Введение
Увеличение продолжительности здоровой жизни населения является приоритетной задачей государственной политики России. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), образ жизни является ведущим фактором, влияющим на здоровье и продолжительность жизни. Тем не менее доля лиц, соблюдающих принципы здорового образа жизни, в России с годами снижается с 12% (2019 г.) до 9,1% (2020 г.), а в 2022 г. составила лишь 7% [1]. Заболеваемость хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) высока в России среди лиц трудоспособного возраста и обусловлена поведенческими факторами риска, поэтому важна профилактика на рабочем месте. Большая часть смертей от ХНИЗ у лиц трудоспособного возраста обусловлена табакокурением, потреблением алкоголя, нерациональным питанием и малоподвижным образом жизни [2]. Приверженность здоровому образу жизни как важнейшему фактору формирования здоровья на современном этапе социально-экономического развития страны становится не просто актуальной, а жизненно необходимой задачей.
К основным факторам риска на рабочем месте относятся химические (едкие вещества, пыль), физические (шум, освещение), биологические (вирусы), механические (вибрация), психосоциальные и организационные (стресс, профессиональная «неуспешность») и эргономические (монотонность, сидячая работа за компьютером) [3]. Хорошие условия труда способствуют благополучию работников и успеху предприятий. В последнее время работодатели внедряют концепцию «wellbeing» (англ. благополучие) в организациях, сутью которой является гармоничное сосуществование ключевых элементов жизнедеятельности человека, таких как здоровье, профессиональная реализация, финансовая стабильность, социальные связи и благоприятная среда. Разработаны корпоративные программы укрепления здоровья (КПУЗ), сфокусированные на ведении здорового образа жизни, коррекции поведенческих факторов риска (ФР), снижении риска развития ХНИЗ [4, 5]. Для сохранения здоровья сотрудников используется ряд КПУЗ, направленных на выявление ФР развития ХНИЗ, профилактику ухудшения здоровья, исключение вредных привычек, таких как курение [6] и потребление алкоголя [7], борьбу с малоподвижным образом жизни [8] и нездоровыми привычками питания [9], а также сохранение психического здоровья [10]. КПУЗ создают здоровую бизнес-экосистему, разделяющую потребности сотрудников, и способствуют достижению высоких профессиональных результатов.
Несмотря на очевидные преимущества КПУЗ, актуальной задачей остается их внедрение и методологическое сопровождение процесса внедрения КПУЗ в условиях конкретных предприятий. Анализ текущей ситуации на предприятии должен включать анализ показателей здоровья работников на основании доступных данных, анализ распространенности ФР ХНИЗ, анализ доступной инфраструктуры для здорового образа жизни [11]. Принимая во внимание данные анализа ситуации, особенности трудовой деятельности, сроки реализации и имеющийся бюджет, лица, принимающие решения, могут выбрать одну или несколько имеющихся КПУЗ для внедрения на предприятии [4, 5]. При внедрении КПУЗ важны следующие моменты: поддержка и положительный пример со стороны руководства (формулировка важности внедрения КПУЗ и основных целей, обеспечение достаточного бюджета), разработка протоколов управления, интеграция программ в структуру льгот, поощрений и штрафов.
Цель исследования — оценить опыт внедрения КПУЗ среди работников разных сфер экономической деятельности с использованием электронной платформы «АТРИЯ».
Материал и методы
В 2019 г. в рамках Национального проекта «Демография», Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» создано направление по разработке модельных корпоративных программ и их широкому внедрению на региональном уровне. В 2019 г. Минздравом России совместно с Национальным медицинским исследовательским центром терапии и профилактической медицины разработаны модельные программы «Укрепление здоровья работающих» и библиотека корпоративных программ по укреплению здоровья работающих граждан [4, 5].
В 2020 г. экспертами Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины разработан комплекс инструментов (опрос для работодателей и опрос для работников), призванный помочь в разработке и внедрении КПУЗ. Опросник для работников состоит из 100 вопросов, разделенных на 5 блоков, которые включают в том числе общие сведения о работнике, оздоровительные и профилактические мероприятия, образ жизни, влияние состояния здоровья на трудоспособность, сохранение психического здоровья и благополучия. Опросник представляет собой комбинацию из существующих, валидизированных и широко используемых ресурсов, таких как приложение к КПУЗ [5], глобальный опросник по физической активности (Global Physical Activity Questionnaire, GPAQ) [12], инструмент STEPS ВОЗ по эпиднадзору факторов риска хронических заболеваний [13], Стэнфордская шкала презентеизма [14] и Копенгагенский психосоциальный опросник (COPSOQ II) [15].
