Методы нелекарственной и комплексной терапии депрессивных расстройств непсихотического уровня, в том числе в детском и подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире [2, 4, 5, 8—15].
Используемые для лечения так называемых невротических, непсихотических депрессий высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства зачастую приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые в свою очередь также требуют терапии. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 18 лет [1, 2, 6, 7]. Именно поэтому комплементарные нелекарственные методы лечения вследствие их особенностей [4—8], и в частности психотерапия и лечебная гимнастика (ЛГ), при депрессивных расстройствах в детско-подростковом возрасте привлекают внимание все большего числа как врачей общей и семейной практики, педиатров, так и психотерапевтов, неврологов и психиатров.
В последнее десятилетие многочисленные исследования, изучив возрастные аспекты начала и течения депрессии, показали, что наиболее часто она впервые, иногда в стертой, «маскированной» форме, встречается именно в детско-подростковом возрасте [2]. Поэтому профилактика данной психопатологии должна начинаться как можно раньше и включать в себя все возможные подходы и методики. Лечение депрессии у детей и подростков, по мнению многих авторов [1, 2, 6, 8—12], можно разделить на психосоциальное (психотерапия, тренинг и т.д.), психофармакологическое, физиологическое (ЛГ, акупунктура и т.д.), а также комбинированное, комплексное.
Многочисленными исследованиями показано, что семейная когнитивно-поведенческая терапия достоверно приводит к улучшению психического статуса детей с непсихотической депрессией и их родителей, эффект этой терапии сохраняется в течение 12-месячного периода. При этом возможности семейной, интегративной, обучающей психотерапии для улучшения прогноза и профилактики аффективных расстройств у детей не ограничены только подростковым возрастом и могут применяться и в возрасте от 8 до 12 лет, в том числе и при большом депрессивном расстройстве, дистимии и даже биполярном расстройстве [9—13].
Исследований о влиянии физической активности на течение психических заболеваний (в частности депрессивных симптомов) у детей и подростков даже в зарубежной литературе мало, у взрослых — значительно больше.
Например, C. Rothon и соавт. [13] рассмотрели связь между депрессией и физической активностью у лондонских подростков. Участники были в возрасте 11—12 и 13—14 лет и наблюдались в период с 2001 по 2003 г. Из общего числа 3322 учащихся было отобрано и обследовано 84% (2789 учащихся). Чуть менее половины (49%) школьников были мужского пола. Симптомы депрессии измерялись с помощью Short Moods and Feelings Questionnaire. Анализ показал, что существует связь между физической активностью и депрессивными симптомами как для мальчиков, так и для девочек. При этом уменьшение депрессивных симптомов оказалось прямо пропорционально каждому дополнительному часу физических упражнений в неделю. Вследствие этого авторы рекомендуют физическую культуру как метод снижения вероятности депрессии у подростков.
С 2008 г. издательством «ELSEVIER» издается научный журнал «Mental Health and Physical Activity», в котором регулярно публикуются статьи об эффективности гимнастики при депрессиях.
В отечественной литературе публикации по применению психотерапии и физической культуры при лечении депрессивных нарушений легкой степени у детей и подростков практически отсутствуют. Данные предпосылки и обусловили актуальность нашего исследования.
Целью нашей работы было изучение эффективности лечебной физкультуры и психотерапии при депрессивных расстройствах непсихотического уровня у детей и подростков.
Исследование степени эффективности краткосрочной интегративной психотерапии проводилось в виде следующих методов: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки [1, 3, 5, 8]. Аутотренинг применялся в течение
4 нед 2—4 (в среднем 3,2±0,7) раза в день по 5—15 мин (в среднем 12,7±2,4 мин).
ЛГ применялась в виде интегративной гимнастики по К.П. Левченко (1998, 2007), К.П. Бутейко (2000) и А.Н. Стрельниковой (2007) [1, 3, 6].
Нами проводилось также клиническое обследование с оценкой психического статуса на момент первичного осмотра и в динамике с использованием стандартизованных оценочных шкал: шкалы общего клинического впечатления (Clinical global inventory, CGI), шкалы оценки депрессии Гамильтона (HAMD-21).
В исследования были включены 65 пациентов с диагнозами по МКБ-10: реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации F 43, расстройство адаптации, смешанная тревожная и депрессивная реакция F 43.22 и легкий депрессивный эпизод, без соматических симптомов F 32.00, с соматическими симптомами F 32.01.
Для всех больных данное обращение к психиатру было первичным. Основными психопатологическими симптомами, которые предъявляли пациенты, были: раздражительность — 65 (100%) пациентов; сниженное настроение — 65 (100%); беспокойство, тревога — 65 (100%); нарушения сна — 55 (84,6%); утомляемость — 54 (83,1%).
Все исследуемые больные дети и подростки были в возрасте от 7 до 16 лет, средний возраст 10,2±1,9 года, из них лиц мужского пола — 39 (60%), женского — 26 (40%). Все пациенты и основной (34 человека, 52,3%), и контрольной (31 исследуемый, 47,7%) групп завершили полный курс лечения в течение 28 дней (основная группа — психотерапия и ЛГ, контрольная — только ЛГ).
В нашей работе были получены следующие данные, отраженные в табл. 1—3 и на рис. 1 и 2.
На 28-й день лечения выявились достоверные различия между группами по шкале оценки депрессии Гамильтона.
Были получены также результаты сравнения двух групп по относительному (процентному) соотношению той или иной степени улучшения (см. табл. 2 и 3).
Ко 2-й неделе терапии достоверных различий между основной и контрольной группами не было выявлено.
К 4-й неделе терапии были выявлены достоверные различия в эффективности лечения между основной и контрольной группами, кроме показателя «умеренного улучшения» депрессивной симптоматики. «Выраженное улучшение» наблюдалось у 73,5% пациентов в основной группе и только у 25,8% — в контрольной.
Таким образом, полученные в данном исследовании результаты свидетельствуют о достоверно большей эффективности специфической лечебной гимнастики в сочетании с краткосрочной интегративной психотерапией в основной группе по сравнению с контрольной (только ЛГ) при лечении депрессивных расстройств легкой степени (непсихотического уровня) у детей и подростков.