Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кригер Е.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Кудрявцев А.В.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России;
Арктический университет Норвегии

Самодова О.В.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Башкирев Д.С.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Митькин Н.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Постоев В.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Мобильное приложение как способ сбора данных о здоровье: пример опроса о вакцинации против COVID-19

Авторы:

Кригер Е.А., Кудрявцев А.В., Самодова О.В., Башкирев Д.С., Митькин Н.А., Концевая А.В., Постоев В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2012

Загрузок: 71


Как цитировать:

Кригер Е.А., Кудрявцев А.В., Самодова О.В., Башкирев Д.С., Митькин Н.А., Концевая А.В., Постоев В.А. Мобильное приложение как способ сбора данных о здоровье: пример опроса о вакцинации против COVID-19. Профилактическая медицина. 2022;25(8):31‑41.
Krieger EA, Kudryavtsev AV, Samodova OV, Bashkirev DS, Mitkin NA, Kontsevaya AV, Postoev VA. Mobile app as a tool to collect health data: a survey on vaccination against COVID-19. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(8):31‑41. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222508131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фор­ми­ро­ва­ние кол­лек­тив­но­го им­му­ни­те­та у по­жи­лых лю­дей в ус­ло­ви­ях об­щей вак­ци­на­ции от COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):41-45
Оцен­ка ла­бо­ра­тор­ных по­ка­за­те­лей в раз­ные пе­ри­оды ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции у па­ци­ен­тов гас­тро­эн­те­ро­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):89-94
Пер­спек­ти­вы прог­но­зи­ро­ва­ния преж­дев­ре­мен­ных ро­дов. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(6-2):127-134
Ос­лож­не­ния и ис­хо­ды гес­та­ци­он­но­го пе­ри­ода у жен­щин, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию SARS-CoV-2 во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(6-2):167-172
Срав­ни­тель­ный ана­лиз ви­ру­сов грип­па, вы­де­лен­ных от пер­вых и тя­же­лых слу­ча­ев, в эпи­де­ми­чес­ких се­зо­нах до и во вре­мя пан­де­мии COVID-19 в Рос­сии (2019—2023 гг.). Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2023;(4):21-30
Из­ме­не­ния в ко­же во­ло­сис­той час­ти го­ло­вы, ас­со­ци­иро­ван­ные с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей (COVID-19). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):675-681
ЭЭГ-кор­ре­ля­ты су­ици­даль­ных на­ме­ре­ний у боль­ных деп­рес­си­ей, бо­лев­ших и не бо­лев­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):92-95
Струк­ту­ра и ди­на­ми­ка деп­рес­сив­ных расстройств у па­ци­ен­ток, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию (COVID-19). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):96-100
Нев­ро­ло­ги­чес­кие ос­лож­не­ния пос­ле вак­ци­на­ции Covid-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):13-19
Ана­лиз ин­фор­ми­ро­ван­нос­ти на­се­ле­ния о скри­нин­ге ра­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):38-42

Введение

Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и самым популярным персональным устройством: они используются не только как средство связи, но и как личные органайзеры, фотоаппараты, кошельки, средство общения в профессиональных или социальных сетях. Мобильные телефоны становятся доминирующей платформой для доступа в Интернет. Так, в 2021 г. 54,4% мирового Интернет трафика приходилось на мобильные устройства [1]. Широкое использование мобильного интернета — характерная особенность развития телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации, где число пользователей мобильного интернета на 100 человек населения (72,4%) превышает среднемировой уровень (52,2%) [2]. Сегодня мобильные телефоны взаимодействуют с различными портативными устройствами и программным обеспечением, позволяющими регистрировать уровень физической активности, качество сна и отдельные показатели здоровья (пульс, артериальное давление, насыщение крови кислородом). При необходимости существует возможность делиться этой информацией, пересылать ее на другие устройства, включая, например, персональный компьютер или смартфон лечащего врача или исследователя, что открывает возможности для дистанционного мониторинга различных показателей, которые могут быть использованы в том числе и в научных целях, например, для сбора информации в эпидемиологических и социологических исследованиях [3].

Социологический опрос является важным инструментом сбора данных для эпидемиологических и клинических исследований, поскольку предполагает быстрое получение данных по интересующей тематике от большого числа респондентов и требует меньше ресурсов, чем другие методы сбора данных. Организация подобного сбора данных через приложения, работающие на смартфонах или планшетах, может обеспечить проведение опроса с участием определенной выборки участников, повысить охват и скорость сбора данных при одновременном снижении затрат [4]. Проведенные исследования демонстрируют большой потенциал использования мобильных устройств для сбора социологических данных. За счет отсутствия возможности пропуска вопросов обеспечивается большая полнота данных. В то же время отмечаются такие проблемы и недостатки, как возможная низкая репрезентативность выборки по отношению к референтной группе получивших предложение установить приложение, зависимость от подключения к сети Интернет, сложность удержания участников при длительных проспективных исследованиях [5].