Электронная версия опросников (платформа «АТРИЯ») доступна в сети Интернет по ссылке https://atriya.gnicpm.ru/. Методология исследования и разработка структуры опроса описаны ранее [16]. Работники и работодатели авторизуются в системе по заранее присвоенному паролю и проходят анкетирование. Разработанный инструмент удобен для использования, содержит модуль визуализации результатов. Результаты анкетирования доступны в сети Интернет по ссылке https://atriya.gnicpm.ru/resultservice/. Результаты обновляются автоматически после каждого заполненного опросника. Предусмотрена выгрузка результатов в формате Excel на персональный компьютер.
Ссылка на электронный ресурс разослана главным внештатным специалистам по профилактической медицине для обеспечения широкого охвата населения страны. Опрос проходил с апреля 2020 г. по октябрь 2021 г.
Статистическая обработка проведена с помощью программы SPSS 20 («IBM», США) и пакета стандартных статистических программ. Нормальность распределения выборки определяли, применяя критерий Колмогорова—Смирнова. Сравнение переменных проведено с помощью критерия χ2 Пирсона. Статистическая значимость всех данных установлена на уровне p<0,05. Применены стандартные методы описательной статистики: номинальные качественные показатели представлены в абсолютных значениях и процентных отношениях.
Результаты
К октябрю 2021 г. в опросе приняли участие 7500 работников, среди них 4735 (63,2%) женщин, средний возраст женщин 41,8±10,7 года, мужчин 40,0±10,3 года. Наибольшее количество заполненных анкет для работников получено из Забайкальского края (n=2657) и Оренбургской области (n=2642), число работников из других регионов представлено в табл. 1. Опрошенные работники были из компаний, относящихся к следующим сферам экономической деятельности (табл. 2): здравоохранение и спорт (42,3%, n=3 172), нефтегазовая (35,8%, n=2684), образование, наука и культура (4,4%, n=333), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и бытовое обслуживание (3,6%, n=271), органы государственной власти и управления (3,5%, n=263) энергетика (3,3%, n=247) и другие (7,1%, n=530). Среди опрошенных работников нефтегазовой сферы преобладали мужчины (73,7%, n=1978), а в сфере образования, науки и культуры — женщины (90,1%, n=300).
Таблица 1. Число опрошенных работников по регионам России
Регион | Число опрошенных (n) |
Забайкальский край | 2657 |
Оренбургская область | 2642 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 471 |
Вологодская область | 328 |
Рязанская область | 214 |
Москва | 187 |
Удмуртская республика | 127 |
Московская область | 118 |
Республика Карелия | 104 |
Сахалинская область | 76 |
Астраханская область | 66 |
Иркутская область | 62 |
Тамбовская область | 60 |
Республика Хакасия | 49 |
Камчатский край | 49 |
Калужская область | 42 |
Пензенская область | 41 |
Другие | 207 |
Всего | 7500 |
Таблица 2. Портрет опрошенных работников
Отрасль экономической деятельности | Число опрошенных работников | Средний возраст | Работники мужского пола | Высшее образование | ||||
n | % | женщины | мужчины | n | % | n | % | |
Здравоохранение и спорт | 3172 | 42,3 | 42,2±10,9 | 41,0±11,8 | 332 | 10,5 | 1015 | 31,9 |
Нефтегазовая | 2684 | 35,8 | 42,2±8,7 | 39,6±9,6 | 1978 | 73,7 | 1747 | 65,0 |
Образование, наука, культура | 333 | 4,4 | 42,9±11,4 | 40,6±10,1 | 33 | 9,9 | 242 | 72,6 |
ЖКХ и бытовое обслуживание | 271 | 3,6 | 36,5±10,3 | 43,2±11,5 | 58 | 21,4 | 192 | 70,8 |
Органы государственной власти и управления | 263 | 3,5 | 39,6±10,3 | 38,1±10,2 | 55 | 20,9 | 198 | 75,2 |
Энергетика | 247 | 3,3 | 39,4±10,7 | 36,7±9,5 | 91 | 36,8 | 153 | 61,9 |
Другие | 530 | 7,1 | 42,6±11,1 | 43,9±13,2 | 218 | 41,1 | 285 | 7,4 |
Всего | 7500 | 100 | 41,8±10,7* | 40,1±10,3* | 2765* | 36,8 | 3832* | 51,0 |
Примечание. * — p<0,001.
