Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Анищенко А.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Архангельская А.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Пустовалов Д.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Рогозная Е.В.

ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания»

Ураков А.Л.

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России

Гуревич К.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ»

Ассоциация гиподинамии и других поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний у студентов

Авторы:

Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Пустовалов Д.А., Рогозная Е.В., Ураков А.Л., Гуревич К.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 336

Загрузок: 6


Как цитировать:

Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Пустовалов Д.А., Рогозная Е.В., Ураков А.Л., Гуревич К.Г. Ассоциация гиподинамии и других поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний у студентов. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(1):15‑20.
Anishchenko AP, Arkhangelskaya AN, Pustovalov DA, Rogoznaya EV, Urakov AL, Gurevich KG. The association between physical inactivity and other behavioural risk factors of the development of chronic non-communicative diseases among the students. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2017;94(1):15‑20. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort201794115-20

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Ос­трая ише­мия ко­неч­нос­тей у боль­ных COVID-19. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):267-271
Мар­ке­тинг про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за ру­бе­жом. (За­ко­но­да­тель­ные ас­пек­ты). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):116-120
Лю­пус-кар­ци­но­ма у па­ци­ен­та с ту­бер­ку­лез­ной вол­чан­кой. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):267-272

Гиподинамию принято относить к одному из факторов риска развития ряда распространенных болезней цивилизации. Автоматизация труда, развитие сети транспорта, появление средств дистанционной связи, в том числе Интернета, резко снизили необходимость в движении [1]. Особенно актуальным это становится для современных подростков, которые в большинстве своем активным играм на свежем воздухе предпочитают компьютерные игры [2].

Гиподинамия снижает мышечный тонус, уменьшает подвижность суставов, приводит к развитию болевого синдрома. У лиц с гиподинамией замедляются обменные процессы, что является фактором, предрасполагающим к развитию ожирения. Снижение двигательной активности сопряжено с уменьшением продолжительности предстоящей жизни [3].

В последние годы стали появляться публикации об ассоциации гиподинамии с другими поведенческими факторами риска: погрешностями питания, курением и т.д. Выявлено, что у лиц с гиподинамией наблюдается «концентрация» факторов риска, это приводит к еще более быстрому прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний [4, 5]. Однако подобные исследования проводились только у лиц среднего возраста и не делались для подростков.

Между тем именно в подростковом возрасте происходит формирование двигательных стереотипов и закладка будущего состояния здоровья или нездоровья. Поэтому оценка возможной ассоциации гиподинамии и других факторов риска особенно важна у молодых людей.

Цель исследования — провести оценку возможной ассоциации гиподинамии и других поведенческих факторов риска у молодых людей.

Материал и методы

Были обследованы 216 студентов (136 девушек и 80 юношей) 1-го и 2-го курсов ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, средний возраст составил 18,8±1,3 года. Все студенты дали письменное добровольное согласие на участие в исследовании. Работа одобрена этическим комитетом ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России (протокол №0214 от 27.02.2014). Исследование проводилось в конце учебного года (май 2015 г.).

Критериями включения служили: отсутствие тяжелых соматических заболеваний, беременности или кормления грудью, сохранность менструального цикла, способность читать и понимать по-русски, подписанное информированное согласие на участие в исследовании, регулярное посещение занятий по физической культуре и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): для студентов 1-го курса — 1-й и 2-й семестры; для студентов 2-го курса — 1—4-й семестры. В исследование были включены только лица, которые по итогам диспансеризации были отнесены к первой группе здоровья. Критериями исключения были: период менструации, тяжелые сопутствующие заболевания, прием препаратов, регулирующих уровень липидов в крови, невозможность или несогласие подписать информированное согласие.

