По оценке ВОЗ, острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) по состоянию на 2019 г. занимают второе место среди всех причин смерти, обусловливая около 11% всех случаев смерти [1]. В рамках исследования глобального бремени заболеваний было показано, что инсульт является причиной потери 144 млн лет с поправкой на инвалидность (disability-adjusted life years, DALY). Несмотря на то что за последние 30 лет смертность, стандартизированная по возрасту, вследствие инсульта снизилась более чем на 30%, это заболевание остается одной из ведущих проблем здравоохранения [2].
В течение последних пяти лет в РФ регистрируется от 430 до 470 тыс. случаев инсульта в год, при этом госпитальная летальность варьирует от 17,6% (2022 г.) до 20,7% (2020 г.). По данным Росстата ОНМК являются одной из основных причин смертности в стране, превышая смертность от инфаркта миокарда более чем в 2 раза [3]. Экономический ущерб, обусловленный инсультом, уже изучался российскими исследователями [4]. Целью исследования, выполненного в 2016 г., явилась оценка ущерба от сердечно-сосудистых заболеваний в целом, оно имело ряд ограничений, связанных с доступностью данных для моделирования. Необходимо также принять во внимание ограничения имеющихся на настоящий момент подходов к оценке экономического ущерба: многие социальные проблемы, обусловленные заболеваниями, сложно полностью транслировать в материальные затраты [5]. Это обусловливает актуальность изучения, описания и оценки не только экономического, но и социального аспекта бремени, связанного с заболеванием.
Цель исследования — проведение оценки годового социально-экономического бремени инсульта в РФ с позиции государства.
Материал и методы
При оценке социальной составляющей бремени инсульта в РФ использовались сведения, собранные в ходе федерального и отраслевого статистического наблюдения о числе больных, перенесших инсульт, и умерших по причине инсульта в 2019 г.1, 2 [6—7]. Расчеты проводились отдельно для геморрагического инсульта (ГИ), ишемического инсульта (ИИ) и инсульта, вид которого не определен, в силу различий в их течении и оказываемой помощи, возрастных характеристик пациентов и летальности.
Для сбора сведений, отсутствующих в официальной статистике, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен онлайн-опрос пациентов, перенесших инсульт давностью от 6 мес до 3 лет, и родственников, осуществляющих уход за ними. Опрос проводился по целевой выборке с применением квот, объем выборки составил 680 респондентов из 8 федеральных округов. Исследование было проведено под управлением, установленным в системе менеджмента качества, сертифицированной Бюро Веритас Сертификейшн, и соответствующей требованиям ISO 20252, сертификат №RU003012.
Все показатели, рассчитанные на основании данных опроса при моделировании бремени, экстраполировались только на «выживших пациентов», число которых определялось как разность между числом зарегистрированных инсультов и числом умерших вследствие его. Число потерянных лет жизни рассчитывалось на основании ожидаемой продолжительности жизни в возрасте наступления смерти. Таблицы дожития были построены на основании коэффициентов смертности по возрасту и полу для однолетних возрастных групп для РФ в 2019 г. с использованием стандартной методики [8—10].
Для расчета ожидаемого количества лет «Занятость в экономике» также использована таблица дожития, для каждого возраста было рассчитано число прожитых «Экономически активных» лет — произведение числа лет, прожитых когортой в этом возрасте за данный период времени (1 г.), на уровень занятости в экономике этой половозрастной группы, по состоянию на 2019 г. по данным Росстата [11]. Далее, по методу, подобному вычислению ожидаемой продолжительности жизни, для каждого возраста была рассчитана ожидаемая «Экономически активная» продолжительность жизни — т.е. определялось, сколько лет человек мог бы еще участвовать в производственной деятельности (производстве ВВП), если бы не наступила смерть.
Для анализа временной нетрудоспособности были выделены две группы пациентов: все работавшие до инсульта и среди них группа вернувшихся к работе после инсульта, для которых была рассчитана частота оформления листка нетрудоспособности. На основании величины доли пациентов, работавших до инсульта, частоты оформления и средней длительности листков нетрудоспособности (данные получены по результатам опроса пациентов) было рассчитано общее число дней временной нетрудоспособности, оформленных листком нетрудоспособности по причине инсульта. Аналогично было рассчитано число дней официально оформленной временной нетрудоспособности в группе продолживших работать после инсульта. Также было рассчитано количество дней нетрудоспособности без оформления листка нетрудоспособности, основываясь на величине доли не оформивших такой документ в группе вернувшихся к работе после инсульта. Длительность периода временной нетрудоспособности в данном случае была принята равной средней длительности листка нетрудоспособности.