В опросе приняли участие 3 832 работника с высшим уровнем образования (59,3% мужчин и 46,3% женщин). Большинство (n=4944, 74,8% мужчин и 60,8% женщин) работников состояли в браке. Опрошенные работники оценивают свою здоровье как «хорошее» (47,7%, n=3580) и «удовлетворительное» (46,8%, n=3514), однако 3,6% (n=271) сотрудников не смогли оценить состояние своего здоровья. Те сотрудники, которые не смогли оценить состояние своего здоровья, преимущественно относились к лицам среднего возраста (34,7% — в возрасте 40—49 лет, 23,6% — 30—39 лет). Среди работников за последние 2 года диспансеризацию или профилактический осмотр прошли 81,9% (n=2265) мужчин и 87,2% (n=4132) женщин. Цифры своего артериального давления знали 84,5% (n=2337) мужчин и 92,0% (n=4358) женщин.
Неблагоприятные факторы на рабочем месте не беспокоят почти каждого 2-го из опрошенных работников (44,5%, n=3334). Так, каждого 2-го работника нефтегазового сектора все устраивает на рабочем месте (52,5%, n=1417). Наблюдается низкая доля (0,4%, n=1) сотрудников, удовлетворенных рабочим местом, в энергетической сфере. Факторы, которые беспокоят оставшуюся часть опрошенных работников, представлены в табл. 3, среди них преобладают удаленность от места жительства (14,9%, n=1115), непрерывное напряжение (14,0%, n=1047) и риск заразиться новой коронавирусной инфекцией на рабочем месте (13,6%, n=1023). Сотрудников нефтегазовой отрасли беспокоят факторы, связанные с профессиональной деятельностью, такие как неприятные запахи (14,8%, n=398), физическая нагрузка (8,1%, n=218) и рабочее положение стоя (4,2%, n=114). Сотрудников, работающих в компаниях, относящихся к здравоохранению и спорту, а также к органам государственной власти и управлению, чаще беспокоит наличие сверхурочной работы (10,9%, n=347 и 6,4%, n=17 соответственно). Высокий уровень шума на рабочем месте беспокоит 15,4% (n=42) сотрудников ЖКХ и бытового обслуживания и 7,6% (n=19) сотрудников энергетики. Меньше всего совмещение работы с воспитанием детей беспокоит сотрудников нефтегазовой сферы (2,6%, n=70), что, вероятнее всего, обусловлено преобладанием мужчин в таких организациях.
Таблица 3. Факторы, которые беспокоят работников разных сфер экономической деятельности на рабочем месте
Критерий | Здравоохранение и спорт (n=3172) | Нефтегазовая (n=2684) | Образование, наука, культура (n=333) | ЖКХ и бытовое обслуживание (n=271) | Органы государственной власти и управления (n=263) | Энергетика (n=247) | Итого (n=7500) | p-value | |||||||
n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | ||
Удаленность от места жительства | 412 | 12,9 | 516 | 19,2 | 35 | 10,5 | 45 | 16,6 | 26 | 9,8 | 25 | 10,1 | 1115 | 14,9 | <0,001 |
Непрерывное напряжение | 564 | 17,7 | 289 | 10,7 | 41 | 12,3 | 39 | 14,3 | 21 | 7,9 | 38 | 15,3 | 1047 | 14,0 | <0,001 |
Риск заразиться коронавирусной инфекцией | 675 | 21,2 | 174 | 6,4 | 38 | 11,4 | 80 | 29,5 | 24 | 9,1 | 0 | 0 | 1023 | 13,6 | <0,001 |
Неприятные запахи | 360 | 11,3 | 398 | 14,8 | 11 | 3,3 | 25 | 9,2 | 6 | 2,2 | 9 | 3,6 | 842 | 11,2 | <0,001 |
Уровень шума | 257 | 8,1 | 282 | 10,5 | 21 | 6,3 | 42 | 15,4 | 25 | 9,5 | 19 | 7,6 | 699 | 9,3 | <0,001 |
Неблагоприятный микроклимат | 314 | 9,8 | 274 | 10,2 | 21 | 6,3 | 30 | 11,0 | 9 | 3,4 | 8 | 3,2 | 699 | 9,3 | <0,001 |
Физическая нагрузка | 390 | 12,2 | 218 | 8,1 | 1 | 0,3 | 8 | 2,9 | 5 | 1,9 | 3 | 1,2 | 647 | 8,6 | <0,001 |
