Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шешукова Н.А.

Кафедра акушерства и гинекологии факультета послевузовского профессионального образования врачей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Макаров И.О.

Кафедра акушерства и гинекологии факультета послевузовского профессионального образования врачей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Боровкова Е.И.

Кафедра акушерства и гинекологии факультета послевузовского профессионального образования врачей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Федотова А.С.

Кафедра акушерства и гинекологии 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Быкова О.А.

Городская клиническая больница №33, Москва

Прогностические факторы развития гиперпластических процессов в эндометрии в период перименопаузы

Авторы:

Шешукова Н.А., Макаров И.О., Боровкова Е.И., Федотова А.С., Быкова О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 694

Загрузок: 2

Как цитировать:

Шешукова Н.А., Макаров И.О., Боровкова Е.И., Федотова А.С., Быкова О.А. Прогностические факторы развития гиперпластических процессов в эндометрии в период перименопаузы. Российский вестник акушера-гинеколога. 2011;11(4):13‑16.
Sheshukova NA, Makarov IO, Borovkova EI, Fedotova AS, Bykova OA. Prognostic factors for the development of endometrial hyperplastic processes in perimenopause. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2011;11(4):13‑16. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Зна­че­ние мар­ке­ров менстру­аль­ной кро­ви для ди­аг­нос­ти­ки хро­ни­чес­ко­го эн­до­мет­ри­та у па­ци­ен­ток с бес­пло­ди­ем. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):19-25
Па­то­ло­гия эн­до­мет­рия и кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние гли­ко­де­ли­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):53-62
Аго­нис­ты го­на­дот­ро­пин-ри­ли­зинг-гор­мо­на и add-back-те­ра­пия. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):63-69
Ин­тра­опе­ра­ци­он­ное ультраз­ву­ко­вое ис­сле­до­ва­ние в опе­ра­тив­ной ги­не­ко­ло­гии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(3):71-76
Кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние не­пол­но­го раз­ры­ва мат­ки пос­ле ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­че­ния ин­фильтра­тив­но­го эн­до­мет­ри­оза и ми­омы мат­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем са­мо­фик­си­ру­юще­го­ся шов­но­го ма­те­ри­ала V-Loc при ми­ора­фии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(3):105-109
Деубик­ви­ти­на­за и не­конъю­ги­ро­ван­ный убик­ви­тин ак­ти­ви­ру­ют вос­па­ле­ние мик­ро­ок­ру­же­ния и боль в эуто­пи­чес­ком и эк­то­пи­чес­ком эн­до­мет­рии при эн­до­мет­ри­озе. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):9-18
Осо­бен­нос­ти вза­имос­вя­зи суб­по­пу­ля­ци­он­но­го сос­та­ва и со­дер­жа­ния ци­то­ки­нов в пе­ри­фе­ри­чес­кой кро­ви и пе­ри­то­не­аль­ной жид­кос­ти жен­щин с эн­до­мет­ри­озом. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):19-32
Роль ме­ти­ли­ро­ва­ния ге­нов в раз­ви­тии ми­омы мат­ки. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):33-38
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ди­ено­гес­та в те­ра­пии хро­ни­чес­кой та­зо­вой бо­ли у боль­ных эн­до­мет­ри­озом. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):51-56
Эн­до­мет­ри­оз-ас­со­ци­иро­ван­ный бо­ле­вой син­дром и спа­еч­ный про­цесс — но­вые ас­пек­ты па­то­ге­не­за и воз­мож­нос­ти те­ра­пии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):93-100

Гиперпластические процессы в эндометрии представляют собой большую группу гистологических изменений желез и стромы эндометрия, являющиеся основой формирования неопластических процессов в матке. Одним из наиболее значимых факторов, с которым напрямую связывают риск развития данной патологии, является перименопаузальный период, когда повышается частота гормонально-зависимой патологии. Гиперпластические процессы в эндометрии служат одной из наиболее частых причин маточных кровотечений и госпитализации в стационар.

С современных позиций гиперплазия эндометрия (ГЭ) рассматривается как полиэтиологический патологический процесс, развитию и прогрессированию которого могут способствовать множество разнообразных причин. К основным факторам риска развития гиперпластических процессов и рака эндометрия относят нарушение менструального цикла, обусловленное ановуляцией, нарушение жирового обмена, удлинение репродуктивного периода за счет раннего менархе и поздней менопаузы, эндокринное бесплодие, синдром поликистозных яичников, эстрогенсекретирующие опухоли яичников и др. [3].

Цель настоящего исследования - выявление причинно-следственной связи между гинекологическими заболеваниями и риском развития гиперпластических процессов в эндометрии на основании расчета показателей относительных рисков.

Материал и методы

Для достижения поставленной цели проведено когортное ретроспективное исследование. На основании архивного материала Городской клинической больницы №33 им. проф. А.А. Остроумова за период 2007-2010 г. были проанализированы истории болезни пациенток, которые поступили в гинекологическое отделение для проведения гистероскопии и раздельного диагностического выскабливания стенок полости матки.

Критериями включения женщин в исследование послужили период перименопаузы, впервые выявленный гиперпластический процесс в эндометрии, длительность нарушения менструального цикла от 1 до 3 лет, отсутствие онкологических заболеваний и выраженной соматической патологии.

Средний возраст пациенток составил 47,8±1,3 года. Показанием к плановой госпитализации явилось наличие эхографических признаков ГЭ (9,1%), для экстренной - маточные кровотечения различного характера (90,9%).

