Гиподинамию принято относить к одному из факторов риска развития ряда распространенных болезней цивилизации. Автоматизация труда, развитие сети транспорта, появление средств дистанционной связи, в том числе Интернета, резко снизили необходимость в движении [1]. Особенно актуальным это становится для современных подростков, которые в большинстве своем активным играм на свежем воздухе предпочитают компьютерные игры [2].
Гиподинамия снижает мышечный тонус, уменьшает подвижность суставов, приводит к развитию болевого синдрома. У лиц с гиподинамией замедляются обменные процессы, что является фактором, предрасполагающим к развитию ожирения. Снижение двигательной активности сопряжено с уменьшением продолжительности предстоящей жизни [3].
В последние годы стали появляться публикации об ассоциации гиподинамии с другими поведенческими факторами риска: погрешностями питания, курением и т.д. Выявлено, что у лиц с гиподинамией наблюдается «концентрация» факторов риска, это приводит к еще более быстрому прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний [4, 5]. Однако подобные исследования проводились только у лиц среднего возраста и не делались для подростков.
Между тем именно в подростковом возрасте происходит формирование двигательных стереотипов и закладка будущего состояния здоровья или нездоровья. Поэтому оценка возможной ассоциации гиподинамии и других факторов риска особенно важна у молодых людей.
Цель исследования — провести оценку возможной ассоциации гиподинамии и других поведенческих факторов риска у молодых людей.
Материал и методы
Были обследованы 216 студентов (136 девушек и 80 юношей) 1-го и 2-го курсов ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, средний возраст составил 18,8±1,3 года. Все студенты дали письменное добровольное согласие на участие в исследовании. Работа одобрена этическим комитетом ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России (протокол №0214 от 27.02.2014). Исследование проводилось в конце учебного года (май 2015 г.).
Критериями включения служили: отсутствие тяжелых соматических заболеваний, беременности или кормления грудью, сохранность менструального цикла, способность читать и понимать по-русски, подписанное информированное согласие на участие в исследовании, регулярное посещение занятий по физической культуре и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): для студентов 1-го курса — 1-й и 2-й семестры; для студентов 2-го курса — 1—4-й семестры. В исследование были включены только лица, которые по итогам диспансеризации были отнесены к первой группе здоровья. Критериями исключения были: период менструации, тяжелые сопутствующие заболевания, прием препаратов, регулирующих уровень липидов в крови, невозможность или несогласие подписать информированное согласие.
Всем студентам были проведены антропометрические исследования (измерение роста, массы тела, окружности талии и бедер). Измерение роста производилось при помощи медицинского ростомера без обуви в положении стоя спиной к шкале делений. Результаты оценивались в сантиметрах (без долей). Масса тела измерялась с использованием механических напольных весов (SECA) в легкой одежде и без обуви. Результаты оценивались в килограммах (с точностью до 0,5 кг). Окружности талии (в самой узкой части) и бедер (в положении стоя, ноги вместе, по уровню самой выступающей части ягодиц) измерялись стандартной мягкой сантиметровой лентой (точность до 0,5 см). Рассчитывали отношение окружностей талии и бедер, индекс массы тела (ИМТ).
Было проведено анкетирование обследуемых о привычках питания, семейном анамнезе, характере и регулярности физических нагрузок, особенностях учебы, наличии или отсутствии привычки к курению. В ходе работы были использованы анкеты Всемирной организации здравоохранения, адаптированные для России [1]. Выделяли студентов с признаками гиподинамии и без таковых.
Биоимпедансный анализ проводили при помощи прибора ABC-01 «Медасс». Измерения проводили лежа на спине (горизонтальная поверхность). По два электрода располагали на руке (тыльная сторона запястья и 2,5 см книзу) и ноге (область голеностопного сустава и 2,5 см книзу). Время измерения составляло порядка 5 с. Определяли содержание жировой и мышечной ткани в процентах, уровень основного обмена.
Все изучаемые параметры соответствовали нормальному закону распределения, что было установлено с помощью λ-критерия. Дисперсии сравнивали методом Фишера. Сравнение средних величин проводили при помощи t-критерия Стьюдента при равенстве дисперсий и T-критерия Уэлча — при неравенстве. Отличия считали значимыми при p<0,05.
Результаты
У студентов выявлена высокая распространенность поведенческих факторов риска (табл. 1). Имеются гендерные различия, а также различия, связанные с физической активностью. Поражает высокая частота исследованных факторов риска: более половины студентов не соблюдают правила рационального питания, злоупотребляют фаст-фудом, газированными и энергетическими напитками, досаливают пищу без ее предварительной пробы. Примечательно, что для юношей с нормальным уровнем физической активности, как правило, характерна более низкая частота факторов риска, связанных с питанием. Однако рассчитывают пищевую ценность рациона, соблюдают режим питания в первую очередь девушки без признаков гиподинамии.
