44, 95 ДИ 1,39—1,5; р<0,001), забота о собственном здоровье (ОШ=1,08, 95 ДИ 1,03—1,14; р=0,004). Данные сопоставимы с результатами, описанными выше: ухудшение здоровья и забота о нем — основные стимулы для отказа от курения, однако прослеживаются тенденции, указывающие на перемены в обществе. Курильщики, обеспеченные работой, с большей вероятностью, чем безработные предпринимают попытки бросить курить, несмотря на повышающиеся цены на табачную продукцию.
В своих попытках бросить курить 65% из 2953 курильщиков (включая постоянных курильщиков табака и отказавшихся от курения в течение последних 12 мес) пытались сделать это самостоятельно, не прибегая ни к какой помощи (p<0,001). Несмотря на то что сохранение здоровья — главный стимул попыток отказа от курения, к помощи медицинских работников за последний год прибегали только 10,3% курящих, к приему медикаментов для отказа от курения — 18,3%. Всего 190 (6,4%) курильщиков прибегали к помощи телекоммуникационных технологий: телефонной связи («горячие линии»), телефонных приложений, интернета (рис. 4).
Курящие мужчины обращались к медицинским работникам немного чаще, чем женщины (10,9 и 9,1% соответственно): различия не достоверны. Наиболее часто (12,7%) обращались курильщики возрастной группы 55—65 лет, реже всего — в 18 лет—24 года (9,1%) (p<0,001). Табл. 2 представляет взвешенные данные по попыткам использования разных видов помощи курильщиками в % (95% ДИ) в разрезе пола, возраста, образования и материального положения. Очевидно, что курильщики самой молодой группы (18 лет—24 года) достоверно реже обращаются за медицинской помощью в целях отказа от курения, чем курильщики средних и старших возрастов. Но таких различий не наблюдалось относительно попыток отказаться от курения в целом, приема медикаментов и использования телефона или интернета для отказа от курения. Также примечательно, что курильщики, испытывающие материальные трудности, достоверно чаще делали попытки отказаться от курения, обращались за медицинской помощью для отказа от курения (но не приему медикаментов), обращались за помощью по телефону, интернету и других медиаматериалов, по сравнению с курильщиками без материальных проблем (см. табл. 2).
Большинство курильщиков, обратившихся за МПОПТ (54,7%), обращались за консультацией в кабинеты медицинской помощи или отделения медицинской профилактики (КМП/ОМП) и кабинеты по МПОПТ. Мужчины обращались намного чаще, чем женщины (63,1 и 48,9% соответственно). Групповые занятия в школах по отказу от курения, а также консультации в Центрах здоровья и у других специалистов посещали единицы курящих.
Из 437 курильщиков, решивших преодолеть табачную зависимость с помощью медикаментов, большинство (67%) выбирали никотинзаместительную терапию (НЗТ), 7,5% прибегали к лечению варениклином, и 42,8% — цитизином. Это закономерно, если учесть, что никотинсодержащие препараты для лечения табачной зависимости, а также цитизин отпускаются без рецепта, и пациенты, желающие бросить курить, могут приобрести их самостоятельно, без назначения врача, в то время как варениклин является рецептурным препаратом. При этом мужчины почти в 2 раза чаще, чем женщины, прибегали к лечению варениклином (10,4 и 5,9% соответственно), но почти с одинаковой частотой выбирали НЗТ и цитизин.
Всего 149 (6,2%) курильщиков из числа пытавшихся бросить курить искали помощь в интернете или по телефону. Только 27 (18%) обращались к телефонным консультациям по федеральной «горячей линии» консультативной помощи, и еще 13 (8,7%) — по местным (региональным) «горячим линиям».
Немного большее число респондентов — 30 (20%) прибегали к помощи по мобильным приложениям, 44,7% использовали интернет, а 42% — печатные материалы (брошюры с советами по отказу от курения).
Реализация медицинской помощи по отказу от курения
Из 7559 респондентов, посетивших врача за последние 12 мес, у 75,6% медработники спрашивали, курит пациент или нет — примерно в 2 раза чаще, чем в 2009 г., как свидетельствуют данные Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS, 2009) [8]. Совет отказаться от курения от медработников получили 3212 (69,6%) курящих при последнем посещении, и только 1816 (39,3%) предлагали МПОПТ. 1362 (29,5%) человека были направлены в специализированный прием — в разные структуры ПМСП: КМП/ОМП, в кабинеты МПОПТ, или к специалистам для получения такой помощи. Только 552 (12%) получили помощь в специализированных кабинетах, а 1434 (31,1%) курильщика признались, что они туда не дошли. Только 6,7% курильщикам была назначена медикаментозная терапия от табачной зависимости, и 13,6% получили печатные материалы по отказу от курения.
