Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Уварова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Глазкова А.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Будина Т.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Мамедов А.А.

ГБУЗ «Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского»

Дыбов А.М.

ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами президента

Волков А.Г.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Влияние гипертонуса жевательной мускулатуры на формирование окклюзии

Авторы:

Уварова А.А., Глазкова А.В., Будина Т.В., Мамедов А.А., Дыбов А.М., Волков А.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2023;102(3): 45‑49

Просмотров: 1683

Загрузок: 64

Как цитировать:

Уварова А.А., Глазкова А.В., Будина Т.В., Мамедов А.А., Дыбов А.М., Волков А.Г. Влияние гипертонуса жевательной мускулатуры на формирование окклюзии. Стоматология. 2023;102(3):45‑49.
Uvarova AA, Glazkova AV, Budina TV, Mamedov AA, Dybov AM, Volkov AG. The impact of masticatory muscles hypertonicity on the bite formation. Stomatology. 2023;102(3):45‑49. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202310203145

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хо­ло­ги­чес­кие и пси­хи­чес­кие ас­пек­ты по­вы­шен­ной сти­ра­емос­ти зу­бов. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):83-88
Кли­ни­чес­кая эф­фек­тив­ность ок­клю­зи­он­ных шин в ле­че­нии па­ци­ен­тов с дис­фун­кци­ей ви­соч­но-ниж­не­че­люс­тно­го сус­та­ва, ос­лож­нен­ной брук­сиз­мом. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(5):56-60
Ультраз­ву­ко­вая ана­то­мия же­ва­тель­ных мышц. (Эк­спе­ри­мен­таль­но-кли­ни­чес­кое ис­сле­до­ва­ние). Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6-2):44-50
Ме­тод би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи в ком­плексной те­ра­пии па­ци­ен­тов с ги­пер­то­ну­сом же­ва­тель­ных мышц. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):35-40
Ок­клю­зи­он­ная те­ра­пия в ле­че­нии па­ци­ен­тов с па­ре­за­ми и па­ра­ли­ча­ми ми­ми­чес­кой мус­ку­ла­ту­ры. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(1):22-27
Мо­но­ме­ли­чес­кая ами­от­ро­фия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):101-105
Ис­сле­до­ва­ние фун­кции ми­ми­чес­ких мышц при кор­рек­ции под­бо­род­ка фил­ле­ром на ос­но­ве ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):84-95
Ней­ро­па­тия при от­рав­ле­нии н-гек­са­ном. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):120-124

Жевательная система челюстно-лицевой области участвует в основных жизненно важных функциях человека. Она оказывает непосредственное влияние как на рост и развитие, так и на нормальное функционирование челюстно-лицевого аппарата [1, 2]. Наличие патологических паттернов жевательных мышц вызывает различные нарушения зубочелюстной системы. В процессе активного роста и развития на организм человека могут воздействовать этиологические факторы, приводящие к формированию патологии основных структур зубочелюстного аппарата [3]. К этиологическим факторам, способным влиять на развитие аномалии прикуса относятся наследственные (нарушение размеров и положение челюстей относительно переднего основания черепа), заболевания ЛОР-органов, общие соматические заболевания, а также нарушения миофункционального равновесия. Дисбаланс мышечной системы может быть вызван как вредными привычками, нарушениями функции глотания и жевания, так и состояниями, связанными с нарушением активности жевательной мускулатуры на фоне патологии центральной нервной системой. Гипертонус жевательных мышц может оказывать прямое воздействие на патологическое формирование структур челюстно-лицевой области [4]. Повышенный тонус жевательных мышц приводит к нарушению работы мышечного каркаса, что в свою очередь влияет на формирование различных аномалий зубочелюстной системы. Гипертонус жевательных мышц в детском и подростковом возрасте оказывает непосредственное влияние на формирование прикуса, рост и положение нижней челюсти. Поэтому в данный возрастной период нарушение тонуса жевательных мышц может рассматриваться как один из мощнейших этиологических факторов в развитии аномалии окклюзии. В настоящее время самым распространенным и доступным способом оценки мышечной активности является электромиография (ЭМГ) [5—8].

При планировании лечения необходимо четкое понимание причины развития патологии прикуса, а также для рационального планирования ортодонтического лечения важно учитывать миофункциональные характеристики жевательной системы пациента.