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повысила важность и ценность дистанционного сбора данных. Мобильные приложения стали использоваться для отслеживания контактов с больными COVID-19, организации удаленной оценки динамики симптомов у людей из групп риска [6], мониторинга эффективности медикаментозных и немедикаментозных вмешательств [7], выявления симптомов тревоги и депрессии у людей, находящихся на вынужденной самоизоляции [8, 9].

В условиях пандемии COVID-19 использование мобильного приложения может являться удобным бесконтактным способом сбора данных о готовности и приверженности населения вакцинации против COVID-19 без больших временных и финансовых затрат.

Цель исследования — оценить возможность использования мобильного приложения для сбора данных, касающихся вопросов здоровья, и влияние данного способа сбора данных на полученные результаты на примере оценки отношения к вакцинации против COVID-19.

Материал и методы

В рамках проекта «Использование данных электронного здравоохранения для принятия обоснованных решений и повышения качества медицинской помощи в России» разработано интерактивное мобильное приложение «Узнай свое сердце», предназначенное для поддержания двусторонней связи с участниками третьего эпидемиологического популяционного исследования по выявлению факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в регионах Российской Федерации (ЭССЕ-РФ3), проведенного в Архангельской области в период с 24 февраля по 30 июня 2021 г. Региональным центром по проведению исследования являлось ФГБОУ ВО СГМУ (Архангельск) Минздрава России.

Общая характеристика исследуемой группы

В ЭССЕ-РФ3 приняли участие 1815 жителей Архангельской области в возрасте 35—74 лет, среди которых большую долю (1348, 74,3%) составили участники популяционного исследования сердечно-сосудистых заболеваний «Узнай свое сердце», проведенного в Архангельске в 2015—2017 гг. Выборка участников исследования «Узнай свое сердце» сформирована случайным образом на основе деперсонифицированной базы данных адресов жителей четырех округов Архангельска (Октябрьский, Ломоносовский, Соломбальский, Майская горка) в возрасте от 35 до 69 лет, полученной от территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области. Подробное описание дизайна, способа формирования выборки и всех этапов исследования «Узнай свое сердце» представлено в публикации S. Cook и соавт. [10].

Помимо участников исследования «Узнай свое сердце», в ЭССЕ-РФ3 включены 295 жителей Архангельска и 172 жителя трех сельских населенных пунктов Архангельской области (Холмогоры, Уйма, Заостровье) в возрасте от 35 до 74 лет. Городские жители добраны для выравнивания возрастного распределения выборки путем приглашения к участию членов семей участников «Узнай свое сердце» (1) в возрасте 35—39 лет — 113 участников (отклик 78%), и (2) в возрасте 40—74 года — 182 участника (отклик 66%). Набор участников из сельской местности проводили путем приглашения подходящих по возрасту жителей случайно выбранных домохозяйств, приписанных к случайно выбранным терапевтическим участкам трех сельских медицинских организаций Архангельской области, находящихся на расстоянии не более 100 км от г. Архангельска. Отклик среди сельских жителей составил 68%.

Таким образом, сформирована выборка, репрезентативная для данной возрастной группы жителей Архангельской области. Все участники ЭССЕ-РФ3 подписали информированное добровольное согласие на участие в данном исследовании, включая разрешение команде исследования в Архангельске на доступ к медицинским данным, касающимся здоровья, и разрешение на использование персональных и контактных данных для информирования о результатах проведенного обследования и приглашения к участию в дальнейших исследованиях.

В Архангельской области в ходе исследования ЭССЕ-РФ3 собирали сведения о перенесенном COVID-19, о факте вакцинации против этой инфекции, а также проводили забор крови для определения уровня антител (IgG) к вирусу SARS-CoV-2 методом иммуноферментного анализа с использованием тест-систем производителя АО «Вектор-Бест» (Россия). По завершении ЭССЕ-РФ3 сформирована база данных исследования, содержащая результаты опроса, физикального и инструментального обследования участников.

Использование мобильного приложения

По окончании обследования в рамках ЭССЕ-РФ3 все участники информированы о разработке мобильного приложения, которое им предложено установить для поддержания контакта с исследовательской группой. Информация приложена к результатам обследования и описывала мобильное приложение «Узнай свое сердце» как предназначенное для проведения небольших опросов, информирования участников о новостях исследования и полученных результатах, а также о специальных условиях обслуживания для участников, предлагаемых консультативно-диагностической поликлиникой ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, на базе которой проводилось исследование.

Предложения установить данное мобильное приложение разосланы 08.09.21 в формате SMS-сообщения или по электронной почте 1770 участникам ЭССЕ-РФ3. Мы исключили из рассылки участников, являющихся членами одного домохозяйства, указавших при регистрации в исследовании один и тот же номер мобильного телефона, а также тех, кто указал стационарный номер телефона (n=45).