Всем студентам были проведены антропометрические исследования (измерение роста, массы тела, окружности талии и бедер). Измерение роста производилось при помощи медицинского ростомера без обуви в положении стоя спиной к шкале делений. Результаты оценивались в сантиметрах (без долей). Масса тела измерялась с использованием механических напольных весов (SECA) в легкой одежде и без обуви. Результаты оценивались в килограммах (с точностью до 0,5 кг). Окружности талии (в самой узкой части) и бедер (в положении стоя, ноги вместе, по уровню самой выступающей части ягодиц) измерялись стандартной мягкой сантиметровой лентой (точность до 0,5 см). Рассчитывали отношение окружностей талии и бедер, индекс массы тела (ИМТ).

Было проведено анкетирование обследуемых о привычках питания, семейном анамнезе, характере и регулярности физических нагрузок, особенностях учебы, наличии или отсутствии привычки к курению. В ходе работы были использованы анкеты Всемирной организации здравоохранения, адаптированные для России [1]. Выделяли студентов с признаками гиподинамии и без таковых.

Биоимпедансный анализ проводили при помощи прибора ABC-01 «Медасс». Измерения проводили лежа на спине (горизонтальная поверхность). По два электрода располагали на руке (тыльная сторона запястья и 2,5 см книзу) и ноге (область голеностопного сустава и 2,5 см книзу). Время измерения составляло порядка 5 с. Определяли содержание жировой и мышечной ткани в процентах, уровень основного обмена.

Все изучаемые параметры соответствовали нормальному закону распределения, что было установлено с помощью λ-критерия. Дисперсии сравнивали методом Фишера. Сравнение средних величин проводили при помощи t-критерия Стьюдента при равенстве дисперсий и T-критерия Уэлча — при неравенстве. Отличия считали значимыми при p<0,05.

Результаты

У студентов выявлена высокая распространенность поведенческих факторов риска (табл. 1). Имеются гендерные различия, а также различия, связанные с физической активностью. Поражает высокая частота исследованных факторов риска: более половины студентов не соблюдают правила рационального питания, злоупотребляют фаст-фудом, газированными и энергетическими напитками, досаливают пищу без ее предварительной пробы. Примечательно, что для юношей с нормальным уровнем физической активности, как правило, характерна более низкая частота факторов риска, связанных с питанием. Однако рассчитывают пищевую ценность рациона, соблюдают режим питания в первую очередь девушки без признаков гиподинамии.

Таблица 1. Распространенность поведенческих факторов риска, %

Фактор риска

Девушки (n=136)

Юноши (n=80)

с гиподинамией

без гиподинамии

с гиподинамией

без гиподинамии

Предпочитают крекеры, печенье, чипсы в качестве закуски, %

74

73

78

43*,#

Употребляют фаст-фуд 1 раз в неделю и чаще, %

48

56

55*

57

Употребляют шоколадные батончики 1 раз в неделю и чаще, %

73

65

56*

53

Употребляют газированные и энергетические напитки 1 раз в неделю и чаще, %

66

66

53*

64

Употребляют хлеб только из муки высшего сорта, %

62

63

51*

62

Досаливают пищу, не пробуя ее предварительно, %

84

63#

65*

54*

Употребляют хлопья (мюсли) с шоколадом, сухофруктами и/или другими добавками 1 раз в неделю и чаще, %

76

74

74

54*,#

Считают или оценивают калорийность употребляемой пищи, %

73

73

55*

74#

Оценивают сбалансированность рациона питания, %

54

72#

55

63

Стараются следить за режимом питания, %

43

64#

33

58#

Курят, %

37

19#

55*

41*,#

Среднее число сигарет, выкуриваемых в день

19,7±5,6

8,3±4,1#

22,5±4,7

12,8±5,3*,#

Примечание. Здесь и в табл. 2—4: * — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с девушками; #p<0,05 — достоверность различий по сравнению с лицами с гиподинамией.