Для оценки влияния инсульта на возникновение постоянной нетрудоспособности было рассчитано число пациентов, прекративших работать по причине инсульта, основываясь на разнице между долями работавших до инсульта и продолживших работать после него, по данным опроса. На основании информации о доле инвалидов до и после инсульта, было рассчитано число инвалидов I, II и III групп по причине инсульта. Оказалось, что значительная доля пациентов, перенесших инсульт, нуждается в постоянной помощи и уходе. В основном уход им предоставляют родственники и друзья, многие из которых работали на момент возникновения у пациента инсульта. В модели было рассчитано число пациентов, нуждающихся в уходе, а также сделана оценка числа лиц, которые вынуждены увольняться или менять работу в связи с необходимостью ухода за родственниками или близкими после инсульта, и их трудозатраты на неформальный уход. Также в модель была внесена оценка числа пациентов, уход за которыми осуществляют социальные работники, и рассчитан объем их трудозатрат.
При оценке экономического бремени инсульта были рассчитаны медицинские и немедицинские затраты, а также затраты, обусловленные утратой производительности, обусловленные инсультом в течение одного года после его возникновения. Для всей популяции (все зарегистрированные случаи инсульта в 2019 г.) учитывались только затраты на вызов бригады скорой медицинской помощи (СМП) и первичную госпитализацию в связи с острым периодом инсульта. Все остальные затраты, за исключением ущерба, обусловленного преждевременной смертью, рассчитывались только на «выживших» пациентов: число которых было определено как разность между количеством зарегистрированных инсультов в 2019 г. и числом умерших по данной причине в 2019 г. (рис. 1).
Рис. 1. Структура учитываемых затрат при оценке величины экономического бремени инсульта.
На основании опроса была рассчитана частота льготного лекарственного обеспечения у пациентов, перенесших инсульт, — бесплатного получения лекарств и получения с 50%-ной скидкой. Стоимость лекарственной терапии в течение года для пациента, перенесшего инсульт, составила 8807 руб. Она была рассчитана, опираясь на сведения о частоте назначения различных групп лекарственных препаратов [12]. Средняя стоимость лечения группами этих препаратов была определена на основании данных о государственных закупках МНН, входящих в эти группы за период с января 2021 г. по ноябрь 2022 г. Стоимость вызова СМП была рассчитана на основании норматива финансовых затрат в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) — 2884,7 руб.2 Стоимость первичной госпитализации была определена в соответствии с моделью клинико-статистических групп 2022 г. (использованы коэффициенты затратоемкости для клинико-статистических групп st15.013, st15.014 и st15.015) и оценкой величины базовой ставки в 2022 г. — 24 255,403 руб., и составила 61,1 — 75,7 тыс. руб.4 [13, 14]. Стоимость последующих госпитализаций составила 27,8 тыс. руб. (использован коэффициент затратоемкости для st15.012).
Последующая частота обращения за медицинской помощью была определена на основании сведений, полученных в ходе опроса (табл. 1). Стоимость одного амбулаторного посещения врача или посещения на дому была принята равной среднему нормативу финансовых затрат на посещение с иными целями — 329 руб., стоимость реабилитации в амбулаторных условиях — среднему нормативу финансовых затрат на обращение по профилю «Медицинская реабилитация» — 18 438,40 руб., в условиях стационара — нормативу финансовых затрат для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях и реабилитационных отделениях медицинских организаций — 42 288,70 руб.3. Стоимость одного случая санаторно-курортного лечения была рассчитана на основании данных, приведенных в отчете Фонда социального страхования РФ за 2021 г.5 — 33 226,15 руб.6. Затраты на выплаты в связи с временной утратой трудоспособности (ВУТ) были рассчитаны на основании данных отчета Фонда социального страхования РФ, согласно которым в 2021 г. средняя выплата за 1 день нетрудоспособности составила 1042,56 руб.6. Затраты в связи с выплатами по инвалидности были рассчитаны на основании данных Росстата о среднем размере назначенных пенсий инвалидов по состоянию на 1 января 2022 г., для 1-й группы — 21 054 руб., для 2-й группы — 17 132 руб. [15]. Оценка затрат на оплату труда социальных работников за месяц — 53 246,70 руб. — была основана на данных Росстата о средней заработной плате социальных работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь—сентябрь 2022 г. (40 959 руб.) с учетом отчислений во внебюджетные фонды, которые в 2022 г. составили 30% [16].
