Введение
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) — это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными вирусами (в том числе вирусом SARS-CoV-2), которые провоцируют поражения респираторного тракта, протекающие с лихорадкой, затруднением носового дыхания, чиханием, болью в горле, кашлем, нарушением общего состояния разной степени тяжести [1, 2]. У подавляющего большинства пациентов ОРВИ — это самоограничивающаяся инфекция верхних дыхательных путей.
Вирусы — высококонтагиозные возбудители, их распространение зачастую происходит при попадании на слизистые оболочки и/или конъюнктиву с загрязненных рук; воздушно-капельный путь — еще один вариант заражения.
Особенность респираторных вирусных инфекций — развитие катарального воспаления. Клинические симптомы ОРВИ обусловлены, в первую очередь, реакцией иммунной системы организма, а не активностью вируса. Накопленный к настоящему периоду опыт в отношении COVID-19 свидетельствует, что основная масса детей переносит заболевание легче взрослых; им реже требуется стационарное лечение; однако это не исключает тяжелых случаев. Несмотря на то, что в начале 2022 г. среди детского населения отмечался резкий рост заболеваемости, спустя несколько месяцев ситуация нормализовалась. В редких случаях заболевания, вызванные новой коронавирусной инфекцией, регистрируются у новорожденных. За период пандемии в международной статистике отмечены единичные летальные исходы заболевания у детей [2, 3]. У подавляющего большинства детей заболевание протекает в легкой форме, с лихорадкой до 38,5 °C, интоксикацией (слабость, головная боль, миалгия) и поражением верхних дыхательных путей, когда пациенты жалуются на боль в горле, заложенность носа, кашель. При физикальном обследовании выявляются изменения в ротоглотке; аускультативных изменений в легких нет. Некоторые дети болеют без повышения температуры, у некоторых пациентов наблюдаются только расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) — тошнота, рвота, боль в животе и диарея или только кожные высыпания [4—6].
Цель данной статьи — представить коллегам клинический случай, поделиться собственным практическим опытом (в том числе, по использованию спрея Оралсепт на основе бензидамина гидрохлорида). По мнению автора, статья может помочь специалистам, в первую очередь амбулаторного звена, оптимизировать подходы к ведению больных с вирусными инфекциями (включая COVID-19) и тем самым оказать позитивное влияние на качество жизни пациентов педиатрического профиля.
С января по май (включительно) 2022 г. за медицинской помощью по поводу ОРВИ обратились 118 детей в возрасте от 12 до 18 лет. У некоторых пациентов клиника ОРВИ накладывалась на соматическую патологию (в частности, на гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, синдром мальабсорбции, синдром раздраженного кишечника, по поводу чего они наблюдались у педиатра и гастроэнтеролога). В клинической картине преобладали жалобы на длительно (от 2 до 6 нед) сохраняющиеся першение и боль в горле разной степени выраженности, легкую ринорею, сухой раздражающий кашель. При физикальном обследовании выявлены признаки катарального воспаления ротоглотки.
Помимо стандартных в данной ситуации осмотра и обследования, в том числе пищеварительного тракта, все дети обследованы на COVID-19.
По данным полимеразной цепной реакции (ПЦР), у 79 из 118 детей подтвержден COVID-19. Больные с положительным тестом на COVID-19 имели клиническую картину, сходную с остальными детьми, обратившимися за медицинской помощью. Доминирующие симптомы — боль в горле, кашель; у некоторых детей боль в животе и диарейный синдром на фоне катаральных явлений.
После результатов анализа, полученных за 2—3 нед до обращения, пациентам в составе комплексной терапии, а некоторым из них в качестве монотерапии назначен спрей на основе бензидамина гидрохлорида (Оралсепт) 0,255 мг/доза по 6 доз 3 раза/сутки, местно в течение 5—7 дней. После проведенной терапии все дети отмечали исчезновение боли и першения в горле, снижение интенсивности или полное купирование кашля. А пациенты с положительными результатами ПЦР-теста на COVID-19 по окончании 7-дневного курса лечения получили отрицательные результаты.
Спрей на основе бензидамина гидрохлорида для местного применения (в частности, Оралсепт) используется врачами разных специальностей во многих странах мира (Канада, Финляндия, Великобритания и др.) для лечения пациентов различного возраста с вирусными инфекциями, так как обладает активными противовоспалительными и противоинфекционными свойствами, а также имеет хорошие анестезирующие и аналгезирующие характеристики; все эти эффекты проявляются с первых минут его применения [7—10].
Активные противоотечные и противовоспалительные свойства препарата Оралсепт обусловлены его способностью снижать проницаемость мелких сосудов и усиливать стабильность клеточных мембран за счет торможения выработки и инактивации простагландинов, цитокинов, гистамина и множества других «повреждающих» агентов. В связи с тем, что бензидамин обладает низкой (<10%) системной абсорбцией при местном применении, не имеет клинически значимых взаимодействий с другими лекарственными средствами, а его профиль безопасности сопоставим с плацебо, препарат эффективен, удобен и безопасен для применения у детей старше 3 лет (в форме спрея) [11—13].
Использование спрея на основе бензидамина гидрохлорида при боли, вызванной инфекционным воспалением, возможно благодаря его «работе» как местного анестетика, которая связана со структурным сходством молекулы бензидамина и местных анестетиков (тетракаина) [14—20].
Итоги многочисленных исследований и различных рекомендаций свидетельствуют о том, что бензидамина гидрохлорид (Оралсепт) может применяться в детской практике в качестве препарата для местного лечения ОРВИ, в том числе COVID-19 [21—24].