Среди юношей курильщиков больше, чем среди девушек. Курение более распространено среди лиц с гиподинамией, чем среди молодых людей, имеющих нормальную физическую активность. Студенты с низкой физической активностью в среднем ежедневно выкуривают в 2 раза больше сигарет, чем молодые люди без признаков гиподинамии. Юноши курят больше сигарет в день, чем девушки.

При анализе антропометрических параметров (табл. 2) наиболее выраженными являются отличия, связанные с полом. Рост, масса тела, все измеренные окружности у юношей больше, чем у девушек. При гиподинамии у девушек увеличивается окружность бедер, а у юношей — окружность талии, что может являться отражением процессов отложения жира в соответствующих сегментах тела. ИМТ оказался более высоким у лиц с гиподинамией по сравнению со студентами с нормальной физической активностью. При этом у девушек с низкой физической активностью значения ИМТ практически не выходят за пределы нормы, тогда как у юношей среднее значение ИМТ соответствует верхней границе нормы, поэтому все отклонения в бóльшую сторону (примерно 50% случаев) могут отражать наличие избыточной массы тела или же ожирения.

Таблица 2. Зависимость ряда антропометрических показателей от физической активности

Параметр

Девушки (n=136)

Юноши (n=80)

с гиподинамией

без гиподинамии

с гиподинамией

без гиподинамии

Рост стоя, см

165,4±6,0

163,5±6,5

176,2±6,9*

179,2±6,8*

Рост сидя, см

81,7±3,8

80,8±4,9

86,3±3,5*

88,0±3,7*

Окружность талии, см

69,8±8,7

66,5±5,3

93,1±9,2*

77,0±6,1*,#

Окружность бедер, см

95,7±8,9

82,1±5,8#

100,1±7,6

95,7±7,6*

Окружность запястья, см

15,3±1,1

14,9±0,9

16,8±1,6

16,7±1,3*

Окружность шеи, см

31,5±2,8

31,1±1,6

37,4±3,4*

36,4±2,1*

Окружность голени, см

35,4±3,9

34,7±2,3

36,0±4,1

36,1±3,9*

Окружность щиколотки, см

21,9±2,0

22,1±2,1

22,8±2,6*

23,4±1,9*

Окружность плеча, см

41,9±3,7

42,1±2,9

46,5±3,7*

47,9±3,5*

Масса тела, кг

58,7±11,9

54,6±6,4

74,5±13,5*

70,0±9,5*

ИМТ, кг/м2

22,45±4,19

20,41±2,06#

24,97±3,91*

21,79±2,56#

Биоимпедансный анализ (табл. 3) позволил выявить отличия, связанные как с полом, так и с физической активностью. У лиц с гиподинамией содержание жировой ткани больше, чем у студентов без гиподинамии, причем данные отличия более выражены у юношей. Гиподинамия ассоциирована с уменьшением скелетно-мышечной массы и уровня основного обмена, а также с задержкой воды в организме.

Таблица 3. Зависимость основных показателей биоимпедансного анализа от физической активности

Параметр

Девушки (n=136)

Юноши (n=80)

с гиподинамией

без гиподинамии

с гиподинамией

без гиподинамии

Жировая масса, кг

17,0±8,2

14,1±4,3#

16,0±8,5

11,9±5,3*,#

Тощая масса, кг

41,7±4,5

40,5±3,2

58,5±6,6*

58,1±5,6*

Активная костно-мышечная масса, кг

23,2±2,9

22,5±1,9

34,7±4,3*

34,5±3,7*

Скелетно-мышечная масса, кг

20,5±2,3

20,1±2,0

31,8±3,5*

33,1±3,0*,#

Основной обмен, ккал

1348,2±91,1

1526,7±61,2#

1611,5±136,1*

1705,4±116,5*,#

Общее содержание воды в организме, кг

31,6±3,3

29,7±2,4#

42,8±4,8*

40,5±4,1*,#

Результаты общего анализа крови (табл. 4) свидетельствуют, что повышение двигательной активности увеличивает содержание гемоглобина в крови, а также сегментоядерных нейтрофилов. Напротив, отсутствие двигательной активности сопряжено с увеличением числа эозинофилов, базофилов, моноцитов, лимфоцитов, скорости оседания эритроцитов, что может быть косвенным признаком воспалительных и/или аллергических процессов.

