В период всемирной пандемии COVID-19 и чрезвычайной ситуации в области общественного здоровья, которую объявила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в марте 2020 г., во всем мире изменилась работа организаций по охране общественного здоровья. Международный уровень ситуации подчеркнул влияние и важность системы общественного здоровья, которая охватывает все направления здоровья человека, в том числе неинфекционные и инфекционные заболевания. Новый коронавирус SARS-CoV-2, в отличие от других инфекционных заболеваний, поставил перед здравоохранением быстро и резко новые жизненно важные проблемы и вопросы: как этично распределить медицинские ресурсы, как гарантировать доступ к необходимой медицинской помощи, как соблюдать этические аспекты при ограничениях, которые коснулись заболевших и их близких [1].
Новая нагрузка для системы здравоохранения, экономики и социальной системы потребовала разработки смелых действий и новых инновационных подходов к коммуникации, смягчению последствий пандемии и оказанию медицинской помощи, особенно в эпоху социальных сетей и современных технологических ресурсов. Были предложены приоритетные направления оказания медицинской помощи для остановки распространения пандемии: скоординировать с организационной и юридической точки зрения возможность приема пациентов на дому, расширить и ускорить тестирование на SARS-CoV-2, улучшить реагирование системы здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации [2].
Стратегия реагирования системы здравоохранения при пандемии включала в себя раннюю диагностику, изоляцию пациентов, симптоматический мониторинг контактных, подозреваемых и подтвержденных случаев, карантин общественных систем здравоохранения, а также расширение востребованности телемедицины, в частности видеоуслуг, для снижения риска передачи вируса. Опыт многих стран свидетельствует об эффективности использования и интеграции телемедицины как меры общественного здравоохранения в борьбе с COVID-19; предлагается принять необходимые нормативные документы для более широкого внедрения телемедицины в систему здравоохранения [3]. Увеличилось использование социальных сетей органами общественного здоровья для быстрой коммуникации и распространения мер реагирования на пандемию среди населения [4]. Разные страны мира по-разному реагировали на вспышку вируса: в некоторых регионах это привело к быстрой перегруженности местных систем здравоохранения, в других — благодаря разработке эффективных стратегий сдерживания инфекции, возникло очень небольшое количество случаев заболевания с начала пандемии. Наиболее эффективными ограничительными мерами названы: социальное дистанцирование, локализация, выявление новых случаев, изоляция, отслеживание контактов и карантин инфицированных [5, 6]. Мировое медицинское сообщество вырабатывает на будущее новые правила и алгоритмы реагирования при подобных ситуациях.
В субъектах Российской Федерации центры общественного здоровья и медицинской профилактики традиционно осуществляют координацию и методическое сопровождение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. Одними из основных функций центров общественного здоровья и медицинской профилактики являются [7]:
— разработка и реализация мероприятий и программ, подготовка информационных материалов по профилактике и здоровому образу жизни (акции, круглые столы, конференции, школы, учебные и методические занятия);
— организационно-методическое сопровождение работы структурных подразделений медицинских организаций и межведомственного взаимодействия по вопросам укрепления и сохранения здоровья населения (образовательных организаций, организаций культуры и физической культуры, средств массовой информации);
— внедрение в практику современных достижений, участие в международных и российских проектах в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
— анализ динамики заболеваемости, смертности, распространенности и информированности населения об основных факторах риска неинфекционных заболеваний.
В настоящей работе проанализирована ситуация в России, связанная с новой коронавирусной инфекцией, — какие изменения произошли в деятельности центров общественного здоровья и медицинской профилактики с момента объявления пандемии и образования оперативного штаба по коронавирусной инфекции.
Был подготовлен опросник «Деятельность центров общественного здоровья и медицинской профилактики в условиях пандемии COVID-19», который заполнили 72 субъекта Российской Федерации. Анализ полученных данных о деятельности центров общественного здоровья и медицинской профилактики в условиях пандемии представлен в статье.
На вопрос об участии в работе оперативного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией 40% респондентов ответили положительно (см. таблицу).
Результаты опроса центров общественного здоровья и медицинской профилактики
Results of the survey of public health and medical prevention centers
Вопрос | Ответ, ٪ | |
«да» | «нет» | |
Участвуют ли сотрудники центра в работе оперативного штаба субъекта РФ по коронавирусу? | 40,3 | 59,7 |
Разрабатываются ли центром материалы для интернета/ТВ по коронавирусу? | 86,1 | 13,9 |
Выступают ли сотрудники центра в СМИ с популяризацией информации по коронавирусу? | 84,7 | 15,3 |
Проводятся ли сотрудниками центра онлайн-школы, прямые эфиры для пациентов? | 77,5 | 22,5 |
В 4 регионах сотрудников центра привлекали к оказанию помощи пациентам на дому, в 16 регионах сотрудники обзванивали пациентов с хроническими заболеваниями по телефону. В 62 субъектах РФ сотрудники участвовали в работе колл-центров и горячих линий, занимались документацией, анализировали готовность медицинских организаций к приему больных COVID-19, проводили мониторинг медицинского оборудования и расходных материалов, необходимых при оказании помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (рис. 1). Сотрудники центров занимались организацией информационного наполнения соответствующих интернет-ресурсов и методического сопровождения, предназначенного для информирования населения о профилактике коронавирусной инфекции, с использованием материалов, которые были разработаны на федеральном уровне, вели группы в социальных сетях и готовили онлайн-школы здоровья. Врачи центров проводили проверки поликлиник на предмет соблюдения дистанции пациентами, организации приема пациентов, обратившихся с жалобами на повышенную температуру, обеспечения доступности записи на прием к специалистам без личного обращения в регистратуру (через информационный портал «Регистратура44.рф», мобильное приложение «Витакарта» — Костромская область). Сотрудников привлекали к оказанию психологической помощи населению, работе телемедицинского центра (Москва) и обсерваторий (Сахалинская область).