Таблица 1. Распространенность поведенческих факторов риска, %
Фактор риска | Девушки (n=136) | Юноши (n=80) | ||
с гиподинамией | без гиподинамии | с гиподинамией | без гиподинамии | |
Предпочитают крекеры, печенье, чипсы в качестве закуски, % | 74 | 73 | 78 | 43*,# |
Употребляют фаст-фуд 1 раз в неделю и чаще, % | 48 | 56 | 55* | 57 |
Употребляют шоколадные батончики 1 раз в неделю и чаще, % | 73 | 65 | 56* | 53 |
Употребляют газированные и энергетические напитки 1 раз в неделю и чаще, % | 66 | 66 | 53* | 64 |
Употребляют хлеб только из муки высшего сорта, % | 62 | 63 | 51* | 62 |
Досаливают пищу, не пробуя ее предварительно, % | 84 | 63# | 65* | 54* |
Употребляют хлопья (мюсли) с шоколадом, сухофруктами и/или другими добавками 1 раз в неделю и чаще, % | 76 | 74 | 74 | 54*,# |
Считают или оценивают калорийность употребляемой пищи, % | 73 | 73 | 55* | 74# |
Оценивают сбалансированность рациона питания, % | 54 | 72# | 55 | 63 |
Стараются следить за режимом питания, % | 43 | 64# | 33 | 58# |
Курят, % | 37 | 19# | 55* | 41*,# |
Среднее число сигарет, выкуриваемых в день | 19,7±5,6 | 8,3±4,1# | 22,5±4,7 | 12,8±5,3*,# |
Примечание. Здесь и в табл. 2—4: * — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с девушками; # — p<0,05 — достоверность различий по сравнению с лицами с гиподинамией.
Среди юношей курильщиков больше, чем среди девушек. Курение более распространено среди лиц с гиподинамией, чем среди молодых людей, имеющих нормальную физическую активность. Студенты с низкой физической активностью в среднем ежедневно выкуривают в 2 раза больше сигарет, чем молодые люди без признаков гиподинамии. Юноши курят больше сигарет в день, чем девушки.
При анализе антропометрических параметров (табл. 2) наиболее выраженными являются отличия, связанные с полом. Рост, масса тела, все измеренные окружности у юношей больше, чем у девушек. При гиподинамии у девушек увеличивается окружность бедер, а у юношей — окружность талии, что может являться отражением процессов отложения жира в соответствующих сегментах тела. ИМТ оказался более высоким у лиц с гиподинамией по сравнению со студентами с нормальной физической активностью. При этом у девушек с низкой физической активностью значения ИМТ практически не выходят за пределы нормы, тогда как у юношей среднее значение ИМТ соответствует верхней границе нормы, поэтому все отклонения в бóльшую сторону (примерно 50% случаев) могут отражать наличие избыточной массы тела или же ожирения.
Таблица 2. Зависимость ряда антропометрических показателей от физической активности
Параметр | Девушки (n=136) | Юноши (n=80) | ||
с гиподинамией | без гиподинамии | с гиподинамией | без гиподинамии | |
Рост стоя, см | 165,4±6,0 | 163,5±6,5 | 176,2±6,9* | 179,2±6,8* |
Рост сидя, см | 81,7±3,8 | 80,8±4,9 | 86,3±3,5* | 88,0±3,7* |
Окружность талии, см | 69,8±8,7 | 66,5±5,3 | 93,1±9,2* | 77,0±6,1*,# |
Окружность бедер, см | 95,7±8,9 | 82,1±5,8# | 100,1±7,6 | 95,7±7,6* |
Окружность запястья, см | 15,3±1,1 | 14,9±0,9 | 16,8±1,6 | 16,7±1,3* |
Окружность шеи, см | 31,5±2,8 | 31,1±1,6 | 37,4±3,4* | 36,4±2,1* |
Окружность голени, см | 35,4±3,9 | 34,7±2,3 | 36,0±4,1 | 36,1±3,9* |
Окружность щиколотки, см | 21,9±2,0 | 22,1±2,1 | 22,8±2,6* | 23,4±1,9* |
Окружность плеча, см | 41,9±3,7 | 42,1±2,9 | 46,5±3,7* | 47,9±3,5* |
Масса тела, кг | 58,7±11,9 | 54,6±6,4 | 74,5±13,5* | 70,0±9,5* |
ИМТ, кг/м2 | 22,45±4,19 | 20,41±2,06# | 24,97±3,91* | 21,79±2,56# |
Биоимпедансный анализ (табл. 3) позволил выявить отличия, связанные как с полом, так и с физической активностью. У лиц с гиподинамией содержание жировой ткани больше, чем у студентов без гиподинамии, причем данные отличия более выражены у юношей. Гиподинамия ассоциирована с уменьшением скелетно-мышечной массы и уровня основного обмена, а также с задержкой воды в организме.