Недостаточный уровень освещения | 400 | 12,6 | 87 | 3,2 | 24 | 7,2 | 17 | 6,2 | 14 | 5,3 | 14 | 5,6 | 597 | 8,0 | <0,001 |
Сверхурочная работа | 347 | 10,9 | 156 | 5,8 | 9 | 2,7 | 5 | 1,8 | 17 | 6,4 | 5 | 2,0 | 566 | 7,5 | <0,001 |
Неудобное рабочее место | 317 | 9,9 | 137 | 5,1 | 17 | 5,1 | 26 | 9,5 | 9 | 3,4 | 9 | 3,6 | 552 | 7,4 | <0,001 |
Монотонность и однообразие | 279 | 8,7 | 179 | 6,6 | 5 | 1,5 | 15 | 5,5 | 15 | 5,7 | 11 | 4,4 | 530 | 7,1 | <0,001 |
Запыленность | 89 | 2,8 | 181 | 6,7 | 18 | 5,4 | 45 | 16,6 | 10 | 3,8 | 8 | 3,2 | 396 | 5,3 | <0,001 |
Рабочее положение стоя | 98 | 3,0 | 114 | 4,2 | 7 | 2,1 | 2 | 0,7 | 1 | 0,3 | 3 | 1,2 | 245 | 3,3 | <0,001 |
Отсутствие средств индивидуальной защиты | 156 | 4,9 | 29 | 1,0 | 4 | 1,2 | 15 | 5,5 | 2 | 0,7 | 4 | 1,6 | 216 | 2,9 | <0,001 |
Двухсменный характер труда | 102 | 3,2 | 27 | 1,0 | 1 | 0,3 | 1 | 0,3 | 1 | 0,3 | 2 | 0,8 | 144 | 1,9 | <0,001 |
Совмещение работы с воспитанием детей | 195 | 6,1 | 70 | 2,6 | 12 | 3,6 | 12 | 4,4 | 19 | 7,2 | 8 | 3,2 | 335 | 4,5 | <0,001 |
Все устраивает | 1086 | 34,2 | 1417 | 52,7 | 142 | 42,6 | 60 | 22,1 | 125 | 47,5 | 1 | 0,4 | 3334 | 44,5 | <0,001 |
Большинство (62,4%, n=1726 мужчин и 84,0%, n=3981 женщин) сотрудников никогда не курили, курят в настоящее время 21,9% (n=1649) работников, среди курящих преобладают мужчины (59,4%, n=980). Примерно каждый 3-й (37,3%) из курящих сотрудников пытался отказаться от вредной привычки в течение последних 12 мес. Работники сообщили, что подвержены пассивному курению за счет того, что в помещении, где они работают, курили (9,5% опрошенных, среди них 245 мужчин и 451 женщина). Каждый 3-й из опрошенных работников не ответил на вопрос об употреблении алкогольных напитков в течение последнего года. Из тех работников, кто ответил на данный вопрос (n=5272), большинство (87,4%, n=4610) сообщили, что употребляли алкоголь в течение последних 12 мес с преимущественной частотой 2—4 раза в месяц (54,3% мужчин и 51,3% женщин). Незначительное число работников прекращали употребление алкоголя по причине его негативного воздействия на здоровье самостоятельно (4,5%) или по совету медицинского работника (3,1%).
Не посещают столовую или кафе на территории предприятия 49,4% (n=1365) мужчин и 72,9% (n=3453) женщин, предпочитая приносить еду из дома — 57,6% (n=1594) мужчин и 62,6% (n=2976) женщин, некоторые сотрудники (2,3%, n=175) пропускают обеденный прием пищи.
У работников разных сфер экономической деятельности наблюдалась вариабельность причин непосещения столовой или кафе на территории предприятия (табл. 4). На данный вопрос ответили 92,4% (n=4451) работников, не посещавших столовую или кафе на территории предприятия. Самая частая причина — высокие цены, такой вариант ответа выбрал каждый 3-й (32,9%, n=359) работник нефтегазовой отрасли. Второй по частоте вариант ответа — «не устраивает качество или разнообразие еды» — выбрали 472 работника, больше всего качество еды не устраивало также работников нефтегазовой сферы деятельности (23,6%, n=255). Неудобное расположение столовой (кафе) не устраивает 18,5% (n=25) работников энергетической сферы и 12,4% (n=134) работников нефтегазовой сферы. За исключением сотрудников, работающих в сфере органов государственной власти и управления, остальных в небольшой (0,7—2,9%) степени не устраивает обстановка в столовой или кафе.