После установки мобильного приложения с платформы AppStore или PlayMarket, в зависимости от типа операционной системы используемого устройства, пользователю необходимо было авторизоваться с использованием своего номера мобильного телефона и кода, полученного посредством SMS-сообщения. Использовать приложение могли только участники ЭССЕ-РФ3 и исследования «Узнай свое сердце», номера телефонов которых предварительно зарегистрированы администратором приложения. Перед авторизацией каждому участнику предложено ознакомиться с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности, что согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является принятием данной политики и означает безоговорочное согласие пользователя с указанными в настоящей политике условиями обработки персональной информации и соответствует требованиям федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями).

Опросник и используемые переменные

Апробация мобильного приложения «Узнай свое сердце» для сбора данных о здоровье в российской популяции проведена с использованием опроса об отношении участников исследования ЭССЕ-РФ3 к вакцинации против COVID-19. При опросе собирали данные о пройденной вакцинации, предпочтениях в выборе вакцины и об оценке эффективности и безопасности российских и зарубежных вакцин (рис. 1).

Рис. 1. Виды вопросов в опросе об отношении участников ЭССЕ-РФ3 к вакцинации против COVID-19 в мобильном приложении «Узнай свое сердце».

При анализе результатов опроса ответы на некоторые вопросы опросника представлены укрупненными категориями. Такие варианты ответов, как «положительное» и «скорее положительное», так же, как и ответы «да» и «скорее да», расценивали как положительные ответы. Аналогично «отрицательное» и «скорее отрицательное», так же, как и «нет» и «скорее нет» — как отрицательные. Категории ответов «нейтральное» и «не знаю» остались без изменений.

При анализе результатов опроса также использованы данные, собранные в ЭССЕ-РФ3. По возрасту участники исследования разделены на 4 группы: 35—44 года, 45—54 года, 55—64 года и 65—74 года. Уровень образования ранжировали как среднее и ниже, среднее специальное, высшее. По занятости участники классифицированы как имеющее постоянное место работы и не имеющие постоянного места работы (безработные, на пенсии, работающие с неполной занятостью). В отношении курения выделены группы никогда не куривших, прекративших курить и курящих в настоящее время. Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем определяли как употребление за один раз 60 г или более чистого этанола [11]. По частоте злоупотребления алкоголем респонденты разделены на не злоупотреблявших алкоголем, злоупотреблявших не чаще 1 раза в неделю и злоупотреблявших 2 раза в неделю и более. Участник относился к группе имеющих хронические заболевания при сообщении о наличии одного и более из следующих заболеваний: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, хронический обструктивный бронхит, бронхиальная астма. Для измерения оценки эффективности неспецифических мер профилактики COVID-19 (маски, перчатки, антисептики, социальная дистанция, самоизоляция) участниками создана комплексная переменная на основании оценки каждым из участников эффективности каждой из 5 мер по 5-балльной шкале (неэффективно = 0, очень эффективно = 5). Суммарная оценка эффективности 5 мер варьировала от 0 до 25. Значения от 0 до 19 закодированы как 0 (неуверенность в эффективности), а значения от 20 до 25 закодированы как 1 (уверенность в эффективности).

Методы статистического анализа

При представлении результатов качественные признаки приведены в виде частот, количественные данные, имеющие непараметрическое распределение, — в виде медианы с указанием 1-го и 3-го квартилей.

Нами проанализированы характеристики участников исследования, установивших приложение и прошедших опрос по отношению к остальным участникам исследования ЭССЕ-РФ3, сравнение характеристик проведено тестом χ2 Пирсона. Оценка факторов, связанных с готовностью установить приложение и принять участие в опросе, выполнена с использованием множественного логистического регрессионного анализа для бинарной переменной отклика. В качестве зависимых переменных рассматривались установка приложения (1 — установившие приложение, 0 — не установившие приложение) и прохождение опроса (1 — принявшие участие в опросе, 0 — не принявшие участие в опросе, включая всех участников вне зависимости от того, установили они приложение или нет). Перечень независимых переменных включал пол, возраст, уровень образования, занятость, курение, злоупотребление алкоголем, наличие хронических заболеваний. При проведении анализа учитывали изолированное влияние предиктора на отношение респондента к вакцинации (нескорректированное отношение шансов (ОШ) и взаимное влияние совокупности изучаемых факторов (скорректированное ОШ). Расчеты проводили с помощью пакета статистических программ SPSS v.23 (IBM).

Результаты

За период с 8 сентября по 4 октября 2021 г. проведено 4 рассылки SMS-сообщений участникам ЭССЕ-РФ3 с предложением установить мобильное приложение «Узнай свое сердце» (рис. 2).

Рис. 2. Динамика загрузок мобильного приложения участниками ЭССЕ-РФ3 с 8 сентября 2021 г. до 11 января 2022 г.