В табл. 3 продемонстрировано процентное распределение респондентов, посетивших врача в течение последних 12 мес и получивших помощь от медицинских работников о прекращении курения в разрезе демографических характеристик и регионов проживания по 95% ДИ.
Курящим мужчинам медицинские работники достоверно чаще задавали вопрос о потреблении табака, чем женщинам: 81,50 и 69,17% соответственно, достоверно чаще давали совет отказаться от курения, предлагали помощь и направляли в специализированный прием по отказу от курения. Самые молодые курильщики достоверно реже, чем все остальные возрастные группы удостаивались вопроса о курении и внимания медицинских работников, в отношении получения совета и помощи в отказе от курения. Курильщики с начальным образованием достоверно реже, чем со средним и высшим образованием направлялись в специализированный прием, получали там помощь, назначение медикаментов и печатные материалы. Курильщики, испытывающие материальные трудности, достоверно чаще, чем курильщики без них получали совет и помощь в отказе от курения (см. табл. 3). Исследование показало существенные различия в реализации МПОПТ в разных регионах. Абсолютный лидер в реализации МПОПТ — Чувашская Республика, где процент курильщиков, получивших медицинскую помощь наибольший и достоверно выше, чем в остальных регионах.
В Самарской области наибольший процент курильщиков получали помощь в специализированных приемах. В числе наиболее отстающих по реализации МПОПТ — Оренбургская область, Архангельская область, Приморский край (см. табл. 3). Табл. 4 демонстрирует реализацию МПОПТ в разных структурах ПМСП.
Как видно из данных табл. 4, в основном помощь курящим реализуется в кабинетах по отказу от курения, и в меньшей степени — в КМП и ОМП. Однако это лишь небольшая доля всех 4618 курящих, посетивших врача за последние 12 мес, и составляет 5,7 и 1,3% соответственно. В другие структуры или к специалистам, как ЦЗ, кабинет рефлексотерапии, психолога/психотерапевта или нарколога в целях отказа от курения посещают и получают помощь единицы (см. табл. 4).
Таким образом, несмотря на то что большинство респондентов при посещении врача опрашиваются о курении, и большинству курящих медработники дают совет отказаться от курения, МПОПТ и лечение табачной зависимости пока реализуются в очень небольших объемах. Большая доля курящих попросту не доходят до этих структур ПМСП. Как показали результаты опроса, в большей степени помощь курящим реализуются в Кабинетах по отказу от курения, куда они направляются после совета врача, и где получают консультативную помощь, фармакотерапию табачной зависимости, печатные материалы.
Данные российского опроса взрослого населения по оценке реализации государственной антитабачной политики ЭПОХА-РФ подтверждают результаты анализа представленных информационных справок от органов исполнительной власти регионов, принявших участие в проекте. Анализ этих документов показал несовершенство существующей на местном уровне системы организации полноценной и результативной МПОПТ. В первую очередь, нет единой системы регистрации курящих пациентов, обратившихся за медицинской помощью в учреждения ПМСП, единой системы учета и отчетности. Финансирование оказания помощи курящим во всех регионах-участниках исследования осуществляется в соответствии с Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъекта в рамках подушевого финансирования. Отдельного тарифа «оказание медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака» в этих регионах нет.
Анализ результатов интервью с ключевыми экспертами и актов, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ в рамках реализации положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, показал, что общими факторами, способствующими эффективной реализации мероприятий Федерального закона, являются в первую очередь издание/наличие и правоприменение законов, нормативно правовых актов на уровне региона в рамках реализации Федерального закона № 15-ФЗ, межсекторальное взаимодействие и политика главы правительства субъекта Р.Ф. При этом наблюдается закономерность между наличием и качеством нормативно правовой базы противодействия потреблению табака субъектов РФ и эффективностью исполнения норм Закона № 15-ФЗ и реализации государственной антитабачной политики. Так, из всех субъектов РФ, включенных в исследование, Чувашская Республика, где существует солидная нормативная база и закон «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике», реализуемый с 2012 г., существенно опережает все остальные регионы по эффективной реализации положений Федерального закона № 15-ФЗ практически по всем статьям закона, включая организацию и оказание медицинской помощи. С другой стороны, Архангельская область, где антитабачная политика в основном реализуется на основании планов, программ и стратегий, а законодательно — только в рамках закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан», больше остальных регионов нуждается в совершенствовании механизмов исполнения норм Федерального закона № 15-ФЗ практически по всем его положениям, включая реализацию медицинской помощи курящим.