Таблица 4. Причины, по которым работники не посещают столовую или кафе, расположенные на территории предприятия
Причина | Здравоохранение и спорт (n=2318) | Нефтегазовая (n=1082) | Образование, наука, культура (n=199) | ЖКХ и бытовое обслуживание (n=180) | Органы государственной власти и управления (n=140) | Энергетика (n=135) | Итого (n=4451), n (%) | p-value | ||||||
n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | |||
Высокие цены | 204 | 8,8 | 356 | 32,9 | 22 | 11,1 | 25 | 13,9 | 17 | 12,1 | 3 | 2,2 | 646 (14,5) | <0,001 |
Не устраивает качество/разнообразие еды | 134 | 5,8 | 255 | 23,6 | 11 | 5,5 | 29 | 16,1 | 6 | 4,3 | 10 | 7,4 | 472 (10,6) | <0,001 |
Неудобное расположение | 128 | 5,5 | 134 | 12,4 | 18 | 9,0 | 14 | 7,8 | 3 | 2,1 | 25 | 18,5 | 340 (7,6) | <0,001 |
Не устраивает обстановка | 46 | 2,0 | 31 | 2,9 | 3 | 1,5 | 5 | 2,8 | 0 | 0 | 1 | 0,7 | 91 (2,0) | 0,357 |
Другое | 1943 | 83,8 | 561 | 51,8 | 156 | 78,4 | 124 | 68,9 | 118 | 84,3 | 97 | 71,9 | 3344 (65,3) | <0,001 |
Около 10% (n=809) сотрудников не завтракают, большинство из них — это сотрудники моложе 30 лет с неполным средним и средним уровнем образования. Только каждый 3-й из опрошенных сотрудников употребляет в пищу овощи и фрукты в любом виде ежедневно, менее 5% работников употребляют овощи и фрукты несколько раз в день. Доля сотрудников, которые не употребляют в пищу или употребляют крайне редко овощи и фрукты в любом виде, составляет от 4,9 до 9,2%. Большинство (63,1%, n=4738) сотрудников не досаливают приготовленную пищу, однако часть (2,2%, n=171) сотрудников досаливают приготовленную пищу, даже не пробуя ее.
Ежедневно ходят пешком непрерывно в течение не менее 10 мин 67,7% (n=5077) работников. Регулярно занимаются спортом 39,6% (n=2967), 46,6% (n=3489) сотрудников в настоящее время физкультурой или спортом не занимаются, но хотели бы начать заниматься. Сотрудники, которые занимаются спортом, преимущественно находят время для тренировок несколько раз (33,0%) или 1—2 раза (26,8%) в неделю. Среди причин, по которым работники занимаются физкультурой или спортом, наиболее распространены следующие: укрепление здоровья и профилактика заболеваний (64%), хорошее настроение и самочувствие (55,1%).
Большинство (n=4533) опрошенных сотрудников сообщили, что не занимаются физкультурой и спортом. В качестве объяснения работники чаще отмечали субъективные причины: нет времени для занятий спортом (47,4%, n=2147), не хватает силы воли (29,4%, n=1333), отсутствует компания (12,2%, n=554) и нет потребности в спорте (11,9%, n=540) (табл. 5). Среди объективных причин работники сообщили о том, что у них нет денег на занятия спортом (14,4%, n=653), отсутствуют спортивные объекты (11,5%, n=525) и имеются противопоказания со стороны здоровья (6,2%, n=281). Работники всех отраслей экономической деятельности отмечали отсутствие времени и силы воли в качестве основных причин, по которым они не занимаются спортом. С другими вариантами ответов наблюдалась вариабельность. Так, третьей по распространенности причиной для работников ЖКХ, бытового обслуживания и органов государственной власти и управления стало отсутствие денег на занятия спортом (17,3%, n=31 и 16,2%, n=21 соответственно), для работников нефтегазового сектора и энергетики — отсутствие потребности (необходимости) в занятиях спортом (15,9%, n=235 и 14,2%, n=17 соответственно), а для работников здравоохранения, спорта и образования, науки, культуры — отсутствие спортивных сооружений (16,0%, n=339 и 10,2%, n=18 соответственно). Каждый 2-й сотрудник здравоохранения и спорта, а также органов государственной власти и управления не находит времени для занятий спортом, можно предположить, что это связано с наличием у них сверхурочной работы. Более 50% сотрудников, работающих в энергетической сфере, не занимаются спортом, так как им не хватает силы воли, как следствие, лишь единицы из них выбрали в качестве варианта ответа отсутствие денег (1,7%) и спортивных объектов (0,8%), так как для них эти факторы не являются первостепенной причиной. Работники либо не пользуются спортивными объектами (условиями) для занятий физкультурой или спортом на рабочем месте — 19,4% мужчин (n=537) и 29,4% женщин (n=1394), либо работодатель не предоставил условия для занятий спортом — 64,5% мужчин (n=1783) и 63,9% женщин (n=3026).