Таблица 1. Значения показателей для моделирования, рассчитанные на основании сведений, полученных в ходе опроса пациентов, перенесших инсульт, и родственников, осуществляющих уход за перенесшими инсульт
Показатель | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен |
Средний возраст принявших участие в опросе, лет | 57 | 61 | 63 |
Доля работавших до инсульта, % | 74,4 | 62,1 | 60,0 |
Доля работающих после инсульта, % | 43,6 | 30,5 | 33,3 |
Частота оформления листка нетрудоспособности, % | 64,0 | 69,6 | 58,3 |
Доля пациентов, получивших I группу инвалидности после инсульта, % | 9,9 | 4,4 | 3,6 |
Доля пациентов, получивших II группу инвалидности после инсульта, % | 7,0 | 7,7 | 3,0 |
Доля пациентов, получивших III группу инвалидности после инсульта, % | 10,0 | 6,6 | 4,7 |
Доля пациентов, получающих льготное лекарственное обеспечение, % | 62,8 | 55,9 | 42,7 |
Доля пациентов, нуждающихся в помощи и уходе после инсульта, % | 62,8 | 58,9 | 42,0 |
Доля пациентов, которым оказывают помощь социальные работники, % | 7,0 | 8,1 | 6,7 |
Трудовые затраты социальных работников, часов в неделю | 9,08 | 6,02 | 5,89 |
Доля пациентов, которым оказывают помощь родственники, % | 59,6 | 64,2 | 59,6 |
Трудовые затраты родственников в связи с осуществлением ухода, часов в неделю | 38,73 | 50,05 | 53,72 |
Доля пациентов, у которых помогающие родственники прекратили работать, % | 6,4 | 5,9 | 4,0 |
Доля пациентов, у которых помогающие родственники сменили работу, % | 15,8 | 20,3 | 10,5 |
Число вызовов СМП в среднем на пациента | 1,42 | 2,07 | 1,12 |
Число госпитализаций в среднем на пациента | 0,75 | 1,11 | 0,57 |
Число посещений в течение месяца в среднем на 1 пациента | 1,88 | 2,68 | 1,69 |
Число госпитализаций для реабилитации в среднем на 1 пациента | 0,70 | 0,63 | 0,30 |
Число посещений для реабилитации в среднем на пациента | 1,99 | 2,70 | 1,02 |
Число поездок в санаторий в среднем на пациента | 0,40 | 0,27 | 0,13 |
При расчете затрат, связанных с утратой производительности (непрямые затраты), учитывался годовой ущерб ВВП, возникающий в результате постоянной утраты трудоспособности или смерти пациентов с инсультом, а также в результате прекращения или смены работы работающими родственниками, осуществляющими неформальный уход. Необходимость смены работы указывает, что люди вынуждены прекращать участвовать в производственном процессе, чтобы высвободить время для ухода за перенесшими инсульт. Число людей, прекративших свою трудовую деятельность, было рассчитано при оценке социального бремени. Ущерб в результате их выбытия оценивался на основании величины годового ВВП на 1 занятого в экономике РФ в 2021 г., по данным Росстата — 1 829 876 руб. (ВВП составил 131 014,99 млрд руб., 71 597,74 тыс. человек было занято в экономике) [11, 17]. Дополнительно был рассчитан ущерб ВВП с учетом дожития для умерших и прекративших работать пациентов, основываясь на ожидаемом числе лет «занятости в экономике» в возрасте, когда наступила смерть или постоянная нетрудоспособность (принят равным среднему возрасту принявших участие в опросе). Был рассчитан ущерб ВВП, возникающий в результате временной нетрудоспособности, но при этом учитывались только рабочие дни, пропущенные пациентами, которые возобновили свою трудовую деятельность после инсульта. Предполагалось, что рабочие дни, пропущенные работавшими до инсульта, но прекратившими трудовую деятельность после инсульта были учтены при оценке ущерба, возникающего в связи с постоянной утратой трудоспособности.