После четвертой рассылки только 284 (15,9%) человека загрузили приложение. С целью увеличения числа пользователей администраторы ЭССЕ-РФ3 связались с участниками, не установившими приложение. В ходе телефонного разговора администраторы уточняли, получили ли участники результаты обследования, насколько они удовлетворены полученными результатами, напоминали о возможности установить мобильное приложение для поддержания контакта с исследовательской группой ЭССЕ-РФ3 (о чем ранее участников информировали при получении результатов), сообщали, что присланные им SMS-сообщения не являются спамом. По телефону 52,2% участника ЭССЕ-РФ3 ответили, что готовы установить приложение, 8,5% не имели возможности установить приложение, так как пользовались кнопочным телефоном или не имели мобильного интернета, 5,3% отказались от установки ввиду занятости, 4,7% отказались, сославшись на недоверие к мобильным приложениям. Не удалось связаться с 29,3% участников. После телефонного обзвона число участников ЭССЕ-РФ3, установивших мобильное приложение, увеличилось до 564, а на момент опроса по поводу вакцинации против COVID-19 приложение активировали 611 (34,5%) пользователей. Участники, установившие и активировавшие приложение, использовали смартфоны с операционной системой Android (79%) и iOS (21%).

Сразу после запуска функционирования мобильного приложения с его помощью в тестовом режиме проводились опросы, посвященные удовлетворенности участием в исследовании ЭССЕ-РФ3, частоте использования интернета и отношению к онлайн и мобильным исследованиям. Доля прошедших данные опросы составила 41 и 45% соответственно.

Большинство (97%) респондентов, установивших приложение и ответивших на вопросы о частоте использования интернета и мобильного телефона, сообщили, что пользуются мобильным телефоном ежедневно, 88% — ежедневно используют сеть Интернет. Только 25% ответивших сообщили о положительном отношении к проведению онлайн-опросов, 22% отнеслись к опросам нейтрально, 45% — с настороженностью, то есть готовы отвечать на вопросы только в том случае, если им известно, кто проводит опрос, и 8% сообщили об отрицательном отношении.

Опрос, посвященный вакцинации против COVID-19, проведен в декабре 2021 г., через полгода после завершения исследования ЭССЕ-РФ3. В данном опросе приняли участие 150 (24,8%) пользователей приложения, 100 женщин и 50 мужчин. Медиана возраста опрошенных составила 51 (45; 63) год.

Группы участников ЭССЕ-РФ3, прошедших опрос (n=150), установивших приложение, но не прошедших опрос (n=461) и не установивших приложение (n=1159) статистически значимо различались по полу, возрасту, уровню занятости, наличию хронических заболеваний, особенностям употребления алкоголя (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика участников ЭССЕ-РФ3, не установивших приложение, установивших приложение и прошедших опрос

Характеристика

Не установили приложение (n=1159)

Установили приложение (n=461)

Прошли опрос (n=150)

p***

Пол

Женский, n (%)

650 (56,1)

281 (61,0)

100 (66,7)

0,018

Мужской, n (%)

509 (43,9)

180 (39,0)

50 (33,3)

Возраст, лет

35—44, n (%)

195 (16,8)

111 (24,1)

35 (23,3)

<0,001

45—54, n (%)

309 (26,7)

144 (31,2)

63 (42,0)

55—64, n (%)

327 (28,2)

127 (27,5)

39 (26,0)

65—74, n (%)

328 (28,3)

79 (17,1)

13 (8,7)

Образование

Среднее и ниже, n (%)

113 (9,7)

31 (6,7)

10 (6,6)

0,049

Среднее специальное, n (%)

579 (50,0)

213 (46,2)

70 (46,7)

Высшее, n (%)

467 (40,3)

217 (47,1)

70 (46,7)

Занятость

Безработные, на пенсии, n (%)

493 (42,5)

122 (26,5)

43 (28,7)

<0,001

Постоянное место работы, n (%)

666 (57,5)

16 (73,5)

107 (71,3)

Курение

Никогда не курили, n (%)

618 (53,3)

259 (56,2)

93 (62,0)

0,047

Курили, но прекратили, n (%)

312 (26,9)

131 (28,4)

28 (18,7)

Курящие, n (%)

229 (19,8)

71 (15,4)

29 (19,3)

Злоупотребление алкоголем*

Никогда, n (%)

524 (53,7)

213 (52,0)

94 (68,6)

<0,001

1 раз в неделю и реже, n (%)

401 (41,1)

179 (43,7)

42 (30,7)

2 раза в неделю и чаще, n (%)

50 (5,2)

18 (4,4)

1 (0,7)

Хронические заболевания**

Да, n (%)

323 (27,9)

166 (36,0)

58 (38,7)

<0,001

Нет, n (%)

836 (72,1)

295 (64,0)

92 (61,3)

Примечание. * — употребление за один раз 60 г или более чистого спирта; ** — наличие одного или нескольких из следующих заболеваний: артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, хронический бронхит, бронхиальная астма; *** — тест χ2 Пирсона.

