Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сенько О.В.

ФГУ «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук»

Брусов О.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Пономарева Л.И.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Матвеев И.А.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

Карпова Н.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Кузнецова А.В.

ФГБУН Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук

Салманов М.Ю.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Кусочно-линейная регрессионная модель динамики гемостаза у доноров и больных шизофренией

Авторы:

Сенько О.В., Брусов О.С., Пономарева Л.И., Матвеев И.А., Карпова Н.С., Кузнецова А.В., Салманов М.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1088

Загрузок: 24


Как цитировать:

Сенько О.В., Брусов О.С., Пономарева Л.И., Матвеев И.А., Карпова Н.С., Кузнецова А.В., Салманов М.Ю. Кусочно-линейная регрессионная модель динамики гемостаза у доноров и больных шизофренией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(1):111‑115.
Senko OV, Brusov OS, Ponomareva LI, Matveev IA, Karpova NS, Kuznetsova AV, Salmanov MYu. Piecewise linear regression model of hemostasis dynamics in donors and patients with schizophrenia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(1):111‑115. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2023123011111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ини­ци­аль­ные пси­хи­чес­кие расстройства у боль­ных с пси­хо­ти­чес­ки­ми фор­ма­ми ши­зоф­ре­нии, де­бю­ти­ро­вав­шей в под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):93-98
Но­вая пси­хо­па­то­ло­ги­чес­кая па­ра­диг­ма ши­зоф­ре­нии и расстройств ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):7-15
Го­тов­ность при­ла­гать уси­лия в груп­пе кли­ни­чес­ко­го вы­со­ко­го рис­ка раз­ви­тия пси­хо­за: связь с вы­ра­жен­нос­тью и ста­биль­нос­тью не­га­тив­ной сим­пто­ма­ти­ки. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):109-115
Связь фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния го­лов­но­го моз­га с кли­ни­чес­ки­ми и кон­сти­ту­ци­ональ­ны­ми фак­то­ра­ми при ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):123-128
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния сис­те­мы ге­ном­но­го ре­дак­ти­ро­ва­ния CRISPR/Cas9 для изу­че­ния мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких ос­нов пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):27-33
Свя­зи меж­ду ком­по­нен­та­ми ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма и ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями у боль­ных ши­зоф­ре­ни­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):82-87
Це­реб­раль­ные ге­мо­ди­на­ми­чес­кие на­ру­ше­ния у боль­ных ши­зоф­ре­ни­ей с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):80-85
Кли­ни­ко-пси­хо­па­то­ло­ги­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки боль­ных с поз­дно ма­ни­фес­ти­ру­ющи­ми ши­зоф­ре­ни­ей и ши­зоф­ре­но­по­доб­ны­ми пси­хо­за­ми в клас­те­рах, вы­де­лен­ных по би­оло­ги­чес­ким па­ра­мет­рам. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):137-144
Кли­ни­чес­кие и пси­хо­мет­ри­чес­кие осо­бен­нос­ти ког­ни­тив­ных и не­га­тив­ных расстройств при ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):64-71
Ред­кий ва­ри­ант тром­бо­за на фо­не но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(3):329-334

Известно, что у больных шизофренией наблюдаются очаги нейровоспаления в ЦНС, что может приводить к развитию системного иммунного воспаления, которое активирует клетки крови. Было показано, что при шизофрении в состоянии обострения наблюдается повышенная активность лейкоцитарной эластазы. Это отражает активацию неспецифического иммунитета у таких больных [1] и может приводить к развитию гиперкоагуляции (повышенная свертываемость) крови. С использованием метода тромбодинамики (ТД) нами было показано, что у больных шизофренией в состоянии обострения наблюдается гиперкоагуляция, которая сопровождается появлением в крови спонтанных очагов роста микротромбов (спонтанных сгустков), что подтверждает повышенную генерацию тромбина в плазме крови больных [2]. Это может приводить к развитию ишемии мозга и когнитивных расстройств у больных после каждого приступа шизофрении. Для более детального анализа гемостаза необходимо, помимо процесса коагуляции, исследовать состояние фибринолиза. Для этого нами был разработан метод фибринодинамики, предназначенный для исследования in vitro пространственно-временной динамики коагуляции и фибринолиза образца плазмы крови [3].

Цель настоящей работы — разработка и использование альтернативного подхода, основанного на взаимном сравнении профилей световых сигналов, соответствующих различным пациентам, для выявления участка, максимально удаленного от профиля, наблюдающегося в группе контроля.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 62 больных (все женского пола) с шизофренией или шизоаффективными расстройствами в остром периоде (наблюдательное исследование — 2016—2017 гг.). Диагноз «параноидная шизофрения с приступообразно-прогредиентным типом течения» (F20.01 по МКБ-10) или «с непрерывным типом течения (F20.02)» был поставлен 44 пациенткам. Основные клинические синдромы у этих больных — галлюцинаторно-бредовой и бредовой. Медианный возраст — Me [Q1; Q3]=45,5 [33; 56] года (Me — медиана; Q1 и Q3 — 1-й и 3-й квартили распределения значений возраста в группе). Диагноз «шизоаффективное расстройство, депрессивный тип (F25.1)» был поставлен 18 пациенткам. Me=48 [43; 57] лет.