Таблица 3. Зависимость основных показателей биоимпедансного анализа от физической активности
Параметр | Девушки (n=136) | Юноши (n=80) | ||
с гиподинамией | без гиподинамии | с гиподинамией | без гиподинамии | |
Жировая масса, кг | 17,0±8,2 | 14,1±4,3# | 16,0±8,5 | 11,9±5,3*,# |
Тощая масса, кг | 41,7±4,5 | 40,5±3,2 | 58,5±6,6* | 58,1±5,6* |
Активная костно-мышечная масса, кг | 23,2±2,9 | 22,5±1,9 | 34,7±4,3* | 34,5±3,7* |
Скелетно-мышечная масса, кг | 20,5±2,3 | 20,1±2,0 | 31,8±3,5* | 33,1±3,0*,# |
Основной обмен, ккал | 1348,2±91,1 | 1526,7±61,2# | 1611,5±136,1* | 1705,4±116,5*,# |
Общее содержание воды в организме, кг | 31,6±3,3 | 29,7±2,4# | 42,8±4,8* | 40,5±4,1*,# |
Результаты общего анализа крови (табл. 4) свидетельствуют, что повышение двигательной активности увеличивает содержание гемоглобина в крови, а также сегментоядерных нейтрофилов. Напротив, отсутствие двигательной активности сопряжено с увеличением числа эозинофилов, базофилов, моноцитов, лимфоцитов, скорости оседания эритроцитов, что может быть косвенным признаком воспалительных и/или аллергических процессов.
Таблица 4. Зависимость основных показателей общего анализа крови от физической активности
Параметр | Девушки (n=136) | Юноши (n=80) | ||
с гиподинамией | без гиподинамии | с гиподинамией | без гиподинамии | |
Гемоглобин, г/л | 124,9±28,5 | 135,6±7,4# | 133,2±15,1* | 142,6±12,9*,# |
Эозинофилы, % | 2,6±0,7 | 1,6±0,5# | 2,7±0,8 | 1,5±0,4# |
Базофилы, % | 2,1±0,2 | 1,4±0,3# | 1,5±0,5 | 1,4±0,4 |
Моноциты, % | 13,6±2,7 | 6,0±1,7# | 8,0±1,4* | 6,8±1,6 |
Лимфоциты, % | 34,8±3,4 | 27,5±4,2# | 25,0±5,6* | 26,1±5,3 |
Лейкоциты, ×109/л | 6,7±1,3 | 6,5±1,5 | 7,0±0,9 | 6,5±1,4 |
Сегментоядерные нейтрофилы, % | 53,5±3,2 | 59,9±3,1# | 58,6±0,9* | 63,7±3,1*,# |
Палочкоядерные нейтрофилы, % | 2,2±0,1 | 2,3±0,2 | 2,0±0,1 | 1,9±0,2* |
Эритроциты, ×1012/л | 4,3±1,1 | 4,7±0,8# | 5,1±0,3* | 4,8±0,7# |
Тромбоциты, ×109/л | 223,5±13,8 | 261,0±20,2# | 231,0±27,2 | 236,0±36,8 |
Скорость оседания эритроцитов | 5,8±0,5 | 5,2±0,4# | 4,8±0,3* | 4,7±0,5* |
Обсуждение
В настоящее время проблема низкой физической активности молодежи становится все более актуальной. Автоматизация труда, развитие транспорта, телекоммуникационных технологий — все это приводит к уменьшению необходимости двигаться. Поэтому с проблемой гиподинамии тесно связана проблема избыточной массы тела и ожирения среди подростков [1]. В своем исследовании мы также доказали ассоциацию избытка массы тела и гиподинамии среди студентов.
Следует помнить, что структура питания современного человека такова, что для полного удовлетворения потребностей организма в минорных и мажорных питательных веществах ежедневное потребление должно составлять не менее 5000 ккал даже при самом разнообразном питании. Введение дополнительных микронутриентов в пищу (например, ее обогащение), использование биодобавок, витаминных препаратов способны снизить данную потребность до 2000—3000 ккал/сут. Чтобы подобное энергопоступление не было связано с положительным балансом энергии и, соответственно, с избыточным накоплением жировой ткани в организме, необходимо регулярно заниматься физической культурой [6]. Между тем для большинства обследованных студентов выявлены тенденции к предпочтению нездоровой пищи, которая вряд ли будет способствовать полноценному поступлению всех микро- и макронутриентов.