По результатам множественного логистического регрессионного анализа факторами, определяющими установку мобильного приложения, служили принадлежность к возрастным группам моложе 65 лет и наличие постоянного места работы (табл. 2). Готовность участвовать в опросе была выше у лиц более молодых возрастных групп по сравнению с лицами старше 65 лет. Лица, злоупотребляющие алкоголем, реже принимали участие в опросе.

Таблица 2. Факторы, определяющие готовность установить мобильное приложение и участвовать в опросе (по результатам множественного логистического регрессионного анализа)

Характеристики

Установка приложения, ОШ, 95 ДИ%

p

Прохождение опроса, ОШ, 95 ДИ%

p

Пол

Женский

ГС

ГС

0,920

Мужской

0,8 (0,6; 1,1)

0,123

1,0 (0,6; 1,5)

Возраст, годы

35—44

1,9 (1,2; 2,9)

0,003

4,7 (2,0; 10,8)

0,001

45—54

1,6 (1,1; 2,4)

0,013

5,5 (2,5; 11,9)

0,001

55—64

1,5 (1,1; 2,1)

0,026

3,2 (1,5; 6,8)

0,002

65—74

ГС

ГС

Образование

Среднее и ниже

ГС

ГС

Среднее специальное

1,3 (0,9; 2,1)

0,187

1,3 (0,6; 3,0)

0,491

Высшее

1,4 (0,9; 2,2)

0,175

1,2 (0,5; 2,8)

0,646

Занятость

Не имеющие постоянного места работы***

ГС

ГС

Постоянное место работы

1,6 (1,2; 2,1)

0,001

0,9 (0,6; 1,5)

0,711

Курение

Никогда не курили

ГС

ГС

Курили, но прекратили

1,0 (0,8; 1,3)

0,950

0,7 (0,4; 1,2)

0,184

Курящие

0,7 (0,5; 1,0)

0,048

0,9 (0,6; 1,6)

0,871

Злоупотребление алкоголем*

Никогда

ГС

ГС

1 раз в неделю и реже

1,0 (0,8; 1,3)

0,866

0,5 (0,3; 0,8)

0,003

2а раза в неделю и чаще

0,7 (0,4; 1,3)

0,296

0,1 (0,0; 0,8)

0,028

Хронические заболевания

Нет

ГС

ГС

Да

0,9 (0,7; 1,1)

0,336

0,9 (0,6; 1,4)

0,762

Примечание. ГС — группа сравнения; * — употребление за 1 раз 60 г или более чистого спирта; ** — наличие одного или нескольких из следующих заболеваний: гипертония, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, хронический бронхит, бронхиальная астма; ОШ — скорректированное отношение шансов; ДИ — доверительный интервал; *** — безработные, на пенсии, работающие с неполной занятостью.

На момент завершения исследования ЭССЕ-РФ3 32 (21,3%) из 150 принявших участие в опросе привиты против COVID-19. Через 6 мес, к моменту проведения опроса, число привитых увеличилось до 121 (80,7%). В период с июля по декабрь 2021 г. прививку получили 89 опрошенных.

Из 29 участников опроса, не прошедших вакцинацию против COVID-19, 48,8% сообщили о наличии антител к вирусу, 17,2% — имели медицинский отвод, 34,5% — считали вакцинацию небезопасной, 24,1% — неэффективной. Большинство вакцинированных против COVID-19 участников опроса (75 из 121) привиты вакциной Спутник V (62%), Спутник Лайт — 21,5%, Ковивак — 13,2%, вакциной ЭпивакКорона — 3,3%.

При наличии возможности выбирать, какой вакциной привиться, 49,6% привитых респондентов предпочли бы использовать Спутник Лайт и 31,4% — Спутник V (табл. 3). Предпочтение зарубежным вакцинам отдали бы 17,2% непривитых и 7,5% привитых респондентов.

Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос: «Какой вакциной вы предпочли бы привиться/ревакцинироваться?» в зависимости от вакцинального статуса

Вакцинация против COVID-19

Спутник V

Спутник Лайт

Ковивак

ЭпиВакКорона

Phizer

AstraZeneca

Ни одной из предложенных

Не привитые, n (%)

6 (20,7)

5 (17,2)

5 (17,2)

1 (3,4)

3 (10,3)

2 (6,9)

7 (24,1)

Привитые, n (%)

38 (31,4)

60 (49,6)

8 (6,6)

2 (1,7)

6 (5,0)

3 (2,5)

4 (3,3)

Все, n (%)

44 (29,3)

65 (43,3)

13 (8,7)

3 (2,0)

9 (6,0)

5 (3,3)

11 (7,3)

Примечание. χ2(6)=26,3, p<0,001.