Результаты
В РФ в 2019 г. было зарегистрировано 435,2 тыс. случаев инсульта, из них 80% — ИИ. В группе лиц трудоспособного возраста преобладание ИИ было менее выраженным (80% случаев инсульта), чем в группе пенсионного возраста (88%). Инсульт является одной из ведущих причин смерти в РФ, в 2019 г. было зарегистрировано 129,4 тыс. случаев смерти по этой причине среди населения 18 лет и старше. Вследствие инсульта в РФ в 2019 г. было потеряно 1,7 млн лет жизни, потери среди мужчин и женщин были примерно равны. ГИ явился причиной смерти более чем в 30% случаев, в то время как среди случаев заболевания его частота составила всего 14%. В трудоспособном возрасте основное число случаев смерти связано с ГИ среди мужчин.
Доля умерших в течение года при ГИ (рассчитана как отношение числа случаев смерти к числу зарегистрированных случаев заболевания в РФ в 2019 г.) среди лиц пенсионного возраста превысила 80%, у лиц трудоспособного возраста она составила около 50%, при ИИ— 6,7% у лиц трудоспособного и 30,9% — пенсионного возраста. Несмотря на то что доля умерших в течение года от ГИ была выше, наибольший вклад в общее число умерших от инсульта вносил ИИ (табл. 2) вследствие его значительно более высокой распространенности.
Таблица 2. Абсолютное число смертей и доля умерших в течение года вследствие инсульта
Группа пациентов | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Всего | ||||
n | % | n | % | n | % | n | % | |
Все умершие | 41 216 | 68,0 | 84 858 | 24,3 | 3 305 | 13,1 | 129 379 | 29,7 |
Трудоспособного возраста | 12 598 | 50,1 | 6 417 | 6,7 | 220 | 2,8 | 19 235 | 15,0 |
Пенсионного возраста | 28 618 | 80,8 | 78 441 | 30,9 | 3 085 | 17,9 | 110 144 | 35,9 |
Столь выраженные различия в смертности по возрасту и по виду инсульта приводят к значительным отличиям между исходной группой пациентов с зарегистрированным диагнозом инсульта и группой выживших. Так, численность изучаемой группы снижается до 305,8 тыс. пациентов, доля случаев ИИ увеличивается с 80 до 86%, а доля лиц трудоспособного возраста с 30 до 36%.
При анализе числа потерянных лет «Занятости в экономике» оказалось, что всего потери составили 240,5 тыс. лет, 72% потерь приходится на смерти среди мужчин. Ведущей причиной потерь лет «занятости в экономике» является ГИ, им обусловлено 66% потерь среди мужчин и 69% — среди женщин. При оценке ВУТ выявлено, что всего в связи с инсультом по листкам нетрудоспособности было оформлено 7,7 млн дней временной нетрудоспособности (табл. 3). Всего, по данным ФСС, в 2019 г. было оплачено 314,9 млн дней нетрудоспособности, т.е. инсульт явился причиной 2% из них. Кроме того, еще 1,6 млн дней временной нетрудоспособности приходится на пациентов, вернувшихся к работе после инсульта, но не оформлявших больничные листы на период госпитализации и/или реабилитации.
Таблица 3. Оценка социальных потерь, связанных с временной нетрудоспособностью, обусловленной инсультом, дни
Показатель | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Всего |
Всего оформлено листков нетрудоспособности | 9 235 | 114 412 | 7 669 | 131 316 |
Всего дней временной нетрудоспособности в связи с острым периодом инсульта, оформленных по листкам нетрудоспособности | 620 002 | 6 813 675 | 340 287 | 7 773 964 |
Число дней временной нетрудоспособности без оформления листка нетрудоспособности | 160 831 | 1 342 478 | 111 576 | 1 614 885 |
По результатам моделирования в течение года после инсульта 95,5 тыс. человек полностью прекращают свою трудовую деятельность. Из них только у 57,1 тыс. (60,4%) (это 9% от всех впервые признанных инвалидами в 2019 г.) устанавливается грппа инвалидности. Среди впервые признанных инвалидами по причине инсульта, 25% получают I группу инвалидности, 39% — II и 36% — III группу. Еще 27,3 тысячи человек вынуждены после инсульта перейти с полной занятости на частичную (табл. 4).