Контрольная группа (доноры) включала психически здоровых женщин (n=20), соответствующих по возрасту популяции больных. Me=45 [29; 68] лет. Медианные значения возраста между всеми группами статистически неразличимы.

Все больные были обследованы на 2-й или 3-й день после поступления в стационар — Психиатрическую больницу №1 им. Алексеева (Москва, Россия). Большинство больных поступили по скорой помощи в остром (психотическом) приступе.

Исследование соответствовало всем положениям Хельсинкской декларации и было одобрено локальным Этическим комитетом.

Тест проводился в тонком слое плазмы без перемешивания. Для этого образцы плазмы крови помещают в каналы измерительной кюветы. Затем в каналы кюветы вводят специальную вставку (активатор), на торце которой нанесено покрытие с активатором свертывания (тканевым фактором). Как только плазма крови соприкасается с активатором, начинается процесс свертывания, выражающийся в том, что от локализованного на торце вставки тканевого фактора в объем плазмы начинает расти фибриновый сгусток, как на поврежденной стенке сосуда in vivo.

Забор образцов венозной крови проводили из локтевой вены в вакутейнер типа Vacuette (Австрия), содержащий антикоагулянт — 3,2%-ный раствор цитрата натрия. Свежую кровь центрифугировали 15 мин при 1600 g. Отбирали плазму, обедненную тромбоцитами, которую центрифугировали 5 мин при 10 000 g. Полученную плазму, свободную от тромбоцитов, использовали для проведения исследования. Для разработки метода фибринодинамики (ФД) использовали анализатор тромбодинамики Т-2, который дает возможность отслеживать процессы коагуляции и фибринолиза в двух каналах кюветы, заполненных свежей плазмой крови. В режиме коагуляции наблюдается непрерывный рост яркости, который обусловлен постепенным ростом и уплотнением сгустка от активатора и ростом спонтанных сгустков во всем объеме кюветы. В канал, используемый в режиме фибринолиза, добавляли тканевый активатор плазминогена (ТАП) в конечной концентрации 1 мкг/мл, который активирует систему фибринолиза, при этом происходит как рост сгустков, так и их лизис. Процессы, происходящие в каналах кюветы, фиксируются анализатором ТД на цифровую фотокамеру и записываются на персональный компьютер, связанный с анализатором в виде двух видеофайлов (по одному на каждый канал), которые обрабатывали с помощью метода, описанного ниже.

Методы анализа данных. Предположим, что данные содержат m профилей интенсивности световых сигналов в моменты времени t1, ... , tn.

На первом этапе проводится сглаживание исходных профилей с использованием известного метода Безье [4]. Далее переход от сглаженного профиля X(t1), … , X(tn) к профилю его первых производных по времени p(t1), … , p(tn), которые отражают скорости изменений интенсивности световых сигналов в моменты времени t1, … , tn.

Различия между двумя профилями и оценивалось по соответствующим профилям первых производных pi(t1), … , pi(tn) и pj(t1), … , pj(tn) по формуле:

Dij=∑k=1n |pi(tk) – pj(tk)|.

Предположим, что имеется m профилей. Применив формулу ко всем возможным парам профилей мы получим матрицу:

,

в ячейках которой находятся величины различий между профилями, вычисляемые по формуле. Находящиеся на диагонали величины D11, ..., Dmm соответствуют различиям между совпадающими профилями и, следовательно, равны 0. Величины Di1, ..., Dim могут интерпретироваться как значения переменной Zi, заданной на множестве всевозможных скоростных профилей интенсивности световых сигналов и равной различию между произвольным профилем и профилем с номером i. Матрица D содержит значения m переменных Z1, ... Zm на m профилях. Анализируемые профили были пронумерованы согласно их положению в выборке. Первые 20 профилей соответствовали донорам, а следующие 44 — пациентам с шизофренией.

Результаты

Визуальный анализ двухмерных диаграмм рассеяния для пар переменных Zi, Zj показывает существование структур, имеющих форму латинской буквы V. Пример такой структуры показан на рис. 1. Следовательно, вдоль оси X отложены значения переменной Z1, содержащей различия между произвольными профилями и профилем донора с номером 1, а вдоль оси Y — переменной Z62, содержащей различия между текущим профилем пациента и профилем пациента с номером 62. Переменные Z измеряются в относительных единицах.

Рис. 1. Пример V-образной структуры диаграммы рассеяния.

По оси X отложены расстояния в относительных единицах до профиля, соответствующего донору №1 из контрольной группы; по оси Y — расстояния до профиля, соответствующие пациенту №62. Черные кружки соответствуют случаям с шизофренией, серые кружки — контрольной группе, черный крестик соответствует точке излома линии регрессии.