Рис. 1. Варианты помощи населению, оказываемой сотрудниками центров общественного здоровья и медицинской профилактики.
Fig. 1. Options of assistance to the population provided by the staff of public health and medical prevention centers.
Отдельное внимание уделялось формированию сводных отчетов по выписным гражданам, направлению и сбору обратной информации по обеспечению медицинского наблюдения и забору мазков у вернувшихся из стран, неблагополучных по коронавирусной инфекции, контактных с больными или подозрительными на инфицирование COVID-19. Была разработана методическая помощь медицинским организациям по вопросам профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в условиях COVID-19, осуществлялась координация деятельности волонтеров, выездных форм диспансерного наблюдения. Помимо этого сотрудники центров участвовали в приобретении средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств для централизованного обеспечения немедицинских организаций по поручению оперативного штаба (Самарская область), принимали участие в создании отделения по отбору и приему проб на коронавирусную инфекцию для последующего проведения исследования. Сотрудники проводили циклы лекций и вебинаров, выступлений по разъяснению населению необходимости соблюдения мер, препятствующих распространению COVID-19, а также правил поведения и использования средств индивидуальной защиты.
В 60 регионах сотрудниками центра были разработаны информационные материалы для интернета/телевидения по коронавирусной инфекции, проводились выступления в средствах массовой информации с популяризацией сведений об эпидемиологической обстановке для населения. В 28 субъектах Российской Федерации темы прямых эфиров и онлайн-школ были посвящены физической активности, в 24 регионах — предупреждению ожирения, в 15 — бронхолегочным заболеваниям, в 10 — сахарному диабету, в 29 субъектах — сердечно-сосудистым заболеваниям (рис. 2). Психологическая поддержка населения сотрудниками центра оказывалась в 34 регионах России. Отдельные мероприятия касались актуальности здорового образа жизни в условиях пандемии: отказ от курения, ограничение потребления алкоголя, корректировка образа жизни при пандемии, укрепление иммунитета, личная гигиена. Дополнительно обсуждали актуальные для населения темы, такие как клещевой энцефалит, профилактика потребления психоактивных веществ, уход за полостью рта, профилактика ухудшения зрения и тоннельного синдрома. Проводили онлайн-обучения волонтерского штаба по профилактике COVID-19 (Республика Башкортостан), во многих регионах для граждан вели рубрику «вопрос—ответ» в сети «Интернет».
Рис. 2. Темы онлайн-школ и прямых эфиров для пациентов в период пандемии.
Fig. 2. Topics of online schools and live broadcast for patients during the pandemic.
Кроме того, центрами были опубликованы статьи главных внештатных специалистов (инфекциониста, геронтолога, педиатра, главного врача областной клинической больницы) с рекомендациями для населения в условиях коронавирусной инфекции, которые касались особенностей предупреждения заражения коронавирусом пожилых, детей или пациентов, находящихся в стационаре и др. (Вологодская область). Еженедельно отдел подготовки и тиражирования медицинских информационных материалов выпускал пресс-релиз для населения, посвященный профилактическим мерам, направленным против заражения коронавирусом (Вологодская область). Создавали видеоролики и онлайн-видеолектории «Питание в условиях самоизоляции», «Взаимоотношения в семье в период самоизоляции», «Стрессоустойчивость в условиях соблюдения противоэпидемических мероприятий» (Воронежская область).
Заключение
Таким образом, глобальная пандемия затронула все сферы системы здравоохранения и позволила оптимизировать и расширить работу центров общественного здоровья и медицинской профилактики, которые ранее занимались в основном коррекцией неинфекционных заболеваний. Во многих странах сделаны выводы о необходимости усиления интеграции и улучшении взаимодействия между специалистами общественного здравоохранения, врачами клинической медицины и медицинского образования [8]. Полученные опыт и данные рекомендуется использовать для модернизации управления общественным здоровьем, для борьбы с новыми инфекционными заболеваниями и чрезвычайными ситуациями в системе здравоохранения.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко, Ю.С. Раковская, О.М. Драпкина; написание текста — Ю.С. Раковская, О.В. Лищенко, Л.Ю. Дроздова, О.М. Драпкина; редактирование — О.М. Драпкина, Л.Ю. Дроздова, О.В. Лищенко, Ю.С. Раковская.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.