Анализ данных научной литературы подтверждает патологическое влияние гипертонуса жевательной мускулатуры у растущих пациентов. Имеются единичные публикации, подтверждающие взаимосвязь между окклюзионными соотношениями и наличием гипертонуса жевательных мышц у детей и подростков, однако данные носят разрозненный характер, что требует уточнения.

Цель исследования — определение влияние гипертонуса жевательных мышц на формирование аномалии окклюзии.

Материал и методы

Исследование было одобрено локально-этическим комитетом института Е.В. Боровского (протокол №01-21 от 22.01.21).

На кафедре детской, профилактической стоматологии и ортодонтии института Е.В. Боровского (Сеченовского университета) были отобраны диагностические данные 60 пациентов в возрасте от 7 до 14 лет, не получавших ранее ортодонтического лечения. Все пациенты были разделены на три группы. 1-ю группу составили 20 пациентов со смыканием зубов по I классу Энгля, имеющих нормальную активность жевательной мускулатуры. Средней возраст составил 11,5±1,4 года. 2-я групп состояла из 20 пациентов, имеющих повышенную активность жевательной мускулатуры и смыкание зубов по II классу Энгля. Средний возраст пациентов составил 10,9±1,6 года. 3-ю группу составили 20 пациентов с патологией прикуса по 2 классу Энгля, не имеющих гипертонуса жевательной мускулатуры. Средний возраст пациентов составил 11,2±2,5 года.

Всем пациентам был проведен единый диагностический комплекс, включавших: осмотр лица и полости рта, медицинский фотопротокол (внутриротовые фотографии и фотографии лица), изготовление контрольно-диагностических моделей верхней и нижней челюсти, данные ЭМГ височных и жевательных мышцы в покое и при максимальном сжатии, телерентгенограмма (ТРГ) в боковой проекции.

На внутри- и внеротовых фотографиях производилась оценка стираемости твердых тканей зубов, типа смыкания, высоты нижней трети лица, формы лица, типа профиля.

Оценка патологии прикуса производилась на основании данных ТРГ и анализа контрольно-диагностических моделей.

ЭМГ проводилась при помощи аппарата (анализатор электромиографический ТУ 942-003-12152519-2007 Россия, г. Таганрог «Синапсис»). Во время исследования пациент сидел, голова в естественном положении, руки и ноги располагались параллельно друг другу, согнуты под углом 90 градусов.

Датчики ЭМГ располагались в области височной ямки справа и слева, два датчика — в области жевательной мышцы между нижним краем роста волос и углом нижней челюсти, один фиксировался на лбу в качестве индифферентного. Всем пациентам проводилась проба «тонус в покое с открытыми глазами» и «максимальное сжатие зубов». Каждая проба проводилась 3 раза в течение 15 с. На электромиограмме оценивался индекс IMPACT (суммарный потенциал всех исследуемых мыщц) и соотношение тонуса височных и жевательных мышц.

Нормальность распределения проверялась по критерию Колмагорова—Смирнова, тест показал отсутствие нормального распределения. Для оценки множественного сравнения сопоставления трех групп применялся критерий Краскела—Уоллиса Возможные взаимосвязи были исследованы с помощью самонастраиваемого теста ранговой корреляции Спирмена (1000-кратная загрузка). Данные были проанализированы с помощью программы SPSS, версия 22.0 (IBM Corp, Армонк, Нью-Йорк, США). Для всех различие считалось статистически значимым при p<0,05.

Результаты и обсуждение

По результатам опроса пациенты из первой группы не предъявляли жалоб относительно мышечной системы челюстно-лицевой области, что также подтверждалось данными миографии. Все пациенты из второй группы отмечали стискивание и/или скрежет зубов в течение дня или ночи, а также 15 (75%) человек предъявляли жалобы на мышечное напряжение в области головы или шеи. 3 (15%) пациента из 3-й группы предъявляли жалобы на наличие мышечного напряжения в области головы и шеи, а 4 пациента указывали на боль в жевательных мышцах. У пациентов в 1-й группе отсутствовали диспропорции в расположении апикального базиса на верхней и нижней челюсти в сагиттальном направлении. Размеры челюстей были в пределах нормы. Профиль в норме. Отсутствовали фасетки стираемости на постоянных зубах. По данным ТРГ и анализа контрольно-диагностических моделей определялся I класс по классификации Энгля.