Положительное отношение к вакцинации против COVID-19 высказали 62% опрошенных. Отношение к прививкам не различалось в зависимости от пола, возраста, образования, занятости, наличия антител к вирусу (табл. 4).

Таблица. 4. Отношение респондентов к вакцинации против COVID-19

Характеристики

Отношение к вакцинации против COVID-19

p*

положительное

нейтральное

отрицательное

Пол

Женский, n (%)

63 (63,0)

12 (12,0)

25 (25,0)

0,597

Мужской, n (%)

30 (60,0)

9 (18,0)

11 (22,0)

Возраст, лет

35—44, n (%)

19 (54,3)

6 (17,1)

10 (28,6)

0,209

45—54, n (%)

36 (57,1)

11 (17,5)

16 (25,4)

55—64, n (%)

26 (66,7)

3 (7,7)

10 (25,6)

65—74, n (%)

12 (92,3)

1 (7,7)

0 (0,0)

Образование

Среднее и ниже, n (%)

6 (60,0)

1 (10,0)

3 (30,0)

0,578

Среднее специальное, n (%)

43 (61,4)

13 (18,6)

14 (20,0)

Высшее, n (%)

44 (62,9)

7 (10,0)

19 (27,1)

Занятость

Работающие, n (%)

31 (72,1)

5 (11,6)

7 (16,3)

0,255

Безработные, на пенсии, n (%)

62 (57,9)

16 (15,0)

29 (27,1)

Вакцинированы против COVID-19

Да, n (%)

91 (75,2)

11 (9,1)

19 (15,7)

<0,001

Нет, n (%)

2 (6,9)

10 (34,5)

17 (58,6)

Уверенность в эффективности неспецифических мер профилактики COVID-19 (маски, перчатки, социальная дистанция)

Да, n (%)

77 (68,8)

13 (11,6)

22 (19,6)

0,001

Нет, n (%)

16 (42,1)

8 (21,1)

14 (36,8)

Примечание. * — χ2 Пирсона.

Положительное отношение к вакцинации чаще демонстрировали привитые участники, а также те, кто сообщил о высокой степени уверенности в эффективности неспецифических мер профилактики инфекции, таких как использование масок, перчаток, соблюдение социальной дистанции.

Большинство респондентов считают российские вакцины безопасными (66%) и эффективными (65,3%), примерно каждый четвертый респондент выразил неуверенность в этом, а каждый десятый — несогласие (табл. 5). Зарубежные вакцины считали безопасными 27,3%, а эффективными — 38% опрошенных. Большинство респондентов не смогли однозначно ответить на данный вопрос.

Таблица 5. Оценка респондентами эффективности и безопасности российских и зарубежных вакцин

Страна производитель

Безопасность вакцины

Эффективность вакцины

согласен

не знаю

не согласен

согласен

не знаю

не согласен

Российские, n (%)

99 (66,0)

36 (24,0)

15 (10,0)

98 (65,3)

38 (25,3)

14 (9,3)

Зарубежные, n (%)

41 (27,3)

91 (60,7)

18 (12,0)

38 (38,0)

95 (63,3)

17 (11,3)

χ2 Пирсона

χ2(2)=48,1, p<,001

χ2(2)=51,2, p<0,001

Обсуждение

Мобильные опросы представляют собой быстрый способ получения информации, необходимой для тестирования гипотез и даже при невысокой точности результатов отражающей изучаемую ситуацию лучше, чем простое предположение. Мобильные приложения могут быть использованы для проведения небольших пилотных исследований, апробации опросников с целью их последующего совершенствования для применения в дальнейшем в более крупных исследованиях.

Продемонстрированный настоящим исследованием отклик подтверждает тезис о том, что при проведении мобильных опросов сложно обеспечить высокую репрезентативность выборки. Даже с учетом того, что пройти опрос предлагалось лицам, ранее принимавшим участие в исследованиях «Узнай свое сердце» и ЭССЕ-РФ3 и, следовательно, имеющим определенный уровень доверия к организаторам исследования, итоговый отклик на приглашение к участию в мобильном опросе составил только 8,5%. Группа участников ЭССЕ-РФ3, установивших приложение и принявших участие в опросе, значительно отличалась от целевой группы опроса, репрезентативной для жителей Архангельской области в возрасте 35—74 года. Ранее показано, что женщины, как правило, охотнее откликаются на предложения участвовать в опросах, чем мужчины, и более обеспокоены своим здоровьем [12, 13]. Преобладали более молодые респонденты, которые чаще используют смартфоны и мобильный интернет по сравнению с лицами старших возрастных групп [2, 5]. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в Российской Федерации, среди лиц 55—64 лет интернетом пользуется 57,9%, а среди пожилых людей (65+) — только 32,9% [2]. Более 2% взрослого населения не использует интернет по соображениям безопасности [2]. В отличие от возрастных лиц, молодые респонденты чаще считают мобильные опросы комфортным способом участия в исследованиях ввиду возможности проходить опрос в удобном месте и в любое время без участия сторонних лиц (интервьюеров) [5]. Это в свою очередь может повысить охват опросом представителей определенных социально-демографических групп, которые обычно не принимают участие в опросах из-за высокой занятости [5, 14]. Лица старших возрастных групп чаще отмечают сложности при использовании мобильных приложений, связанные с необходимостью читать мелкий текст на небольшом экране мобильного телефона, заполнять текстовые поля, сталкиваясь с непонятным для них интерфейсом и системой навигации [5]. Большая доля имеющих постоянную занятость среди прошедших опрос также обусловлена менее активным участием в опросе лиц пенсионного возраста. Наличие хронических заболеваний не влияло на участие в опросе, что расходится с результатами других исследований [15]. Лица, злоупотребляющие алкоголем, редко становятся участниками социологических исследований [16].