Нами показано, что пищевая мотивация студентов ассоциирована с их уровнем физической активности. С ней же ассоциирована и другая пагубная привычка — курение. Доказано, что низкая физическая активность приводит к изменению композитного состава тела и отражается на параметрах гомеостаза организма, определяемых на основании общего анализа крови. Таким образом, становится очевидным, что студентов необходимо вовлекать в занятия физической культурой и спортом.
Однако проблема заключается в том, что мотивация современной молодежи к спортивным занятиям крайне низкая. Большинству подростков интереснее поиграть в футбол на планшете или компьютере, чем на поле. Массовые спортивные игры на свежем воздухе стали малопопулярными [7].
На уровне государства многое делается для того, чтобы переломить сложившуюся негативную ситуацию. Проводятся мероприятия и акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни и спорта, строятся спортивные учреждения [8], возрождается система ГТО [9].
Традиционно в вузе на первых занятиях по физической культуре преподаватель определяет уровень подготовленности студентов, а затем дает упражнения для отработки тех навыков, которые ему необходимы для получения зачета в конце семестра. Такая методика преподавания обусловливает наличие у студента мотивации к занятиям физической культурой.
Однако при такой методике преподавания из поля зрения «выпадает» группа студентов, имеющих различные ограничения к занятиям физической культурой, освобождения и т.д. К сожалению, очень часто подобного рода «освобождения» студенты получают не по истинному состоянию здоровья (например, после острого заболевания или травмы), а в силу потенциальной невозможности выполнять программу занятий по физической культуре. Напомним, что в нашем исследовании участвовали студенты с первой группой здоровья по результатам диспансеризации, организованной вузом, однако 17% из них имели разного рода справки об ограничении занятий физической культурой. Такие студенты составили примерно 1/2 среди юношей и 1/3 среди девушек с гиподинамией.
Из литературы известно, что именно студенты с освобождением от занятий физической культурой имеют признаки гиподинамии и избыточную массу тела [10]. Причем, многие молодые люди обращаются к врачам, которые (обычно справедливо) находят у обучающихся начальные признаки сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, что дает повод ограничить допуск студентов к занятиям физической культурой. Иногда в процесс вмешиваются родители, которые не понимают необходимость занятий спортом или же не хотят, чтобы их ребенок «мучился», поэтому используют не совсем законные способы получения медицинских справок.
В результате получается замкнутый круг. Студенты с гиподинамией не могут выполнить программу по физической культуре. Чтобы у них не было проблем с зачетом, они разными путями оформляют разного рода ограничения по занятиям спортом. Преподавателю проще не заниматься с такими студентами, дать им возможность посидеть на лавочке или же дать мяч для самостоятельной игры. В результате проблема гиподинамии не решается.
Между тем известно, что физические упражнения предотвращают и замедляют развитие многих хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых [11]. В этой связи вовлечение студентов с признаками гиподинамии в процесс занятий физической культурой могло бы сыграть определенную профилактическую роль. С другой стороны, спортивные занятия могут послужить своего рода фактором социализации студентов, чтобы не было разделения групп на тех, кто может и не может заниматься спортом.
Таким образом, становится понятным, что для студентов с гиподинамией нужна особая программа занятий. Она должна иметь следующую специфику:
1) не быть нацеленной на выполнение нормативов ГТО. Успешность или неуспешность усвоения программы должна оцениваться по степени изменения физических показателей самого занимающегося;
2) учитывать начальные особенности студентов;
3) иметь небольшой темп выполнения, особенно на начальном этапе занятий. Это связано с тем, что студенты с гиподинамией имеют низкую степень тренированности кардиореспираторной системы, поэтому высокий темп выполнения упражнений может легко привести к срыву адаптации;
4) строиться по принципу «от простого к сложному». То есть на начальном этапе должны выполняться упражнения, способствующие разогреву мышц и подготавливающие тело к наклонам, а уже затем можно переходить к самим наклонам. При выполнении наклонов с неразогретым мышечно-связочным аппаратом резко возрастает вероятность развития спортивных травм;
5) быть логичной, повторяющейся и легко запоминающейся для того, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять комплекс упражнений.
Выводы
1. Гиподинамия выявлена у 37,5% юношей и 42,6% девушек.
2. Лица с гиподинамией имеют более высокую частоту встречаемости поведенческих факторов риска, таких как курение и питание.
3. При гиподинамии наблюдается увеличение жировой массы, снижение мышечной массы и основного обмена по данным биоимпедансного анализа.
4. Гиподинамия приводит к изменению параметров гомеостаза, определяемых на основании общего анализа крови.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: А.П.А.
Сбор и обработка материала: А.Н.А.
Анализ полученных данных: Д.П.
Статистическая обработка данных: Е.Р.
Написание текста: А.У.
Редактирование: К.Г.
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.