У пациентов 2-й группы по данным осмотра полости рта отмечались фасетки стираемости. У 11 (55%) пациентов по данным ТРГ отмечалась ретрогнатия нижней челюсти относительно переднего основания черепа, а у 3 (15%) человек определялась микрогнатия нижней челюсти. Нарушение формы и размеров верхней челюсти отсутствовали. По данным контрольно-диагностических моделей определялся II класс соотношения моляров по классификации Энгля. У 13 человек из группы определялась глубокая резцовая окклюзия (рис. 1).

Рис. 1. Интраоральные фотографии и фотографии лица пациента в возрасте 10 лет, имеющего гипертонус жевательных мышц согласно данным ЭМГ и патологию прикуса.

а — фото анфас, б — фото анфас с улыбкой, в — фото в профиль, г — фото в профиль с улыбкой, д — смыкание зубов слева, е—смыкание зубов справа, ж — фото зубов анфас.

У пациентов в 3-й группе в 100% случаев отмечался выпуклый профиль, у 6 (30%) пациентов при осмотре выявлялись фасетки стираемости на зубах. Согласно данным ТРГ, отмечались диспропорции размера и расположения как нижней, так и верхней челюсти в сагиттальном направлении.

В 1-й группе среднее значение IMPACT в покое было 242,8±133,6 мкВ, IMPACT при сжатии — 880,50±201,5 мкВ; во 2-й группе — 797,9±413,0 и 1561,23±568,0 мкВ; в 3-й группе — 236,7±93,5 и 955,60±295,5 мкВ, соответственно. Соотношение активности височных мышц к жевательным при нейтральной окклюзии в покое соотносится как 1:0,9, при сжатии 1:1. У пациентов при дистальной окклюзии и наличии гипертонуса в покое височные мышцы соотносятся к собственно жевательным как 1:0,8, а при сжатии 1:0,9.

При сравнении электромиографических показателей между группами, достоверная разница отмечалась между 1-й и 2-й группой, а также 2-й и 3-й.

У пациентов из 2-й группы, средние показатели активности индекса IMPACT имели более высокие значения по сравнению с 1-й и 3-й группой. Сравнительные данные среди индекса IMPACT в покое (рис. 2) и при сжатии (рис. 3) представлены ниже.

Рис. 2. График, демонстрирующий распределение среднего показателя индекса IMPACT в покое в группах исследования.

Рис. 3. График, демонстрирующий распределение среднего показателя индекса IMPACT при сжатии в группах исследования.

Парафункция жевательных мышц — распространенное патологическое состояние зубочелюстной системы, проявляющиеся в различные возрастные периоды. Для детей и подростков в период активного роста и развития повышенная активность жевательных мышц влияет на формирование орофациальной области. Изменение равновесия в тонусе жевательных мышц приводит к нарушению роста и развития, а также позиционированию нижней челюсти относительно переднего основания черепа и формированию аномалии зубочелюстной системы у детей и подростков. При дистальной окклюзии височные мышцы имеют большую активность по сравнению с собственно жевательными мышцами. Структурные волокна мышцы, находящейся в гипертонусе, становятся короче, тем самым влияя на ориентацию нижней челюсти относительно черепа. У растущего организма сокращение данной мышцы будет частично блокировать потенциал роста нижней челюсти. Также эпизоды сжатия зубов в течение дня и ночи будут влиять на степень прорезывания жевательной группы постоянных зубов, участвуя в формировании глубокого прикуса.

Заключение

Соотношение активности височных мышц к жевательным при нейтральной окклюзии в покое соотносится как 1:09, при сжатии 1:1, что свидетельствует о миодинамическом равновесии. У пациентов при дистальной окклюзии и наличии гипертонуса в покое височные мышцы соотносятся к собственно жевательным как 1:0.8, а при сжатии 1:09. Данное соотношение может способствовать ретроположению нижней челюсти, а также торможению роста нижней челюсти в сагиттальном направлении, что также подтверждается данными ТРГ. У пациентов с дистальной окклюзией и отсутствием жалоб на наличие гипертонуса жевательных мышц данное соотношение в покое 1:1, при сжатии 1:0,9. У пациентов, имеющих гипертонус жевательных мышц, глубокая резцовая окклюзия фиксировалась чаще, так как спазмированные и укороченные жевательные мышц могут создавать дополнительное препятствия для полного прорезывания первых моляров, ответственных за высоту прикуса, тем самым способствовать развитию данной патологии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.