Структуры, аналогичные изображенной на рис. 1, могут быть описаны с помощью кусочно-линейных регрессий, являющихся композициями двух линейных регрессий, заданных до и после некоторой точки излома. На рис. 1 видно существование линейной связи между переменными Z1 и Z62 с отрицательным углом наклона на отрезке значений от 0 до 10 мин и линейной связи с положительным углом наклона на отрезке от 10 до 14 мин. Указанные регрессии пересекаются в точке излома (11 мин). Причиной возникновения кусочно-линейной структуры, наблюдаемой на рис. 1, вероятно, является согласованный характер различий скоростных профилей интенсивности, содержащихся в данных, с профилями донора с номером 1 и пациента с номером 62.

Оценка статистической значимости кусочно-линейной регрессии должна включать оценку значимости смены угла наклона линейной регрессии в точке излома. Для оценки значимости смены углов наклона может быть использован рассмотренный в работах [5, 6] метод, который основан на проверке нулевой гипотезы об исчерпывающем описании данных простой линейной регрессией с использованием перестановочного теста. Данная гипотеза сводится к предположению о независимости остатков простой линейной модели от регрессора, которая проверяется с помощью кусочно-линейной модели. Величина коэффициента детерминации для кусочно-линейной модели на реальных данных сравнивается с величинами коэффициента детерминации на искусственно сгенерированных выборках, которые получаются из исходной выборки путем случайных перестановок остатков простой линейной модели. Далее случайно переставленные остатки складываются с прогнозами, вычисляемыми простой линейной моделью. В качестве p-значений принимаются доли искусственно сгенерированных выборок, на которых величина коэффициента детерминации превысила величину коэффициента детерминации на реальных данных.

Важной особенностью кусочно-линейных моделей является возможность идентификации с их помощью особенностей профилей ФД у больных шизофренией. Визуальный анализ двухмерных диаграмм для пар переменных Zi, Zj со значимыми кусочно-линейными регрессиями показывает существенные отклонения распределений профилей, соответствующих случаям с шизофренией и здоровым донорам, слева и справа от точки излома. Статистическая значимость различий оценивалась с помощью критерия χ2.

Применение описанного выше критерия проверки гипотезы об исчерпывающем описании данных с помощью простой линейной модели показало, что эта гипотеза отвергается в пользу альтернативной кусочно-линейной модели для 3143 (67%) из 4692 пар сравнений переменных.

Использование критерия χ2 показало, что статистически значимые на уровне p≤0,05 отклонения распределений профилей, соответствующих случаям с шизофренией и здоровым донорам, слева и справа от точки излома существуют для 27,6% из 3143 статистически значимых кусочно-линейных моделей. При этом статистически значимые на уровне p≤0,01 отклонения существуют для 16,1% из 3143 статистически значимых кусочно-линейных моделей.

На рис. 2 изображена группа из 20 случайным образом отобранных профилей первых производных по времени от сглаженных сигналов. При этом 10 изображенных серыми линиями профилей соответствуют профилям ФД у больных шизофренией, расположенным на диаграмме правее точки излома; 10 изображенных черными линиями профилей соответствуют профилям ФД для здоровых доноров, расположенным левее точки излома. По оси Y отложены значения первых производных сглаженных профилей интенсивности светового сигнала, по оси X отложено время регистрации сигнала.

Рис. 2. Примеры 20 случайным образом отобранных профилей первых производных по времени от сглаженных сигналов.

Десять непрерывных серых линий соответствуют профилям ФД у больных шизофренией; 10 черных пунктирных линий соответствуют профилям ФД для здоровых доноров из контрольной группы. По оси Y отложены значения первых производных сглаженных профилей интенсивности светового сигнала, по оси X — время регистрации сигнала.

На рис. 2 показано хорошее разделение профилей с выраженным различием между группами: профили, соответствующие случаям у больных шизофренией, на временном интервале выполнения ФД от 0 до 5 мин идут выше профилей здоровых доноров, а для времени свыше 10 мин прослеживается обратная тенденция.

Обсуждение

Показано, что в пространстве переменных, соответствующих взаимным различиям между профилями световых сигналов, характеризующих скоростную динамику изменений размера кровяного сгустка, существуют структуры, описываемые кусочно-линейными регрессионными моделями с одной точкой излома. Для оценки статистической значимости наблюдаемых кусочно-линейных эффектов был использован метод, основанный на перестановочном тесте, являющемся универсальным непараметрическим способом оценивания статистической значимости без ограничений на размер данных [6]. Непосредственный визуальный анализ показывает существенные отличия профилей, разграничиваемых профилем, соответствующим точке излома. В работе показано, что для значительной части кусочно-линейных моделей точка излома статистически значимо разделяет группы с шизофренией и здоровых доноров, а профиль в соответствующей точке излома разграничивает профили указанных групп.

Заключение

Полученные в работе результаты свидетельствуют, что использование статистически значимых кусочно-линейных моделей для описания связи расстояний до пар профилей является новым эффективным статистически обоснованным методом для визуального разграничения групп профилей теста фибринодинамики, в группе доноров и группах больных с эндогенными психическими расстройствами.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.