Таблица 4. Распределение пациентов, перенесших инсульт, по степени утраты трудоспособности и инвалидизации, n
Показатель | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Всего |
Число пациентов, прекративших работать после инсульта | 5971 | 83 682 | 5847 | 95 500 |
Число пациентов, получивших инвалидность в связи с инсультом, в т.ч.: | 5213 | 49 397 | 2473 | 57 083 |
I группы | 1925 | 11 601 | 784 | 14 310 |
II группы | 1360 | 20 394 | 661 | 22 414 |
III группы | 1929 | 17 401 | 1029 | 20 359 |
Число пациентов, прекративших работать без оформления инвалидности | 758 | 34 285 | 3373 | 38 417 |
Число пациентов, перешедших с полной занятости на частичную | 2150 | 22 906 | 2193 | 27 250 |
Инсульт приводит к утрате не только трудоспособности, но и способности к выполнению ежедневных обязанностей по обеспечению собственной жизнедеятельности. Более половины выживших после инсульта пациентов (177,3 из 305,8 тыс.), нуждаются в посторонней помощи и уходе (табл. 5). Из них только 24,2 тыс. получают помощь социальных работников, годовой объем трудозатрат которых составляет более 47,5 тыс. мес.
Таблица 5. Оценка трудозатрат в связи с осуществлением помощи и ухода за пациентами, перенесшими инсульт, n
Показатель | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Всего |
Число пациентов, нуждающихся в помощи и уходе после инсульта | 12 166 | 155 911 | 9209 | 177 286 |
Число пациентов, получающих помощь от социальных работников | 1352 | 21 429 | 1462 | 24 242 |
Число работающих, осуществляющих уход за пациентами после инсульта, из них: | 8798 | 120 449 | 10 102 | 139 348 |
были вынуждены сменить работу в связи с необходимостью ухода за пациентом после инсульта | 3064 | 53 793 | 2304 | 59 161 |
были вынуждены прекратить работу в связи с необходимостью ухода за пациентом после инсульта | 1239 | 15 517 | 877 | 17 633 |
Основная нагрузка по оказанию помощи и уходу за пациентами, перенесшими инсульт, ложится на родственников, большинство из которых являются работающими. По нашей оценке, в этот процесс вовлечены более 139 тыс. работающих, трудозатраты которых за год составляют более 360,4 млн часов. Из них 59,2 тыс. вынуждены сменить работу, чтобы высвободить время для ухода, а почти 18 тыс. оставляют работу в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за перенесшими инсульт.
Экономическое бремя инсульта. Затраты по причине инсульта в течение первого года (экономическое бремя) составили 499,4 млрд руб., что составило около 0,3% ВВП РФ в 2021 г., из 84% были связаны с ИИ, что объясняется его большей распространенностью (табл. 6). Структура затрат при ГИ и ИИ практически не отличалась, около 85% затрат было обусловлено утратой производительности, хотя учитывались только потери в течение года, медицинские затраты составили только 10% от всех затрат. При расчете средних затрат на 1 зарегистрированный случай инсульта более затратным оказался ИИ — 1,2 млн руб., по сравнению с 927,7 тыс. руб. при ГИ. При ИИ наблюдался более высокий уровень всех видов затрат: медицинских и обусловленных утратой производительности — на 30%, а также немедицинских — на 70%.