Отличия группы респондентов от других участников ЭССЕ-РФ3 и результатов других исследований свидетельствуют о формировании в ходе исследования смещенной нерепрезентативной выборки, что является проблемой подобных исследований и не позволяет экстраполировать результаты опроса на всех жителей Архангельской области даже с учетом возрастной категории участников. Потенциальное исправление проблемы обобщения полученных результатов путем их стандартизации по возрасту теряет валидность в свете низкого отклика. Поэтому полученные результаты следует интерпретировать с учетом упомянутых выше ограничений исследования.

Мы наблюдали низкий отклик на приглашение установить мобильное приложение (611 (34,5%) из 1770), низкую активность участия в опросе (150 (24,5%) из 611) и низкую эффективность PUSH-уведомлений о необходимости пройти опрос, несмотря на высокую частоту (97%) использования смартфонов участниками, установившими приложение. При проведении нами аналогичных опросов на бумажных носителях в учреждениях здравоохранения более 77% людей соглашались принять участие в исследовании [17].

Мобильное приложение не установили 34,1% участников ЭССЕ-РФ, что сопоставимо с показателями отклика на участие в других исследованиях с использованием мобильного приложения [18]. Телефонный опрос отказавшихся показал, что несмотря на повсеместный рост числа пользователей смартфонов и мобильного интернета, 8,5% нашей целевой группы не могли быть вовлечены в опрос через мобильное приложение из-за отсутствия у них технических возможностей. Более 5% отказались от установки, сославшись на дефицит свободного времени, а 4,7% сообщили, что не доверяют мобильным приложениям.

Недоверие потенциальных пользователей к мобильным приложениям, непонимание ими целесообразности прохождения подобных опросов и снижение отклика на участие в опросах в динамике становится серьезным препятствием к получению информативных результатов и свидетельствует о необходимости проведения разъяснительной работы, что в свою очередь увеличивает затраты времени как на начальных, так и на последующих этапах проведения исследований с использованием мобильного приложения, а это не дает преимуществ перед проведением опроса с участием интервьюеров или на бумажных носителях. Тем не менее наш опыт свидетельствует о возможности значительно увеличить количество пользователей приложения за счет разъяснительной работы, повышения уровня осведомленности потенциальных участников и доверия исследователям. Одновременно существует необходимость в формировании стойкой мотивации участников к прохождению опросов, которая может быть достигнута путем денежного и различных видов неденежного стимулирования.

По результатам исследований с использованием мобильных приложений, проводимых другими авторами, до 20% респондентов участвовали в опросе вне дома и работы. Опросники заполнялись в транспорте, учреждениях общественного питания, на улице и так далее [5]. При использовании мобильных приложений невозможно учесть влияние условий и окружения, в котором участник проходил опрос, время, затраченное на заполнение опросника, оценить полноту и достоверность предоставленной информации [4, 19].

Разработка программного обеспечения для мобильного приложения сопряжена с дополнительными финансовыми и временными затратами. Помимо этого, проблемами опросов в мобильном приложении являются некорректное заполнение или предоставление неполных/коротких ответов на открытые вопросы, а также большая доля незавершенных опросов [20]. У респондентов могут возникать неудобства при наборе ответов на открытые вопросы ввиду особенностей модели телефона (размер и разрешение экрана, интерфейс), ограниченной функциональности, что требует дополнительных усилий. Исследователями отмечено, что респонденты, использующие мобильный телефон, чаще дают короткие и несодержательные ответы, а заполнение опросника занимает у них в 3 раза больше времени, чем заполнение того же самого опросника на компьютере [5]. От 18 до 40% пользователей, приступив к опросу, оставляют его незавершенным. В нашем исследовании мы не имели технической возможности отследить количество незавершенных опросов [5, 14].