Таблица 4. Зависимость основных показателей общего анализа крови от физической активности

Параметр

Девушки (n=136)

Юноши (n=80)

с гиподинамией

без гиподинамии

с гиподинамией

без гиподинамии

Гемоглобин, г/л

124,9±28,5

135,6±7,4#

133,2±15,1*

142,6±12,9*,#

Эозинофилы, %

2,6±0,7

1,6±0,5#

2,7±0,8

1,5±0,4#

Базофилы, %

2,1±0,2

1,4±0,3#

1,5±0,5

1,4±0,4

Моноциты, %

13,6±2,7

6,0±1,7#

8,0±1,4*

6,8±1,6

Лимфоциты, %

34,8±3,4

27,5±4,2#

25,0±5,6*

26,1±5,3

Лейкоциты, ×109

6,7±1,3

6,5±1,5

7,0±0,9

6,5±1,4

Сегментоядерные нейтрофилы, %

53,5±3,2

59,9±3,1#

58,6±0,9*

63,7±3,1*,#

Палочкоядерные нейтрофилы, %

2,2±0,1

2,3±0,2

2,0±0,1

1,9±0,2*

Эритроциты, ×1012

4,3±1,1

4,7±0,8#

5,1±0,3*

4,8±0,7#

Тромбоциты, ×109

223,5±13,8

261,0±20,2#

231,0±27,2

236,0±36,8

Скорость оседания эритроцитов

5,8±0,5

5,2±0,4#

4,8±0,3*

4,7±0,5*

Обсуждение

В настоящее время проблема низкой физической активности молодежи становится все более актуальной. Автоматизация труда, развитие транспорта, телекоммуникационных технологий — все это приводит к уменьшению необходимости двигаться. Поэтому с проблемой гиподинамии тесно связана проблема избыточной массы тела и ожирения среди подростков [1]. В своем исследовании мы также доказали ассоциацию избытка массы тела и гиподинамии среди студентов.

Следует помнить, что структура питания современного человека такова, что для полного удовлетворения потребностей организма в минорных и мажорных питательных веществах ежедневное потребление должно составлять не менее 5000 ккал даже при самом разнообразном питании. Введение дополнительных микронутриентов в пищу (например, ее обогащение), использование биодобавок, витаминных препаратов способны снизить данную потребность до 2000—3000 ккал/сут. Чтобы подобное энергопоступление не было связано с положительным балансом энергии и, соответственно, с избыточным накоплением жировой ткани в организме, необходимо регулярно заниматься физической культурой [6]. Между тем для большинства обследованных студентов выявлены тенденции к предпочтению нездоровой пищи, которая вряд ли будет способствовать полноценному поступлению всех микро- и макронутриентов.

Нами показано, что пищевая мотивация студентов ассоциирована с их уровнем физической активности. С ней же ассоциирована и другая пагубная привычка — курение. Доказано, что низкая физическая активность приводит к изменению композитного состава тела и отражается на параметрах гомеостаза организма, определяемых на основании общего анализа крови. Таким образом, становится очевидным, что студентов необходимо вовлекать в занятия физической культурой и спортом.

Однако проблема заключается в том, что мотивация современной молодежи к спортивным занятиям крайне низкая. Большинству подростков интереснее поиграть в футбол на планшете или компьютере, чем на поле. Массовые спортивные игры на свежем воздухе стали малопопулярными [7].

На уровне государства многое делается для того, чтобы переломить сложившуюся негативную ситуацию. Проводятся мероприятия и акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни и спорта, строятся спортивные учреждения [8], возрождается система ГТО [9].