Для реализации и эффективного функционирования механизмов оказания населению полноценной и результативной МПОПТ необходимо разрабатывать новые и пересматривать действующие нормативно-правовые, организационно-методические и учетно-статистические механизмы в системе здравоохранения. На федеральном уровне необходим единый протокол диагностики и стандарты лечения больных табачной зависимостью в медицинских организациях ПМСП, что потребует разработки порядка оказания МПОПТ, положения о деятельности кабинетов по отказу от курения. Потребуется четко прописанный алгоритм ведения курящего пациента и регламент оказания МПОПТ, лечения табачной зависимости, включая выявление курения, выявление риска болезней, связанных с потреблением табака, проведение профилактического консультирования и фармакотерапии никотиновой зависимости. Необходимо также интенсифицировать оказание МПОПТ на этапе врача-терапевта или врача общей практики и скоординировать усилия с кабинетами МПОПТ, КМП/ОМП.
Также потребуются механизмы формирования источников финансирования оказания в ПМСП помощи по отказу от курения с учетом разных форм действующих механизмов финансирования МПОПТ в регионах.
Заключение
На фоне реализации норм Закона № 15-ФЗ и мер антитабачной политики в РФ и положительных изменений в отношении потребления табака в обществе, среди курящего населения формируется растущая потребность к отказу от потребления табака. Внедрение законодательных мер, и в большей степени повышение цен на табачную продукцию, а также возможность получения МПОПТ способны мотивировать половину курящего населения отказаться от потребления табака. Закономерно, что более 40% курильщиков ежегодно предпринимают попытки бросить курить, однако 56% из них не торопятся искать помощь и пытаются справиться со своей привычкой самостоятельно. Поскольку примерно 57% курильщиков имеют признаки высокой степени никотиновой зависимости, чаще всего эти попытки не увенчиваются успехом. На фоне существующей потребности, обращаемость за МПОПТ остается низкой, отчасти потому, что МПОПТ и лечение табачной зависимости в учреждениях ПМСП реализуются в недостаточных объемах, несмотря на явно положительные изменения в частоте предоставления курящим совета отказаться от потребления табака за время действия антитабачного закона. Необходим ряд кардинальных мер, включая совершенствование правовых механизмов, алгоритмов оказания помощи, механизмов финансирования.
Благодарности
Авторы выражают благодарность органам управления исполнительной власти Архангельской области, Краснодарского края, Самарской области, Тюменской области и Республики Чувашия, а также Приморского края и Астраханской, Белгородской, Новосибирской, Оренбургской областей за содействие в организации опроса населения, всем участникам за качественное проведение опроса в субъектах РФ, региональным координаторам и главным внештатным специалистам по профилактике на время проведения исследования: Н.С. Пышнограевой, И.П. Трубицыной, Ю.А. Мальшину, Е.Ф. Туровиной, Е.А. Наумовой, А.А. Кабиевой, Г.А. Набиулиной, Л.И. Кропаниной, М.Л. Фомичевой, Е.Н. Дергачевой, В.А. Трубникову и Г.В. Хохловой за активное сотрудничество по выполнению задач мониторинга реализации Федерального закона № 15-ФЗ.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — М.Г., С.Б., О.Д.
Сбор и обработка материала — М.Г., М.П., А.К., Д.Р.
Статистическая обработка данных — М.С.
Написание текста — М.Г.
Редактирование — А.К., М.Г.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Гамбарян М.Г. — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0003-4018-8645; e-mail: mgambar@mgnicpm.com
Калинина А.М. — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-2458-3629; e-mail: AKalinina@gnicpm.ru
Попович М.В. — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0003-2594-3446; e-mail: mpopovich@gnicpm.ru
Старовойтов М.Л. — м.н.с.; https://orcid.org/0000-0002- 0929-8646; e-mail: starovoytovm.l@gmail.com
Разбирин Д.А. — аспирант НМИЦ ПМ, https://orcid.org/000-0002-6120-8708; eLibrary SPIN:3541-9942; e-mail:d.razbirin@mknc.ru
Драпкина О.М. — д.м.н, проф., член-корр. РАН; https://orcid.org/0000-0002-4453-8430; e-mail: drapkina@bk.ru
Бойцов С.А. — д.м.н., проф., член-корр РАН; https://orcid.org/0000-0001-6998-8406; e-mail: prof.boytsov@gmail.com
Автор, ответственный за переписку: Гамбарян М.Г. — e-mail: mgambar@mgnicpm.com
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Гамбарян М.Г., Калинина А.М., Попович М.В., Старовойтов М.Л., Разбирин Д.А., Драпкина О.М., Бойцов С.А. Потребность в медицинской помощи по отказу от курения и ее реализация: результаты российского опроса взрослого населения по оценке государственной политики противодействия потреблению табака ЭПОХА-РФ. Профилактическая медицина. 2019;22(4):26-36. https://doi.org/10.17116/profmed20192204126