Таблица 5. Причины, по которым работники не занимаются физкультурой и спортом
Причина | Здравоохранение и спорт (n=211) | Нефтегазовая (n=1482) | Образование, наука, культура (n=177) | ЖКХ и бытовое обслуживание (n=179) | Органы государственной власти и управления (n=130) | Энергетика (n=120) | Итого (n=4533) | p-value | |||||||
n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | ||
Нет времени на занятия спортом | 1017 | 48,0 | 733 | 49,5 | 75 | 42,4 | 74 | 41,3 | 63 | 48,5 | 39 | 32,5 | 2147 | 47,4 | <0,001 |
Не хватает силы воли | 683 | 32,2 | 349 | 23,5 | 74 | 41,8 | 57 | 31,8 | 40 | 30,8 | 61 | 50,8 | 1333 | 29,4 | <0,001 |
Нет денег на занятия спортом | 328 | 15,5 | 224 | 15,1 | 11 | 6,2 | 31 | 17,3 | 21 | 16,2 | 2 | 1,7 | 653 | 14,4 | <0,001 |
Нет компании, а одному неинтересно | 305 | 14,4 | 158 | 10,7 | 18 | 10,2 | 19 | 10,6 | 12 | 9,2 | 7 | 5,8 | 554 | 12,2 | <0,001 |
Не чувствую потребности или необходимости | 200 | 9,4 | 235 | 15,9 | 17 | 9,6 | 20 | 11,2 | 9 | 6,9 | 17 | 14,2 | 540 | 11,9 | <0,001 |
Нет спортивных сооружений, площадок | 339 | 16,0 | 132 | 8,9 | 18 | 10,2 | 14 | 7,8 | 8 | 6,2 | 1 | 0,8 | 525 | 11,5 | <0,001 |
Не знаю, как правильно заниматься | 207 | 9,8 | 109 | 7,4 | 15 | 8,5 | 20 | 11,2 | 11 | 8,5 | 3 | 2,5 | 397 | 8,7 | <0,001 |
Не позволяет состояние здоровья | 158 | 7,5 | 70 | 4,7 | 11 | 6,2 | 6 | 3,4 | 7 | 5,4 | 7 | 5,8 | 281 | 6,2 | <0,001 |
Своей работой недовольны 12,2% (279 мужчин и 641 женщина) опрошенных. У большинства (n=4961) сотрудников работа отнимает энергию, что оказывает негативное влияние на жизнь в целом, а у каждого 2-го сотрудника (n=4046) — на личную жизнь.
На вопрос «Вам приходится попадать на работе в эмоционально тяжелые ситуации?» ответили 99,1% (n=7435) работников. Только 15,2% (n=1132) опрошенных никогда или почти никогда не попадают в тяжелые эмоциональные ситуации на рабочем месте (рис. 1). При сравнении полученных ответов работников из разных сфер экономической деятельности выявлено, что психоэмоциональному перенапряжению в большей степени подвержены сотрудники организаций, относящихся к ЖКХ, бытовому обслуживанию и здравоохранению, спорту, сотрудники этих отраслей экономической деятельности чаще выбирали варианты ответа «Всегда» и «Часто» (31,1%, n=83 и 30%, n=942 соответственно). Преимущественно сотрудники всех сфер экономической деятельности выбирали варианты ответа «Иногда» и «Редко», наибольший показатель наблюдается у сотрудников органов государственной власти и управления (77,7%, n=202), а наименьший — у сотрудников ЖКХ и бытового обслуживания (56,8%, n=152). В разной степени за последние 4 нед в состоянии напряжения, стресса находились 67,3% (n=5050) работников, были раздражительными 68,8% (n=5112). За последний месяц эмоционально истощенными чувствовали себя 75,3% (n=5614) сотрудников.
Рис. 1. Частота возникновения тяжелых эмоциональных ситуаций у работников на рабочем месте.
ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство.
На вопрос о том, какие компоненты корпоративных программ работники хотели бы внедрить на рабочем месте, ответили 99,9% (n=7467) респондентов. В качестве мотивации для участия в КПУЗ работники хотели бы иметь возможность проведения на рабочем месте медицинского обследования (46,5%, n=3473), производственной и офисной гимнастики (28,3%, n=2113), образовательных семинаров и лекций (26%, n=1944), индивидуальных консультаций от специалиста (19%, n=1420), оказание психологической поддержки (17%, n=1271). Женщины по сравнению с мужчинами чаще выбирали вариант «проведение офисной гимнастики» (33,3% (n=1571) и 19,7% (n=542) соответственно), «психологическая поддержка» (21,1% (n=995) и 10% (n=276) соответственно) (рис. 2).
Рис. 2. Мотивация работников для участия в корпоративных программах укрепления здоровья.