Таблица 6. Результаты оценки затрат, обусловленных инсультом в течение первого года после его развития
Вид затрат | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Инсульт в целом | ||||
Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | |
Медицинские затраты, всего: | 5745 | 94 822 | 44 316 | 126 838 | 2579 | 102 216 | 52 640 | 120 953 |
СМП | 254 | 4193 | 2575 | 7370 | 142 | 5635 | 2971 | 6827 |
госпитализации | 4552 | 75 122 | 29 825 | 85 363 | 1889 | 74 864 | 36 266 | 83 328 |
амбулаторно-поликлиническая помощь | 12 | 198 | 233 | 667 | 12 | 484 | 257 | 591 |
реабилитация | 830 | 13 705 | 10 528 | 30 133 | 460 | 18 250 | 11 819 | 27 157 |
льготное лекарственное обеспечение | 97 | 1605 | 1155 | 3306 | 75 | 2985 | 1328 | 3050 |
Немедицинские затраты (социальная защита), всего: | 1960 | 32 354 | 19 481 | 55 756 | 1016 | 40 256 | 22 457 | 51 600 |
выплаты по больничным листам | 646 | 10 668 | 7104 | 20 332 | 355 | 14 060 | 8105 | 18 623 |
выплаты пенсий по инвалидности | 1107 | 18 264 | 10 198 | 29 188 | 516 | 20 435 | 11 820 | 27 160 |
затраты на оплату труда социальных работников | 207 | 3422 | 2179 | 6236 | 145 | 5761 | 2532 | 5817 |
Затраты, обусловленные утратой производительности (ущерб ВВП), всего: | 48 503 | 800 503 | 355 235 | 1 016 728 | 20 606 | 816 679 | 424 344 | 975 027 |
в связи со смертью | 26 723 | 441 047 | 19 339 | 55 351 | 689 | 27 292 | 46 751 | 107 422 |
в связи с постоянной утратой трудоспособности | 10 927 | 180 338 | 153 127 | 438 270 | 10 699 | 424 018 | 174 753 | 401 534 |
в связи с ВУТ | 2843 | 46 928 | 24 100 | 68 977 | 1626 | 64 445 | 28 569 | 65 644 |
в связи с осуществлением ухода за пациентом с инсультом | 8010 | 132 190 | 158 668 | 454 130 | 7593 | 300 924 | 174 271 | 400 427 |
Всего затрат | 56 209 | 927 679 | 419 031 | 1 199 322 | 24 201 | 959 152 | 499 442 | 1 147 579 |
Около 70% медицинских затрат, обусловленных инсультом, приходились на стационарное лечение, что связано с его высокой стоимостью. На втором месте — затраты на реабилитацию, которые составили от 14% при ГИ до 24% при ИИ. При сравнении средних медицинских затрат в расчете на 1 зарегистрированный случай более дорогостоящим также оказался ИИ, что объясняется меньшей летальностью при нем и, соответственно, большей потребностью в последующей медицинской помощи.
Прямые немедицинские затраты в основном формируются за счет выплат пенсий по инвалидности, в среднем этот показатель в расчете на 1 зарегистрированный случай составляет от 18,2 тыс руб. при ГИ до 29,2 тыс. руб. при ИИ. Несмотря на различия в величине, структура немедицинских затрат в среднем на 1 случай для ГИ и ИИ очень близка. Структура затрат, обусловленных утратой производительности, в течение первого года для инсульта в целом характеризуется значительным вкладом постоянной утраты трудоспособности пациентами (41%), а также осуществления ухода за перенесшими инсульт (8% — в связи с постоянным прекращением работы и 33% — в связи со сменой работы родственниками, осуществляющими уход). Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть экономического бремени, обусловленного инсультом, связана с инвалидизирующим характером заболевания. Однако структура затрат, обусловленных утратой производительности, при ГИ принципиально отличается от таковой при ИИ: 55% затрат связаны с преждевременной смертью, тогда как при ИИ их доля не превышает 5% (рис. 2).
Рис. 2. Структура непрямых затрат, обусловленных утратой производительности, в течение первого года в зависимости от вида инсульта, %.
При моделировании ущерба ВВП в связи с преждевременной смертью и постоянной утратой трудоспособности до конца жизни пациента были получены схожие результаты: большая часть ущерба при ГИ (85%) была связана со смертью, а при ИИ ущерб от постоянной утраты трудоспособности был более чем в 2 раза выше ущерба в связи с наступлением смерти (табл. 7). При анализе в целом для всей популяции пациентов, перенесших инсульт, эти затраты были сопоставимы: при расчете в среднем на 1 зарегистрированный случай инсульта ущерб в связи со смертью составил 1,0 млн руб., в связи с постоянной утратой трудоспособности — 0,92 млн руб., что подтверждает значимость для формирования бремени инсульта инвалидизации по его причине.
Таблица 7. Затраты, обусловленные утратой производительности в связи со смертью и постоянной утратой трудоспособности, при моделировании до конца жизни пациента
Вид затрат | ГИ | ИИ | Вид инсульта не определен | Инсульт в целом | ||||
Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | Всего, млн руб. | В среднем на 1 случай, руб. | |
В связи со смертью | 293 255 | 4 839 914 | 141 572 | 405 198 | 5298 | 209 995 | 440 126 | 1 011 289 |
В связи с постоянной утратой трудоспособности | 50 289 | 829 981 | 331 977 | 950 162 | 17 678 | 700 618 | 399 945 | 918 963 |
Итого | 343 545 | 5 669 896 | 473 549 | 1 355 361 | 22 976 | 910 612 | 840 071 | 1 930 252 |
Обсуждение
Инсульт связан с развитием локального церебрального повреждения, что приводит к развитию очагового неврологического дефицита. Последний, в свою очередь, обусловливает нарушение и утрату основных категорий жизнедеятельности, делая пациента не только нетрудоспособным, но и зависимым в быту от помощи окружающих. Наряду с доминирующими двигательными неврологическими нарушениями у больных часто развиваются неврологические расстройства, вносящие значительный вклад в нарушение бытовой, профессионально-трудовой и социальной адаптации, которые приводят к значительным социально-экономическим последствиям, составляющим значимое бремя как для государства, так для пациентов и их родственников.