На основании результатов гистологического исследования материала из цервикального канала и эндометрия были отобраны наблюдения и сформированы следующие группы: 1-ю группу (основную) составили 100 женщин с верифицированным гиперпластическим процессом в эндометрии. Основная группа была разделена на три подгруппы в зависимости от характера патологического процесса в эндометрии: 1-я подгруппа включала 33 женщины с простой ГЭ без атипии, 2-я подгруппа - 34 со сложной гиперплазией без атипии и 3-я подгруппа - 33 с атипической ГЭ; 2-я группа (контрольная) состояла из 60 пациенток, у которых по данным морфологического исследования ГЭ не выявлено.

Результаты и обсуждение

Ретроспективный анализ историй болезни включал изучение анамнестических данных (наследственность, акушерско-гинекологический и соматический статус), а также гистологического заключения о состоянии эндометрия (при наличии указаний в анамнезе о перенесенных ранее раздельных диагностических выскабливаний слизистой оболочки матки).

Особенности соматического статуса пациенток представлены в табл. 1.

В структуре экстрагенитальных заболеваний у пациенток существенное место занимала сердечно-сосудистая патология (56 и 51%), в основном представленная вегетососудистой дистонией. Артериальная гипертензия была диагностирована у 4 и 3% больных соответственно в 1-й и 2-й группах. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта встречались чаще у пациенток основной группы (46 против 36%), хронические инфекционные заболевания дыхательной (21 и 22%) и мочевыделительной систем (11 и 14%) по числу наблюдений в группах не различались.

Наиболее распространенными гинекологическими заболеваниями у обследованных были кандидозный кольпит (73 и 65%), осложненная эктопия шейки матки (40 и 38%) и хронический сальпингоофорит (22 и 25%). У 16 и 20% пациенток соответственно 1-й и 2-й групп отмечено сочетание 2 гинекологических заболеваний и более.

В 2 раза чаще у пациенток основной группы по сравнению с контрольной группой встречались такие гинекологические заболевания, как миома матки и гиперпластические процессы в эндометрии. Дисфункциональное маточное кровотечение (ДМК) отмечали в анамнезе 13% пациенток основной группы и только 3% - контрольной группы.

Характер гинекологических заболеваний у женщин основной и контрольной групп представлен в табл. 2.

У пациенток обеих групп имелось сочетание различных гинекологических заболеваний.

У каждой пациентки трех подгрупп основной группы в анамнезе отмечался кольпит различной этиологии. С достоверно большей частотой у женщин с атипической гиперплазией в анамнезе отмечалось развитие хронического эндометрита (в 2 раза чаще), дисфункциональных маточных кровотечений (в 3 раза) и миомы матки. При этом особенностей репродуктивного и соматического статуса выявлено не было.

Для выявления связи между гинекологическими заболеваниями в анамнезе и риском развития гиперпластических процессов в эндометрии нами были рассчитаны показатели относительных рисков.

С точки зрения доказательной медицины, сильной считается связь между изучаемыми состояниями, если отношение шансов (относительный риск) превышает 1. Чем больше отношение шансов превышает 1, тем сильнее связь изучаемых факторов. Однако, если связь слабая, это не означает отсутствие влияния данного фактора на развитие патологии, а лишь свидетельствует о его не первоочередном значении. Существует такое понятие, как совокупность шансов - совокупное действие различных отягощающих факторов на развитие заболеваний [1, 2].

Прежде всего нас интересовало влияние хронического воспалительного процесса эндометрия на развитие ГЭ. В табл. 3

рассчитан шанс развития гиперпластических процессов в эндометрии у пациенток с хроническим эндометритом (последний морфологически верифицирован ранее).

Выявлено, что шанс (или относительный риск) развития ГЭ у пациенток с хроническим эндометритом в 5 раз больше, чем у пациенток без эндометрита; это свидетельствует о достаточной силе связи между изучаемыми факторами и доказывает влияние хронического воспалительного процесса матки на развитие патологии эндометрия.

В табл. 4

представлены расчеты риска развития ГЭ у пациенток с ДМК в анамнезе и без них.

Шанс развития ГЭ у пациенток с ДМК в анамнезе очень высок - в 5 раз выше, чем у пациенток без ДМК.

В табл. 5 и 6 представлены расчеты шанса развития ГЭ при миоме матки и эндометриозе.

По данным табл. 5,

при развитии у пациентки миомы матки шанс развития ГЭ равен 2, что свидетельствует о прямой связи между этими двумя состояниями. Другими словами, у женщин с миомой матки ГЭ развивается в 2 раза чаще, чем у пациенток без патологии миометрия.

Шанс развития ГЭ у пациенток с эндометриозом различной локализации равен 1,8, что не только подтверждает наличие связи между явлениями, но и свидетельствует о ее силе. У пациенток с эндометриозом риск развития гиперпластического процесса в эндометрии почти в 2 раза превышает таковой у пациенток без эндометриоза (см. табл. 6).

Проведенный нами расчет подтверждает, что у пациенток с миомой матки, эндометриозом, хроническим эндометритом, ДМК риск развития гиперпластического процесса в эндометрии значительно превышает среднепопуляционный; это позволяет выделить таких пациенток в группу риска развития патологии эндометрия.

Выводы

Пациенток, находящихся в периоде перименопаузы, с хроническим эндометритом, дисфункциональными маточными кровотечениями, миомой матки и с эндометриозом следует выделять в группу риска развития гиперпластических процессов в эндометрии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.