Обсуждение
Рабочее место — подходящее место для реализации мероприятий по укреплению здоровья, так как имеется доступ к работникам в контролируемой среде, можно создать благоприятные, поддерживающие условия для изменения образа жизни. В ходе данного исследования авторы выяснили, что почти каждого 2-го (44,5%, n=3334) из опрошенных сотрудников устраивают характер и условия работы. Удаленность места работы от места жительства — самый распространенный фактор, который беспокоит принявших участие в исследовании работников, разумеется, работодатели не могут повлиять на этот показатель. Небольшую долю работников на рабочем месте беспокоят неприятные запахи, недостаточный уровень освещения, уровень шума и запыленность, таким образом, у работодателей есть резерв для улучшения условий труда за счет данных критериев.
Небольшое число сотрудников (13,6%, n=1023) опасаются, что могут заразиться новой коронавирусной инфекцией на рабочем месте. Наблюдается вариабельность данного показателя в зависимости от принадлежности к сфере экономической деятельности. Например, только каждый 5-й работник здравоохранения и спорта опасается заразиться новой коронавирусной инфекцией, объяснением этому может быть либо наличие средств индивидуальной защиты (для медицинских работников), либо закрытие спортивных школ, фитнес-залов и отсутствие контактов с людьми (для работников сферы спорта). Вероятнее всего, из-за перевода на удаленный формат учебы школьников и студентов и снижения контактов между людьми 88,6% работников сферы образования, науки и культуры не опасаются заразиться COVID-19. Однако настораживает то, что никто из работников энергетической сферы не опасается заразиться новой коронавирусной инфекцией, такие сотрудники, вероятнее всего, не будут привержены соблюдению мер профилактики по распространению инфекции.
Каждый 5-й опрошенный сотрудник курит в настоящее время, а каждый 10-й — подвергается пассивному курению на территории предприятия. Снизить число сотрудников, подверженных активному и пассивному курению, можно путем усиления мер по реализации Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23.02.13 №15-ФЗ [17], а также реализацией КПУЗ, направленных на борьбу с потреблением табака, которые могут оказать поддержку работникам, желающим прекратить курение. Индивидуальное и групповое консультирование, фармакологическое лечение никотиновой зависимости на рабочем месте эффективны и способствуют снижению числа курящих сотрудников [18]. К преимуществам таких КПУЗ относится доступ к большому числу людей, особенно к молодым мужчинам, которые традиционно чаще подвержены пагубным привычкам и хуже следят за своим здоровьем [19].
Каждый 3-й работник не ответил на вопрос об употреблении алкоголя в течение последних 12 мес, по полученным данным выявлена высокая распространенность и частота потребления алкоголя среди опрошенных. Служба исследований HeadHunter опросила 5098 соискателей, 36% работающих сообщили, что их руководство не против употребления алкоголя в рабочее время, 47% опрошенных утверждают, что в компании отсутствуют меры по борьбе с употреблением алкоголя [20]. Путем проведения образовательных программ, направленных на повышение осведомленности о вреде данной привычки, можно уменьшить частоту потребления алкоголя среди сотрудников [7].
Число лиц с избыточной массой тела и ожирением с годами увеличивается. Повышение уровня физической активности и соблюдение принципов правильного питания — основные факторы борьбы с лишней массой тела. Эксперты по питанию ВОЗ рекомендуют каждый день съедать, по меньшей мере, 5 порций фруктов и овощей (примерно 500 г), однако лишь каждый 3-й опрошенный сотрудник ежедневно употребляет овощи и фрукты.
Работники не посещают кафе или столовую, расположенную на территории предприятия, по причине высоких цен на предлагаемый ассортимент, рекомендовано рассмотреть возможность предоставления скидок на блюда здорового питания. Важно, что 65,3% (n=3344) работников на вопрос: «Почему вы не посещаете столовую или кафе, расположенные на территории предприятия?» выбрали вариант ответа «Другое», что свидетельствует о том, что, во-первых, при составлении опроса не учтены все возможные варианты ответа, во-вторых, причины отказа от посещения столовой или кафе у работников могут быть различными в зависимости от компании. Работодателям рекомендовано детальное изучение текущей ситуации на территории своих предприятий с дальнейшим улучшением условий. Именно за счет сотрудников, которые посещают пункты питания, расположенные на территории предприятия, у работодателя есть резерв для повышения приверженности рациональному питанию и формированию здоровых привычек у своих сотрудников. Так, описан опыт продажи продуктов без содержания добавленного сахара на территории многих больниц [9].