По нашей оценке, развивающийся в течение первого года после инсульта экономический ущерб достигает 499,4 млрд руб., что сопоставимо с 0,3% годового ВВП страны. По результатам более раннего исследовании оценка ущерба, обусловленного инсультом, составила 424,3 млрд. руб. или 0,5% ВВП, но при этом учитывался ущерб ВВП вследствие преждевременной смерти за весь период дожития, в то время как в нашем исследовании учитывался только период в течение первого года [3]. Необходимо отметить, что различия в оценках связаны не только с методологией исследования, разным набором оцениваемых видов затрат и источников информации, но и с разными использованными стоимостными параметрами (предыдущее исследование было выполнено по состоянию на 2016 г.).
Основная доля затрат, связанных с инсультом, обусловлена утратой трудоспособности пациентами и их потребностью в помощи и уходе со стороны родственников на фоне стойкой инвалидизации. Медицинские затраты на лечение и реабилитацию составляют меньшую часть экономического ущерба. Следует отметить, что основная доля медицинских затрат связана со стационарным лечением в остром периоде, а затраты на льготное лекарственное обеспечение пациентов составляют менее 3% от объема всех медицинских затрат. Более 80% затрат обусловлено случаями ИИ. Это объясняется не только более высокими показателями заболеваемости по сравнению с ГИ, но и меньшими показателями летальности, и, как следствие, большим числом нетрудоспособных пациентов со значительной степенью инвалидности, нуждающихся в последующей медицинской и социальной помощи и уходе со стороны родственников, что, в свою очередь, приводит к росту затрат.
Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о том, что инсульт также приводит к возникновению значительного экономического ущерба, влияя на трудовую деятельность родственников, осуществляющих уход за лицами, перенесшими инсульт, соответствуют результатам другого российского исследования, в котором изучалось влияние родственного ухода на занятость, здоровье и материальное положение ухаживающих в целом [18]. В нашем исследовании показано, что лица трудоспособного возраста, ухаживающие за пожилыми родственниками, реже имеют работу и чаще работают неполный рабочий день.
Нами не оценивалась доля затрат, приходящаяся на повторные случаи инсульта, однако, учитывая имеющиеся данные о значительно более высоком риске фатальных и нефатальных событий со стороны сердечно-сосудистой системы, у пациентов, перенесших инсульт, а также данные российского регистрового исследования, согласно которым повторные инсульты составляют 25% от всех инсультов и доля ИИ в числе повторных составляет 87,5%, можно предположить, что их вклад в формирование бремени достаточно велик [19].
Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о необходимости активного внедрения современных мероприятий первичной и вторичной профилактики инсультов, включающих нормализацию артериального давления и уровня холестерина липопротеинов низкой плотности, снижение потребления поваренной соли и отказ от курения. Результаты оценки затрат, обусловленных инсультом, свидетельствуют об экономической целесообразности реализации мер, способных предотвратить развитие этого заболевания.
Ограничения исследования. Проведенное нами исследование имеет ряд ограничений, связанных с доступностью информации о популяции пациентов, перенесших инсульт, и оказываемой им медицинской и социальной помощи. В частности, основным источником информации был ретроспективный опрос, что неизбежно создавало риск возникновения ошибок, связанных, например, с тем, как пациент или ухаживающий за ним человек могли вспомнить некоторые события. Помимо этого нам была доступна информация, опубликованная в статистических сборниках с данными об абсолютном числе зарегистрированных случаев инсульта среди взрослого населения и среди населения старше трудоспособного возраста, без разделения по полу. Все это накладывает некоторые ограничения на расчеты в целом и, в частности, на сравнительную оценку смертности по причине инсульта.