Традиционно в вузе на первых занятиях по физической культуре преподаватель определяет уровень подготовленности студентов, а затем дает упражнения для отработки тех навыков, которые ему необходимы для получения зачета в конце семестра. Такая методика преподавания обусловливает наличие у студента мотивации к занятиям физической культурой.

Однако при такой методике преподавания из поля зрения «выпадает» группа студентов, имеющих различные ограничения к занятиям физической культурой, освобождения и т.д. К сожалению, очень часто подобного рода «освобождения» студенты получают не по истинному состоянию здоровья (например, после острого заболевания или травмы), а в силу потенциальной невозможности выполнять программу занятий по физической культуре. Напомним, что в нашем исследовании участвовали студенты с первой группой здоровья по результатам диспансеризации, организованной вузом, однако 17% из них имели разного рода справки об ограничении занятий физической культурой. Такие студенты составили примерно 1/2 среди юношей и 1/3 среди девушек с гиподинамией.

Из литературы известно, что именно студенты с освобождением от занятий физической культурой имеют признаки гиподинамии и избыточную массу тела [10]. Причем, многие молодые люди обращаются к врачам, которые (обычно справедливо) находят у обучающихся начальные признаки сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, что дает повод ограничить допуск студентов к занятиям физической культурой. Иногда в процесс вмешиваются родители, которые не понимают необходимость занятий спортом или же не хотят, чтобы их ребенок «мучился», поэтому используют не совсем законные способы получения медицинских справок.

В результате получается замкнутый круг. Студенты с гиподинамией не могут выполнить программу по физической культуре. Чтобы у них не было проблем с зачетом, они разными путями оформляют разного рода ограничения по занятиям спортом. Преподавателю проще не заниматься с такими студентами, дать им возможность посидеть на лавочке или же дать мяч для самостоятельной игры. В результате проблема гиподинамии не решается.

Между тем известно, что физические упражнения предотвращают и замедляют развитие многих хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых [11]. В этой связи вовлечение студентов с признаками гиподинамии в процесс занятий физической культурой могло бы сыграть определенную профилактическую роль. С другой стороны, спортивные занятия могут послужить своего рода фактором социализации студентов, чтобы не было разделения групп на тех, кто может и не может заниматься спортом.

Таким образом, становится понятным, что для студентов с гиподинамией нужна особая программа занятий. Она должна иметь следующую специфику:

1) не быть нацеленной на выполнение нормативов ГТО. Успешность или неуспешность усвоения программы должна оцениваться по степени изменения физических показателей самого занимающегося;

2) учитывать начальные особенности студентов;

3) иметь небольшой темп выполнения, особенно на начальном этапе занятий. Это связано с тем, что студенты с гиподинамией имеют низкую степень тренированности кардиореспираторной системы, поэтому высокий темп выполнения упражнений может легко привести к срыву адаптации;

4) строиться по принципу «от простого к сложному». То есть на начальном этапе должны выполняться упражнения, способствующие разогреву мышц и подготавливающие тело к наклонам, а уже затем можно переходить к самим наклонам. При выполнении наклонов с неразогретым мышечно-связочным аппаратом резко возрастает вероятность развития спортивных травм;

5) быть логичной, повторяющейся и легко запоминающейся для того, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять комплекс упражнений.

Выводы

1. Гиподинамия выявлена у 37,5% юношей и 42,6% девушек.

2. Лица с гиподинамией имеют более высокую частоту встречаемости поведенческих факторов риска, таких как курение и питание.

3. При гиподинамии наблюдается увеличение жировой массы, снижение мышечной массы и основного обмена по данным биоимпедансного анализа.

4. Гиподинамия приводит к изменению параметров гомеостаза, определяемых на основании общего анализа крови.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: А.П.А.

Сбор и обработка материала: А.Н.А.

Анализ полученных данных: Д.П.

Статистическая обработка данных: Е.Р.

Написание текста: А.У.

Редактирование: К.Г.

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.