В качестве примера использования спрея на основе бензидамина гидрохлорида у ребенка с болью в горле, длительно сохраняющимся кашлем и диарейным синдромом на фоне новой коронавирусной инфекции, представлен клинический случай пациента А., 13 лет.
Клинический случай
Пациент А., 13 лет, обратился к врачу-педиатру (гастроэнтерологу) Клиники семейной медицины ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России с жалобами на боль в горле средней интенсивности, сухой кашель и диарею. Других жалоб не было.
Анамнез заболевания. По данным выписки из амбулаторной карты, в начале января 2022 г. у ребенка появились первые признаки ОРВИ (лихорадка до 38—39 °C, быстрая утомляемость, боль в горле и легкий кашель). Получено лабораторное подтверждение наличия SARS-CoV-2 и назначено комплексное лечение в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, после чего состояние мальчика улучшилось, и через 10 дней при контрольном обследовании коронавирус не обнаружен. Спустя 2 нед, в конце января 2022 г., у ребенка вновь появилась аналогичная клиническая картина и получены положительные тесты на COVID-19. По поводу нового эпизода назначены препараты из разных фармакологических групп (антибиотики, противовирусные, нестероидные противовоспалительные средства). Подросток выздоровел на 7—8-е сутки от начала лечения, отрицательные результаты теста на COVID-19 получены на 10-е сутки, однако сохранялись периодическое першение и слабая боль в горле, появилась диарея 1—3 раза в сутки (без патологических примесей), которую считали антибиотик-ассоциированной диареей. В лечение добавили пробиотики, однако через 1 мес от начала их приема диарейный синдром не купировался. Проведено дополнительное обследование — ультразвуковое исследование органов брюшной полости, микроскопия кала, анализ кала на дисбактериоз. Патология не выявлена. В начале апреля пациент обратился к врачу-педиатру (гастроэнтерологу) в связи с сохраняющимися проявлениями со стороны ЖКТ, умеренно выраженной болью в горле и легким кашлем.
Анамнез жизни. Ребенок учится в школе. Хронических соматических заболеваний нет. Прием лекарственных препаратов на постоянной основе отрицает. Вредных привычек и аллергических реакций на лекарственные средства, пищевые продукты и другие аллергены нет. Семейный и аллергологический анамнез не отягощены.
Физикальное исследование. Масса тела: 50 кг; рост 170 см. Общее состояние больного удовлетворительное. Температура тела 36,7 °C. Периферические лимфатические узлы не увеличены, подвижны, безболезненны при пальпации, кожа над ними не изменена. Кожный покров физиологической окраски, сухой (особенно на животе и ногах), сыпь отсутствует. Носовое дыхание не нарушено, носовые ходы широкие, свободные. Слизистая оболочка ротоглотки незначительно гиперемирована. Небные миндалины не увеличены, структура не изменена, налеты отсутствуют. В легких дыхание везикулярное по всем полям. Частота дыхательных движений — 19 в минуту. Частота сердечных сокращений в покое — 79 в минуту. Артериальное давление —115/73 мм рт.ст. Тоны сердца ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах, печень по краю реберной дуги, безболезненная при пальпации. Стул от 1 до 3 раз в сутки, кашицеобразный, патологических примесей нет. Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон. Мочеиспускание свободное, безболезненное. От консультации оториноларинголога и инфекциониста мама отказалась, так за период болезни неоднократно посещала специалистов данного профиля.
Предварительный диагноз: J02.9 — Острый фарингит неуточненный.
Рекомендации. Проведение общего и биохимического анализа крови, общего анализа мочи, микроскопия кала; проведение ПЦР для диагностики SARS-CoV-2 (учитывая данные анамнеза).
Обильное теплое питье. Механически и термически щадящая диета с исключением раздражающих и молочных продуктов и блюд.
Спрей бензидамина (Оралсепт) 0,255 мг/доза по 6 доз 3 раза/сутки, местно, в режиме «по требованию»; антациды (алюминия фосфата гель 20%) по 1 пакетику 3 раза/сутки.
Тест на COVID-19 положительный.
Динамическое наблюдение через 7 дней от начала лечения. Пациент отмечал улучшение общего состояния, исчезновение боли в горле и уменьшение интенсивности кашля; сохранялся неоформленный стул 1—2 раза в день. Температура тела — 36,7 °C. Слизистая оболочка ротоглотки физиологической окраски, налетов нет. Небные миндалины не увеличены, структура не изменена. Периферические лимфатические узлы не увеличены, подвижны, безболезненны при пальпации. Соматический статус — без особенностей. Лабораторные показатели в пределах возрастной нормы. Тест на COVID-19 отрицательный.
Динамическое наблюдение через 14 дней от начала лечения. Состояние ребенка удовлетворительное, жалоб нет. Температура тела — 36,8 °C. Слизистая оболочка ротоглотки физиологической окраски, налетов нет. Небные миндалины не увеличены, структура не изменена. Периферические лимфатические узлы не увеличены, подвижны, безболезненны при пальпации. Соматический статус без особенностей. Тест на COVID-19 отрицательный.
Заключение
Несмотря на достижения современной медицины, острые респираторные вирусные инфекции (в том числе COVID-19) по-прежнему остаются актуальной проблемой здравоохранения. Пациенты педиатрического профиля нуждаются в персонифицированном подходе к решению вопросов, касающихся диагностики и лечения острых респираторных вирусных инфекций. Использование спрея на основе бензидамина гидрохлорида (Оралсепт) в лечении пациентов детского возраста с различными клиническими проявлениями респираторных инфекций является оправданным с учетом этиологии и механизмов патогенеза. В терапию пациентов с сочетанными симптомами поражения респираторного и пищеварительного трактов также следует включать бензидамина гидрохлорид (Оралсепт), что представлено в клиническом примере.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.