Однако при сравнении наших результатов со сведениями, представленными в региональной программе Санкт-Петербурга «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» на 2019—2024 гг., отмечается их пропорциональность и соответствие: так, в частности, общая больничная летальность составила 21,8%, доля летальных исходов при ИИ — 19,6%, а при ГИ — 47,5%7. Таким образом, можно утверждать, что выбранный нами подход к расчетам, когда все затраты после первичной госпитализации рассчитывались только на выживших пациентов, число которых было определено как разница между числом зарегистрированных случаев и числом умерших, не приводит к значительному искажению. При этом затраты на «недоучтенных» пациентов, умирающих в течение первого года после инсульта и получающих медицинскую и социальную помощь после госпитализации, частично компенсируются отсутствием в нашей модели корректировки на период времени между инсультом, и, например, выходом на инвалидность или началом работы с пациентом социального работника.
Получение инвалидности оценивалось нами на основании данных опроса в силу отсутствия официальных статистических данных: в рамках статистического наблюдения собираются только сведения о признании инвалидами в целом по причине цереброваскулярных заболеваний8. При сравнении с официальными данными за 2018 г. (данные за 2019 г. в открытом доступе не обнаружены), всего по причине цереброваскулярных заболеваний впервые признано инвалидами 89 750 пациентов, можно сделать вывод о достаточной точности сделанных нами оценок9. Выбранный нами консервативный подход к проведению расчетов позволяет предположить, что переоценка величины бремени инсульта в настоящем исследовании маловероятна. Появление новых данных, в частности за счет развития информационных систем в здравоохранении и автоматизации сбора данных, позволит уточнить полученные нами оценки. Значения показателей, использованных для моделирования, рассчитанные на основании сведений, полученных в ходе опроса, представлены в табл. 7.
Заключение
В ходе нашего исследования было показано, что в РФ инсульт и его последствия приводят к формированию значительного социально-экономического бремени для государства: возникающий в течение первого года после инсульта экономический ущерб составляет 0,3% годового ВВП страны. Основную роль в формировании бремени играет не только высокая смертность, но и инвалидизация, приводящая к постоянной утрате трудоспособности пациентами, перенесшими инсульт, а также к сокращению вклада в экономику их родственников, оказывающих им помощь и осуществляющих уход. Годовые затраты в среднем на 1 случай инсульта для государства составляют 0,9—1,2 млн руб., что подтверждает необходимость расширения мер по первичной и вторичной профилактике инсультов.
Исследование проведено при поддержке ООО «Новартис Фарма».
The study was conducted with the support of Novartis Pharma LLC.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1 Россия и регионы, по причинам смерти, пятилетние возрастные группы, 2015—2021 гг. Ссылка активна на 10.05.23. https://demogr.nes.ru/images/uploads/DRc5a2015-2021.zip
2 Среднегодовое население по областям России для расчета показателей смертности по пятилетним группам возраста, 2015—2021 гг. Ссылка активна на 10.05.23. https://demogr.nes.ru/images/uploads/PopD5a2015-2021.zip
3Рассчитана на основании на основании среднего норматива финансовых затрат на госпитализацию в круглосуточный стационар в рамках ОМС в ПГГ (37 316 руб.) и минимального коэффициента приведения в соответствии с Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС (65%) [3, 14].
4 Постановление Правительства РФ от 28.12.21 №2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.» Ссылка активна на 10.05.23. https://static.government.ru/media/files/de3NXxmFdnBk5LLok0KHjVaKd7aw67Ul.pdf
5 По данным отчета ФСС на реализацию агентской функции по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно в течение 2021 г. было потрачено 6,2 млрд руб., при этом было выдано 186,6 тыс. путевок [6].
6Отчет Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 г. Ссылка активна на 10.05.23. https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/fss/FSS_annual_report_2021.pdf
7 Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2019 г. №20-рп «Об утверждении Региональной программы Санкт-Петербурга «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» на 2019—2024 годы от 28 июня 2019 (с изменениями на 30 декабря 2022 г.). Ссылка активна на 10.05.23. https://docs.cntd.ru/document/560524460?marker=64U0IK
8 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 05.12.19 №742 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных организаций медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями). Ссылка активна на 10.05.23. https://base.garant.ru/73177552/#friends
9 Состояние и динамика инвалидности взрослого населения Российской Федерации. Доклад ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Ссылка активна на 10.05.23. https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/36