Кроме того, неудобство использования мобильных телефонов, связанное с необходимостью менять размер шрифта или прокручивать экран для просмотра всех ответов может приводить к выбору ответов, представленных первыми в списке, которые часто являются положительными [5].

Наше исследование проводилось с соблюдением условия конфиденциальности, но результаты опроса привязывались к конкретному участнику ЭССЕ-РФ, что, возможно, привело к получению более социально одобряемых ответов на «чувствительные» вопросы, касающиеся вакцинопрофилактики COVID-19. В целом же технология мобильных опросов уменьшает вероятность получения социально приемлемых ответов по сравнению с опросами, проводимыми интервьюерами или с использованием бумажных носителей в учреждениях здравоохранения [20].

В виду наличия принципиальных различий между группой участников исследования и целевой группой опрос о вакцинации против COVID-19, проведенный с использованием мобильного приложения, позволил определить охват вакцинацией и отношение к прививкам группы респондентов, более охотно принимавших участие в опросах и, вероятно, более настороженной в вопросах собственного здоровья.

Мы выявили высокий (80,7%) уровень охвата вакцинацией лиц, включенных в исследование, проведенное в декабре 2021 г., через год после начала массовой вакцинации против COVID-19 в Российской Федерации. Этот показатель значительно превышал долю готовых вакцинироваться против коронавируса в разных странах (48,0—78,6%) по результатам метаанализа публикаций [21]. Данный факт, вероятнее всего, объясняется участием в опросе молодых респондентов, более социально активных и озабоченных состоянием собственного здоровья [22]. Доля вакцинированных в этой группе, вероятно, выше, чем среди тех, кто не принял участие в исследовании. Положительное отношение к вакцинации чаще демонстрировали лица, сообщившие о высокой степени уверенности в эффективности неспецифических мер профилактики инфекции, таких как маски, перчатки и соблюдение социальной дистанции. Похожие результаты получены другими авторами, которые показали, что готовность привиться несколько выше у социально конформных людей, соблюдающих рекомендации по самоизоляции [21].

Помимо того, что среди принявших участие в опросе могло быть больше привившихся, чем не прививавшихся, значительное увеличение количества вакцинированных в течение 6 мес с момента проведения ЭССЕ-РФ3, может объясняться не столько пониманием опасности заболевания и важности его профилактики, сколько необходимостью получения QR-кода для доступа к рекреационным и другим ресурсам. Этим же можно объяснить и ответы респондентов в пользу выбора вакцины Спутник Лайт, которая, согласно инструкции к препарату, вводится однократно, что ускоряет получение прививочного сертификата в сравнении введением двух доз других вакцинальных препаратов [23].

Ввиду особенностей мобильного сбора данных, таких как преобладание среди участников опроса людей, обеспокоенных собственным здоровьем, представление утвердительных вариантов ответа в начале списка, отношение к вакцинации в нашем исследовании было более положительным по сравнению с результатами обезличенных интернет-опросов и социологических опросов [24, 25]. Но, несмотря на это, каждый третий опрошенный сообщил о сомнениях в эффективности (34%) и безопасности (34,6%) вакцин. Данный факт вызывает обеспокоенность, так как неполный охват вакцинацией будет способствовать непрерывной циркуляции и передаче вируса, развитию прорывных инфекций у привитых, что в свою очередь увеличит недоверие к вакцинам [26]. Исходя из этого, предоставление широкой общественности и населению убедительных доказательств эффективности и безопасности вакцин против SARS-CoV-2 является наиболее важным способом повышения приверженности вакцинации.

В ходе исследования выявлены участники (11%), которые предпочли бы привиться или ревакцинироваться зарубежными вакцинами, недоступными гражданам России. Обеспечение доступности этих вакцин и предоставление выбора могло бы повысить охват граждан вакцинацией, что способствовало бы более эффективному противодействию распространению инфекции.

Заключение

Использование мобильного приложения для проведения опросов на тему здоровья показало низкую результативность, определяемую низким откликом на приглашение к участию в исследовании и, как следствие, формированием выборки низкой репрезентативности, не позволяющей обобщать полученные результаты. Возможными барьерами для успешного использования мобильных приложений для сбора данных являются инертность и низкая мотивация потенциальных участников, недоверие мобильным приложениям, отсутствие анонимности, неудобство использования мобильного телефона и недостаток цифровых навыков. Тем не менее мобильные приложения имеют потенциал для использования в научных исследованиях в связи с возможностью быстрого получения информации, доступностью в любом месте и в любое время, возможностью дистанционного мониторинга различных показателей здоровья.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.А. Кригер; сбор и обработка материала — Д.С. Башкирев, Н.А. Митькин; статистический анализ данных — Е.А. Кригер, В.А. Постоев; написание текста — Е.А. Кригер, В.А. Постоев; редактирование — Д.С. Башкирев, Н.А. Митькин, А.В. Концевая, А.В. Кудрявцев.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.