Наиболее часто реализуемые КПУЗ включают мероприятия по увеличению физической активности. Для поддержания благоприятного состояния организма взрослому человеку следует ежедневно быть физически активным [21]. Принимая во внимание то, что человек большую часть своего времени проводит на работе, чаще всего в сидячем положении, необходимо интегрировать упражнения по расширению физической активности в трудовой день. В обзоре литературы A. Poscia и соавт. выявили, что увеличение физической активности путем ходьбы положительно влияло на трудоспособность работников [22]. Почти 50% опрошенных сотрудников отметили, что спортом не занимаются, но хотели бы начать заниматься, в качестве объяснения работники выбирали субъективные причины («не хватает силы воли», «не чувствую потребности» и др.). У таких работников снижена мотивация для занятий спорта, работодателям следует обратить внимание именно на эту группу сотрудников. Помимо этого, учитывая, что почти каждый 3-й респондент в качестве мотивации для участия в КПУЗ выбрал проведение производственной и офисной гимнастики, расширить физическую активность сотрудников можно путем организации физкульт-брейков на территории предприятия. L. Puerto Valencia и соавт. провели анализ литературы о внедрении занятий йогой на рабочем месте [10], сотрудники отметили, что занятия йогой, помимо расширения физической активности, значительно снижают стресс на рабочем месте [23], агрессию [24], бессонницу и улучшают качество сна [25].
В ходе исследования выявлено, что за последний месяц в состоянии психоэмоционального стресса находились более 67,8% работников, 84,8% респондентов попадали в тяжелые эмоциональные ситуации на работе с различной периодичностью, а 9,3% опрошенных беспокоит неблагоприятный микроклимат на рабочем месте. Существует много факторов, оказывающих негативное влияние на психическое здоровье работников (повышенные требования со стороны руководства, конкуренция, переработка), как следствие, работники подвержены целому ряду психических заболеваний (тревога, депрессия, стресс) [26]. Во всем мире наблюдается рост программ по укреплению психического здоровья и профилактике развития психических заболеваний, но только 7% таких программ осуществляется на рабочем месте [27].
Каждый 2-й сотрудник отметил, что в качестве КПУЗ хотел бы иметь возможность проведения медицинского обследования на рабочем месте. Кроме того, 18,1% сотрудников за последние 2 года не проходили диспансеризацию или профилактический осмотр. Прохождение диспансеризации или профилактического осмотра необходимо с целью выявления заболеваний на ранних стадиях, сохранения здоровья работников и сокращения издержек компании в будущем. Рекомендуется проинформировать работников о возможности освобождения от работы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка для прохождения диспансеризации [28].
Ограничения
Несмотря на сильные стороны данного исследования, имеется ряд ограничений. Исследование проведено в онлайн-формате, из-за чего невозможно контролировать выборку, однако такой формат позволяет за непродолжительное время охватить значительное число респондентов различных сфер экономической деятельности многих регионов России. Учитывая необязательное участие в исследовании, нельзя исключить, что прошли анкетирование наиболее заинтересованные и мотивированные работники. Участники исследования заполняли опросник самостоятельно, это означает, что мы не можем исключить некоторое искажение респондентами предоставленных данных. В ряде вопросов в качестве ответа приняты варианты «Другое» и «Предпочитаю не отвечать», некоторые работники выбирали такие варианты ответа на вопросы, связанные с наличием вредных привычек. Несмотря на то что ссылка на онлайн-опрос распространена по всей России, число респондентов во многих регионах было незначительным.
Заключение
Сохранение и укрепление здоровья лиц трудоспособного возраста путем внедрения КПУЗ могут быть реализованы только совместными усилиями работодателей и работников. Здоровье и безопасность работающих лиц традиционно рассматриваются с точки зрения охраны труда и профилактики профессиональных заболеваний, в то время как мероприятия по укреплению здоровья и профилактике ХНИЗ на рабочем месте проводятся нечасто.
Настоящее исследование показало, что работников разных сфер экономической деятельности беспокоят неблагоприятные факторы на рабочем месте, обусловленные характером трудовой деятельности. Прослеживается тенденция в том, что работники заинтересованы в сохранении и укреплении своего здоровья путем реализации КПУЗ, однако в разных организациях предпочитают разные программы.
Платформа «АТРИЯ», на которой проводился опрос работников, способствует комплексной оценке текущей ситуации на рабочем месте и последующей реализации наиболее предпочтительных корпоративных программ укрепления здоровья. Для формирования комплексной здоровьесберегающей среды необходимо воздействовать на несколько факторов риска путем внедрения нескольких программ.
Благодарности. Мы благодарим начальника отдела разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья и корпоративных программ ГБУЗ «Оренбургский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Ирину Геннадьевну Мананникову за помощь в продвижении исследования в Оренбургском регионе.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Концевая; сбор и обработка материалов — В.Н. Никулин, Е.С. Иванова; статистический анализ данных — А.А. Анциферова; написание текста — А.В. Концевая, А.А. Анциферова; редактирование — А.В. Концевая, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.